11.08.2010, 05:51 | #1 | ||
Местный
|
Западный подход к разбору хонкёку на примере пьесы Кёрэи
За основу взята статься Владислава Матушека «Systematika hudební řeči šakuhači fukezen honkjoku» («Систематика музыкального языка сякухати фукедзэн хонкёку») http://www.shakuhachi.cz/rec.html «Кёрэи». Одна из трёх старинных пьес. В хорошем исполнении – очаровывает и завораживает. Не знаю, как в англоязычной литературе, но на чешском языке есть большая статья, в которой, я бы сказала, с математической точностью разбирается эта волшебная пьеса. Так как эта статья во многом пересекается со статьёй Владислава Матушека «Суй-Дзен» (http://shakuhachi.ru/forum/showthread.php?t=883 ), то я решила подробно остановиться только на той части, в которой описывается специфика музыкального языка хонкёку, а также разбор самой пьесы. Но достаточно предисловий. И так. СПЕЦИФИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ЯЗЫКА ХОНКЁКУ Матушек пишет, что «каждая пьеса хонкёку состоит, как правило, из нескольких частей (количество может доходить до 5) и длится по времени примерно от 3 до 17 минут. Как правило, пьеса состоит из нескольких «тем», которые состоят из нескольких структурированных цепочек фраз. Одна фраза играется на одном дыхании(!), маленькие музыкальные фразы или их части (половинки фразы) состоят из стандартизированных тембро-мелодических элементов и формул. Эти точно формализованные звуковые мелодические элементы собственно и являются «кирпичиками» в построении хонкёку». ПОСТРОЕНИЕ СТРУКТУРЫ ХОНКЁКУ Матушек выводит целую стройную иерархическую систему, состоящую из 4х уровней. ЭЛЕМЕНТЫ И ФОРМУЛЫ или ПЕРВЫЙ ИЕРАРХИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ Первый иерархический уровень состоит из простых элементов и формул.1. Элементы – основные и дополнительные тоны Ro (d1), Tsu (f1), Re (g1), Chi (a1), Ri (c2), U (as), I (d2), A (c2), sannoU (b2), nishigonoHa (c2) и т.д., что эквивалентно элементам звуковой речи. Сами элементы могут быть применены для построения фраз, хотя и редко (например, фразы в Кёрэи). 2. Формула – всегда состоит из двух составляющих: - интонация – это конкретная высота тона, которая может меняться с течением времени и с помощью различных приёмов: различных видов сгибания (furi, merikomi и т.д.) – является эквивалентом гласных в речи (ieaou – это у них, а у нас аеёиоуэюя). - звук – различные «шумы», такие как iki atari, дыхательные акценты, растягивания, сползание пальцев с отверстий – эквиваленты согласных. Интонация и звук в совокупности образуют характерные сложные строительные блоки: Архитип – или простейший элемент, служащий в той или иной форме основой формулы Простая формула – состоит из 2 или 3 звуковых элементов, таких как HaRo, TsuRe, TsuTsuRe, HaI, ChiU, HiU, и т.д., эквивалентна слогам в речи. Структурная или структурированная формула – состоит из нескольких элементов, причем звуковые элементы здесь специально организованы, например Reon – постепенное ускорение чередования двух тонов HoRoRo, HaRaRo. Ну а такая формула, как daimeruRoRofuriRofuri – по мнению Матушека аналогична формуле «Аминь» григорианского песнопения. И т.д. и т.п. Формула ритма – определённый ритмический рисунок (встречается редко), например KoRoKoRo и пр. СТРУКТУРА ПОСТРОЕНИЯ НА ВТОРОМ ИЕРАРХИЧЕСКОМ УРОВНЕ Элемент второго уровня – это фраза.Фраза (сегмент) – секция, которая играется в соответствии с принципами суйдзэн (1 фраза – 1 выдох) на одном выдохе и состоящая из простых элементов и формул. Каждая фраза может содержать от одного до нескольких элементов и формул. Например в Коку есть фраза , состоящая из 19 (!) элементов, в то время, как в Кёрэи чистый тон Tsu – фраза архетипа Кёрэи – это длинный прямой f1 тон. Цитата:
СТРУКТУРА ПОСТРОЕНИЯ ТРЕТЬЕГО ИЕРАРХИЧЕСКОГО УРОВНЯ Третий иерархический уровень состоит из 2 элементов: темы и характеристики темы.Тема – обычно это строка из нескольких фраз, по крайней мере, из двух. Например, главная тема пьесы «Taki Ochi» («Падающий водопад» - Falling Waterfall) состоит из 6 фраз. Характеристика темы – типичные [фразы] для конкретной пьесы, как правило, использующиеся несколько раз (например, знаменитая «тема Коку» - фразы, состоящие из 3х Tsuru и т.д. ) – эквивалентно тройному или малому рондо. Цитата:
СТРУКТУРА ПОСТРОЕНИЯ ЧЕТВЁРТОГО ИЕРАРХИЧЕСКОГО УРОВНЯ В четвёртом уровне главными элементами являются Композиция и Компоненты композицииКомпозиция формируется из «тем» третьего иерархического уровня, зачастую очень сложно взаимосвязанных друг с другом, например, применяются такие известные музыкальные композиционные приёмы, такие как повторы, вариации и прочее. Части. Пьеса может быть разбита на несколько частей, которые связаны между собой. Например, Коку состоит из 5 частей, Кёрэи из 2х и т.д. Т.е., по сути дела, получается такая некая матрёшка. А теперь посмотрим, как эта система будет применяться при разборе конкретной пьесы. КЁРЭИ – ПУСТОЙ КОЛОКОЛ В.Матушек разбирает Кёрэи в записи Джин Ниодо. Послушать её можно здесь - http://www.shakuhachi.cz/dilo/en/cd_...#track_listing. Для прослушивания в реальном времени нужен Apple's Quicktime 4. Скачать бесплатно можно тут - http://www.apple.com/quicktime/download/ . Файл весит 32 Мб. Сама пьеса – вот она. Выделена зелёным. Взята с сайта В.Матушека (http://www.shakuhachi.cz/img/priloha1.jpg ) СХЕМА ПОСТРОЕНИЯ СТРУКТУРЫ КЁРЭИ 1. Элементы и формулы, используемые в Кёрэи (иерархический уровень 1) Tsu(1), TsuRe(2), U(3)merikomi, URi(4), RiI(5), TsuRo(6), daimeriRo(7) 2. Фразы – всегда играются на одном полном выдохе Например фраза RiI - I - I - Ri - Ri - I - / 3. Темы в Кёрэи – алгоритм построения пьесы a – «главная тема» - 1/2/3/4(2+)/ Изменения/вариации «главной темы» a: a1: 1/2/3/4/ a2: 1/23/4/ a3: 123/4/ a1`: 1/2/3/2+/ a2´: 1/23/2+/ a3`: 123/2+/ Математический алгоритм «главной темы» первая часть пьесы a1 a2 a3 ... a2 ... a1` a2` a3` ... a2 a1 1/2/3/ 1/23/ 123/ … 1/23/ ... 1/2/3/ 1/23/ 123/ … 1/23/ 1/2/3/ вторая часть пьесы a2 a3 ... a2 a3 … a2 ... 1/23/ 123/ ... 1/23/ 123/ ... 1/23/ … b –тема № 2: 4+/5/ c – тема №3: 6/6/6/7/7-/ В ниже приведенной таблице, тоже взятой с сайта В.Матушека разбираемая пьеса расписана полностью по схеме, описанной выше. В принципе, разобраться там очень легко. Схема читается как обычно – слева на право и сверху вниз. Как это будет видно из дальнейшей схемы, подчеркнутые сочетания цифр играются в КАН, соответственно неподчёркнутые – в ОЦУ. (http://www.shakuhachi.cz/img/priloha4.jpg ) 4. Части пьесы (Уровень 4) Данная пьеса состоит из двух частей, которые на схеме обозначены, как AA' 5. Формальная схема Кёрэи (Иерархический уровень 5) Пьеса Кёрэи является одной из составляющих в группе «Трёх классических пьес» Sankyorei A a1 a2 a3 b1 a2 b1 otsu 1/2/3/4/ 1/23/4/ 123/4/ 4+/5-/ 1/23/4/ 4+/5/ a1´ a2´ a3´ c1 a2 1/2/3/2+/ 1/23/2+/ 123/2+/ 6/6/6/7/7-/ 1/23/4´// A´ a3 b2 a2´ a3´ c2 a2´ 123/4´/ 4+´/5´/ kan 1/23´/2+/ 123´/2+/ 6/6/6/7/7-/ otsu 1/23/4`// Ну и в заключении. В общем, мне понравился такой подход к разбору пьесы. Тем более с моим математическим складом ума, когда что-то разрозненное начинает укладываться в стройную и красивую систему, тогда я испытываю настоящий интеллектуальный экстаз . И пьеса из отдельных элементов превращается в какое-то оформившееся целое.
__________________
По восточным представлениям человек возник из звука. Если человек находится с миром в созвучии, тогда он может свободно раскрыть свои скрытые возможности и таланты, стать свободной личностью. |
||