26.01.2010, 09:53 | #1 |
Администратор
|
Суй-дзен (перевод текста В.Матушека)
Друзья, наша Rediska совершила титанический труд и перевела с чешского на русский текст Влатислава Матушека про суй-дзен вот отсюда: http://www.shakuhachi.cz/suizen.html
Начинаю публиковать текст частями. Последний раз редактировалось George_Debug, 03.02.2010 в 09:14. |
26.01.2010, 10:56 | #2 |
Администратор
|
СУЙ-ДЗЕН Источник: http://www.shakuhachi.cz/suizen.html Автор: Vlastislav Matoušek Духовность – как музыка и музыка как духовная практика Большинство из нас безошибочно определят звук, пожалуй, самого известного японского традиционного музыкального инструмента – бамбуковой флейты Сякухати. Этот звук невозможно создать ни на одном синтезаторе. Сякухати (буквально «фут и восемь»=54,5см) уже почти стала своеобразным символом японской музыкальной традиции. Но это произошло не раньше середины прошлого века (имеется в виду 19-ый век). До этого сякухати являлась инструментом для медитации и использовалась исключительно дзен-буддийской сектой Фуке. Комусо, «Монахи Пустоты», не смотря на то, что играли большую часть времени, не считали себя музыкантами. Бамбуковая флейта Сякухати была для них не Гаки - просто музыкальным инструментом, а Хоки - религиозным инструментом, средством достижения Сатори – просветления и духовного пробуждения. Деятельность, которая выглядела просто как игра на флейте, была фактически еще одним способом дзен-буддийской медитации, реализуемая путём исполнения специальных эзотерических произведений, которые в совокупности сейчас именуются Хонкиёку (буквально «основные мелодии») Почти вся музыка для Сякухати, которую мы знаем по записи и из концертов традиционной японской музыки очень далека от оригинальных Хонкиёку Фуке, даже если это оригинальные композиции, которые исполняют представители школ Тозан или Кинко. Строгий духовный аспект игры был заменён на виртуозность исполнения, изысканность и утонченность. Стиля Комусо до сих пор придерживается храм «Света и Тьмы» Меян в Киото в первую очередь проявлением Дзен и акцентом на реальное и истинное, сосредоточением внимания на сути и отказа от того, что является внешним и поверхностным. Идеальным звуком считается «Звук ветра в бамбуковой роще». Всё это замечательно совпадает с основным принципом стиля Фуке Ichi on Jobutsu – Будда в одном звуке, которое сформулировал основатель школы Кинко Курасава Кинко в 18 веке. ------------------------------------ Продолжение следует. |
28.01.2010, 07:52 | #3 |
Администратор
|
Секта Фуке Секта Фуке была особой религиозной группой, которая до сих пор остаётся загадкой. Её основателем считается эксцентричный китайский Мастер Дзен – Фуке (кит. Пу-Хуа, друг Мастера Лиин-Чи), живший в 9-ом веке. Однако не удалось обнаружить никаких его следов в Китае. Предполагается, что происхождения Фуке – японского. Есть очевидные исторические несоответствия и противоречия в официальных документах. Сам факт, что Фуке жил в 9-ом веке и секта была создана до 17-го века, вызывает большие сомнения. |
28.01.2010, 08:11 | #4 |
Администратор
|
О происхождении Киорэя (Kyorei) Одно из старейших произведений Фуке Хонкиёку – Киорэй, или «Колокол Пустоты». Он имеет странное происхождение и по своей структуре очень отличается от всех остальных произведений Хонкиёку. Это необычная композиция с аскетической простотой как статуя, состоящая из нескольких простых геометрических кривых, вырезанных из одного монолита. Запись пьесы в традиционном стиле Фуке приписывают Ниодо Цзинь (или Джин) (1891 – 1966) – школа Мёян Тайзан-рю. Об этом говорится в тексте, написанном в конце пьесы. Там описано происхождение произведения – от традиции Фуке и его «передачи» в Японию. Версия произведения хотя и официально подтверждена сектой, тем не менее совершенно невероятна и не подтверждается историей: «…существует легенда, что Фуке (кит. Пу-Хуа) – основатель секты Фуке – и Ринзай (Мастер Лиин Чи) – основатель секты Ринзай впервые встретились в храме Чонши в Северном Китае более чем 1100 лет назад. Фуке в стихотворении Shida no Ge («Четыре удара») проявил своё духовное просветление. Это стихотворение содержало секрет старинных музыкальных мелодий. Кохаку (Chohaku), который был учеником Фуке и очень талантливо играл на флейте Дошо (прообразе Сякухати), предположил, что можно практиковать Дзен путём игры на флейте во время дзадзен – сидячей медитации. Для этой цели он сочинил Киорэй. Традиция говорит, что это одно из 150-и старинных произведений Хонкиёку. Порядка 700 лет назад японский священнослужитель Хото Кокусин для изучения буддизма посетил в Китае мастера Косана, который был потомком Кохаку в 16-ом поколении. Он преподал эту пьесу Хото Кокусину до возвращения в Японию. С этого времени Сякухати распространилась по всей Японии в качестве инструмента секты Фуке, и в течении длительного времени происходило переплетение религии и искусства. Вот в таком виде дошла традиция до наших дней…» Последний раз редактировалось George_Debug, 03.02.2010 в 09:04. |
28.01.2010, 08:42 | #5 |
Модератор
|
Аййййй..
Меян - это Тайзан, а есть ещё Тозан. Тайзан-Ха (или -Рю) - это основное (сегодня) направление в школе Меян. А Тозан - это и есть Тозан
__________________
"Любая истина истинна в определённом контексте" |
28.01.2010, 08:48 | #6 |
Администратор
|
Да, проглядел, исправил.
|
28.01.2010, 10:34 | #7 |
Местный
|
о блин... как это я так чешские буквы перепутала...
__________________
По восточным представлениям человек возник из звука. Если человек находится с миром в созвучии, тогда он может свободно раскрыть свои скрытые возможности и таланты, стать свободной личностью. |
28.01.2010, 15:14 | #8 |
Модератор
|
С одной буквой я помогу, по мере моих сил
За остальное спасибо!
__________________
"Любая истина истинна в определённом контексте" |
03.02.2010, 09:11 | #9 |
Администратор
|
Жизнь монахов Комусо Образ жизни «Монахов Пустоты» тоже был очень необычен. Основным направлением деятельности для них была игра на Сякухати, как средство медитативной практики Суй-Дзен – вместо обычной практики Дзен: пения сутр и, в частности, сидячей медитации, называемой дзадзен. Игра Хонкиёку предъявляла большие требования к контролю над дыханием. Таким образом играя на Сякухати фактически совершались (отрабатывались) дыхательные упражнения Пранаяма. Составной частью их аскезы являлось "такухацу" в течении минимум 3-х дней каждого месяца. "Такухацу" - получение милостыни для монастыря и продовольствия для собственного пропитания путём игры на Сякухати. Комусо при вступлении в секту Фуке должен был доказать своё самурайское происхождение. Монахи вне стен храма имели ряд привилегий, таких как свобода передвижения, в то время, когда никто не мог путешествовать без разрешения, а также они не подлежали гражданской юрисдикции. Монахи Комусо носили шляпы tengai из тростника, которые полностью закрывали лицо и давали им полную анонимность. Они часто представляли себя, используя только имя своего храма, или же не говорили вообще, а только играли Хонкиёку на флейте. Эти беспрецедентные привилегии секты Фуке, как эксклюзивной религиозной группы во все времена своего существования, и послужили основной причиной продолжавшегося спора с сёгунатом. Все Комусо, находясь на пути к Сатори – духовному пробуждению, были оснащены тремя религиозными атрибутами: Сякухати, шляпа Тенгаи и Кеса – специальный пояс, который носили поверх кимоно буддисты , который символизировал одежду древних монахов. Помимо этого Комусо имели при себе 3 сертификата: Хонсоку - лицензия монаха, Кай-ин – документ, удостоверяющий личность, Куин – документы на беспошлинный проезд по стране. Только эти 3 религиозных атрибута и 3 сертификата подтверждали, что данный человек – настоящий Комусо, а не нищий или вор в маске. Последний раз редактировалось George_Debug, 03.02.2010 в 09:15. |
03.02.2010, 11:58 | #10 |
Администратор
|
Невербальное общение Во время своих странствий «Монахи Пустоты», в случае необходимости, представлялись именем своего монастыря или говорили короткими Дзен-притчами – Коанами. Например: «Что вы хотите спросить у того, кто сам является пустотой в форме тела и носит Сякухати бесконечного небытия?» Но чаще всего, ничего не говоря, Комусо начинали играть некоторые пьесы из Хонкиёку, предназначенные для невербального общения в таких случаях. Например, если Комусо получал блюдо риса, то он складывал его в специальную сумку и в знак благодарности играл пьесу Хатигаеши («Возвращение чашки»). Если он видел перед собой другого монаха, то играл Йоби Такэ (Йори Такэ) – «Зовущий бамбук» в верхнем регистре, в ответ второй монах играет Уке Такэ (Укэ Дакэ) – «Отвечающий бамбук» - в нижнем регистре. Потом они вместе играли Гутай Кёку «Встреча лицом к лицу». Если Комусо хотел заночевать в каком-нибудь храме, то он вставал перед воротами и играл пьесу Монбираки - «Открытие», или Монкай но Кёку - «Скрип ворот» Последний раз редактировалось George_Debug, 03.02.2010 в 12:01. |