29.08.2009, 21:24 | #1 |
Модератор
|
Сякухати в свете традиции Дзэн Буддизма
Это выборочный перевод ответа Чикузэн сэнсэя на мировом форуме. Чикузэн долго обучался в Японии. Его учителя - сэнсэи Танигучи и Йокояма. Сегодня Чикузэн сэнсэй живёт в США. Он Дай Шихан школы Докиёку, его основное занятие - преподавание Дзэн Буддизма и сякухати в свете Дзэн в собственном додзё. Приводимые выдержки взяты отсюда
Кое какие язвковые обороты я изменил, чтобы статья звучала более по-русски ------------------------------- 8< ------------------------------- ... Это легче увидеть с той позиции, что ранняя игра на сякухати была иммитацией пения сутр (chanting). Нужно вернуться в прошлое и посмотреть, что оказало самое раннее влияние на игру сякухати, или как у ранних игроков развивались умения "управлять звуком". Ответ - пение (сутр) и медитация. Произведения, отражающие буддистские концепции в своих названиях, - это те, которые созданы под влиянием пения. Посмотрите на то, как они написаны. Ранние записи музыки не имели отметок ритма, так же, как и пение, в котором ритм задаётся ведущим; символы на странице, по сути, не имеют отношения к музыке, а, скорее, только указывают на то, как произвести определённый звук. Например, РО обозначает "закрыть все отверстия", а не то, что это тональность Ре (D). Всё, что есть на странице, - это всего лишь "инструкции", говорящие нам, что делать для создания определённых звуков. Это только механика. Киорэй - это простейший пример для понимания этого. Как и сутра, он имеет начало и конец, определённый ритм, хотя и не фиксированный. При распевании сутр тональности не фиксированы. Когда кто-то поёт, он выбирает тот диапазон, который позволяет ему плавно проводить изменения звука. Монахи не были музыкантами, и их и сейчас не следует путать с музыкантами. Когда кто-то напевает то, что написано на листе, он смотрит и читает знаки с листа; умение прочесть знаки значит, что вы знаете, как правильно озвучить слово или знак. Таким образом, знаки подобны "игре" РО, ЦУ, РЭ, ЧИ, РИ в том, что дают нам указания, как воспроизводить определённые звуки. Мы знаем, как это делать потому, что мы умеем говорить, производить эти звуки, а также потому, что мы научились читать значки. Итак, следует понять то, что сякухати заменила собой голос, и теперь она "разговаривает". Умение правильно "произносить" звуки развилось непосредственно из чувства пения сутр. Сомиё (shomyo) чант демонстрирует огромное влияние на сякухати. Послушайте, как звук изгибается вверх и вниз, как начинается и заканчивается пение и т.п. Интересная вещь, пришедшая от ранних сякухати, - это то, ранние ноты ничего не говорили о дыхании (отметка дыхания - это окончание дыхания; ого, сколько информации); также ничего не говорили о музыке. Только то, как воспроизводить звуки. Монахи, привычные к медитациям и контролю дыхания, позаботятся о дыхании, поэтому им не нужно ничего об этом записывать, как и в записях сутр. Итак, подумаем о том, что Йокояма имел в виду, говоря о том, что игра иностранцев отличается. Если вы не привыкли к пению сутр и не привыкли следовать за дыханием, то это влияние (сутр) не проявится в вашей игре на сякухати. Вас не должен удивлять подобный комментарий. Я знаю без сомнения, кто из моих студентов поёт и сколько, а кто нет (когда они просто читают ноты и выполняют механику, но не следят параллельно за изменением дыхания). Так чтобы вы знали, насколько для него (Йокоямы) легко это понять. Вы не будете звучать "по-японски" без влияния этого элемента на музыку сякухати. Поймите этот аспект сякухати: тот факт, что ноты ничего не говорят о дыхании или о музыке, показывает вам то, чего НЕТ в нотах. Это значит, что как только вы научитесь играть элементарные ноты, вам нужно искать где-то в другом месте. Уходите от нот и ищите ответ. Это и является причиной огромного разочарования людей в нотах. Если вы ожидаете что-то, чего там нет, вы будете разочарованы. В этот момент ноты хороши только для создания вопросов, но не для ответов на них. Вам нужно уйти от нот, чтобы найти ответы. Далее, вы будете изучать дыхательный и музыкальный аспекты. Вдох не объясняет, что такое дыхание, а также не учит тому, как следовать за дыханием от начала через все трансформации до того, как оно окончится на другом конце флейты. Также ноты ничего не говорят о "связывании" двух нот. Связка - это отдельный элемент, не меньше, чем нота. Вам следует на ней концентрироваться. Связка - это дыхание. Это то, на чём вы должны концентрироваться при изучении хонкиёку. Просто проигрывая фразу снова и снова не даст результатов. Ключ - это связка. Начинайте сверху, посмотрите на первую ноту. В сякухати нет ничего автоматического, поэтому вам придётся создать эту ноту. Затем посмотрите на вторую ноту и создайте её. Что дальше? Вы должны связать эти ноты. Это значит, что мы должны уделять внимание дыханию, а также механическим действиям (положение пальцев, головы, языка и т.д.). Далее вы должны связать 2-ю и 3-ю ноты, далее - 3-ю и 4-ю и т.д. Не оставляйте ни одного камня нетронутым. Если вы это будете делать, это научит вас, как практиковать сякухати. Там вы сможете найти ответы, но не на листе! Попробуйте. Это только вершина большого айсберга. ......... ... он (Йокояма) основывает свой комментарий на факте, что обычно имеется очень мало влияния песнопений и медитации на их (иностранцев) хонкиёку. Это нельзя спрятать. Я неоднократно подчёркивал это моим студентам, когда они делали комментарий о том, что кто-то звучит не по-японски. Очень важно, что если вы практикуете, вам следует делать то, что необходимо для игры хонкиёку так, как она звучала изначально, если вы хотите так звучать. Пение звуков, уделение внимания дыханию ВСЁ время (не только во время вдоха) и уделение внимания связке нот будет прекрасным началом эффективной практики. ------------------------------- 8< -------------------------------
__________________
"Любая истина истинна в определённом контексте" Последний раз редактировалось Komuso, 29.08.2009 в 21:37. |