Вы находитесь на старой версии сайта "Сякухати в России".
Новый сайт находится по адресу shakuhachi.ru
Shakuhachi.ru - Сякухати в России  

Вернуться   Shakuhachi.ru - Сякухати в России > Форум "Сякухати в России" > Звуки Колокола
Справка Пользователи Календарь Поиск Сообщения за день Все разделы прочитаны

 
 
Опции темы Опции просмотра
Старый 09.07.2015, 08:57   #1
gwen
Местный
 
Регистрация: 26.08.2009
Адрес: Химки
Сообщения: 1,168
По умолчанию Летняя школа сякухати 2015 // Франция, г. Кремлин-Бисетр

Общая информация
В этом году основной темой летней школы был стиль Tozan. Два учителя из Японии, отец Тайзан Кавамура и сын Кизан Кавамура, преподавали именно Tozan.

Также в расписании уроков были Kinko, стили Chikuyusha и Chikumeisha, не спрашивайте меня, чем они отличаются, и KSK Honkyoku, и также уроки игры на кото и сямисене.

Кстати, я в очередной раз убедилась, что у меня проблемы с классификацией стилей. С неподдельным удивлением обнаружила я, что, например, пьеса Sanya Sugagaki относится к стилю Kinko Honkyoku Chikuyusha – тогда как я все время была уверена, что Kinko и Honkyoku рядом не стоят. Глубок и разнообразен мир сякухати, это факт.

Итого, я выбрала уроки вот с такими тремя пьесами:
- Kuyo no Kyoku, стиль KSK Honkyoku Chikushinkai, преподаватель Вероник Пирон, Франция; пьеса не запредельно сложная, спокойная и красивая, Вероник сравнила ее с Tamuke, потому что это тоже пьеса-молитва, олицетворяет момент освобождения души умершего человека;
- Koden Sugomori, стиль KSK Honkyoku Chikushinkai, преподаватель Вероник Пирон, Франция; пьеса состоит из разнообразных вариантов korokoro, трелей, всю пьесу мы разобрать не успели, она состоит из пяти частей, мы разобрали первые две и последнюю, и там еще работать и работать,
- Sanya Sugagaki, Kinko Honkyoku Chikuyusha, преподаватель Вольфганг Хесслер, Швейцария; у меня с Kinko сложные отношения, и благодаря терпению и безмятежности Вольфганга мне удалось немножко продвинуться в понимании нотации и приемов.

Далее коротко по блокам.

Робуки и технические приемы, разминка
Вели японские учителя
1. Игра с включенным метрономом – от нижнего РО вверх, каждая нота на восемь счетов, четыре раза.
1а. Вариант – зал делится на две группы, играют всю последовательность одновременно, но одна группа начинает играть от РО, другая от РЭ – это «распевка» перед исполнением в группе, на сцене, чтобы выровнять ритм и высоту.
2. Учитель играет разные ноты по одной, не в последовательности гаммы, вразнобой; ученики повторяют, стараясь ориентироваться не на положение пальцев (fingering), а на звук; если сложно, можно подглядывать.

3. Прием Yuri – вибрато (в Tozan)
Разные способы реализации приема, разные оттенки получаются.
Yoko-yuri – колебания головы в горизонтальной плоскости, плавно, не меняя высоты звука
Tate-yuri – колебания головы в вертикальной плоскости
Ichi-yuri – толчки за счет подачи воздуха, не от диафрагмы, а из груди и горла, сочетать с "зевком", одновременно мягкими толчками поддавливать флейту на себя
Mavashi-yuri – круговое движения головой, сначала вверх к положению кари


Уроки Kuyo no Kyoku, Вероник Пирон
- Вход в ЦУ-мери через РО – переход в мери – движение головой не прямо вниз, а немного вбок, в диагональ, тогда ты можешь развить звук (to develop the sound), получается мягкий переход, не резкий. И мери можно еще глубже.
- Сочетание ЦУ-мери / РЭ – для мери головой тоже в диагональ и потом вернуть в обычное положение для перехода в РЭ, переход получается мягкий и нежный (soft and gentle).
- Конец второго столбца – многократное раскачивание ноты У между мери и кари – тоже диагональным движением головы; когда мери – сильнее подача воздуха, когда кари – слабее (release). Это в регистре otsu. Если аналогичный прием играем в регистре kan, то переходы между мери и кари делаем не наклоном головы, а пальцем, варьируя степень открытия отверстия. Кстати, в этом стиле нота У играется открытым третьим отверстием, все остальные закрыты. Такие дела.


Уроки Koden Sugomori, Вероник Пирон
Другое название пьесы – Tsuzuru no Sugomori
- Прием korokoro – найти то положение кисти, при котором быстрые движения пальцев будут удаваться просто. Чаще всего это достигается, когда пальцы расположены под [очень] острым углом к флейте.
- Трель – как достигается? Вибрация чего-то там в горле? Как делает Joke Verdoold – что-то типа кошачьего урчания "пррр" и уводить его глубже в полость рта к горлу + расширять горло ("зевок").


Уроки Sanya Sugagaki, Вольфганг Хесслер
Вопрос: в какой-то момент снимаются все пальцы со всех отверстий – это когда надо делать? Какое тут правило?
Ответ: правило есть, но это не закон (there is the rule, but it is not the law). Это надо чувствовать. Это тебе твой учитель должен передать, чувство стиля Kinko (the feeling of Kinko). Я тебе за 4 дня не передам.

Отключить мышление, избавиться от ожиданий, следовать за дыханием, оно происходит естественно, и тогда пьеса течет естественно.
Прежде чем ты сыграешь следующую ноту, она должна сформироваться и зазвучать у тебя в голове.
Когда разучиваешь пьесу, распечатай ноты, пометь в них отдельно сложные для тебя места, уделяй им особое внимание. Можешь сделать несколько распечаток и там делать разные пометки, черкать как хочешь.
Когда играешь Honkyoku, не превращай это во что-то личное (don’t do it like something personal, like "that’s me wo’s playing"). Что-то происходит, а я часть этого. Не долби себе мозг – я должен быть лучше, громче, чище… Слушай звук, следуй за звуком. Слушай, что происходит. Отложи пьесу в сторону, подуй РО, послушай свое РО. Потом опять вернись к пьесе. Она развивается. И не впадай в суждения, что хорошо и что плохо. Сегодня твоя пьеса вот такая. Прими это. Но у пьесы есть четкая нотация – следуй ей.

Взгляд традиционалиста на традицию (тоже слова Вольфганга)
Традиции и стили разные. Если ты будешь пробовать все время то одно, то другое, ты запутаешься в том, как нужно играть. Поэтому рекомендуют погрузиться в одну традицию, освоить ее, пока она не станет частью твоего существа. Потом можно осваивать что-то еще, и при таком подходе ты точно не запутаешься, на таком уровне погружения это невозможно. (Моя аналогия – невозможно перепутать езду на велосипеде и самокате, хотя и там и там колеса, но приемы разные).

Медитация и дыхание, Даниэль Лиферманн
Начали с 10-минутной медитации.
Дальше все упражнения с фокусом внимания на диафрагму и дыхание животом.
1. Вдох с открытым ртом со звуком, как будто хочешь отъесть большой кусок воздуха. Выдох тонкой струйкой через сякухатную улыбку. Несколько раз.
2. Такой же жадный вдох в три этапа, заполнить низ, среднюю и потом верхнюю часть. Плечи не задирать! Ровный выдох через сякухатную улыбку. Несколько раз.
3. Снова жадный вдох в три этапа, между этапами чуть-чуть выдох, и потом полный длинный выдох до конца. Несколько раз.
4. Соединить с флейтой, выдувать ноту, например, ЧИ. Потом пройтись по нотам гаммы с каждым новым длинным выдохом.
Замечаешь, что ноты становятся длиннее.

Собрание ESS
Помимо прочего, обсуждение – что будет после 2016 года? Где проводить следующие летние школы?
В 2017 (или 2018?) – 15 лет дипломатическим отношениям между Данией и Японией (и также между Швецией и Японией) – это можно попытаться использовать, могут быть выше шансы на спонсорство и поддержку школы. Риски – в этих странах мало сякухатного народа.
Кику Дей: Киев активно хочет принять у себя школу, это милый город, школой в Киеве можно было бы попытаться открыть окно вот в эти новые страны, но там сейчас очень очень все э-э-э нестабильно, и давайте просто оставим этот вопрос открытым, не будем его развивать.
Мнение участника: школа в Киеве – а хотим ли мы своим присутствием, таким нашим светлым и позитивным событием поддерживать то, что там происходит в политическом и пропагандистском смысле? Тот же вопрос и относительно России. Пока там не поменяется обстановка, я категорически против проведения там наших мероприятий. // Мнение было высказано, в дискуссию не переросло, услышали, выдержали двухсекундную паузу и пошли дальше.
Даниэль Лиферманн: а что если проводить школу не каждый год, а раз в два года? Будет меньше напряжения, больше времени для подготовки. // Мнения разделились, к решению не пришли. Будет еще обсуждение, возможно, сделают почтовый опрос членов ESS.

------
Вот такой короткий тезисный отчет. На этот раз пьесы были очень техничные, с большим количеством приемов, и большая часть моих впечатлений в записях нот, в пальцах и в голове.
__________________
Отращиваю дзен. Удобрение не подскажете? Нет? Ну-у-у... ладно.
gwen вне форума  
 


Опции темы
Опции просмотра

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете прикреплять файлы
Вы не можете редактировать сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.
Быстрый переход


Часовой пояс GMT, время: 05:27.


vBulletin® 3.6.4, Copyright ©2000-2024, Jelsoft Enterprises Ltd.
Перевод: RSN-TeaM (zCarot)