Вы находитесь на старой версии сайта "Сякухати в России".
Новый сайт находится по адресу shakuhachi.ru
Shakuhachi.ru - Сякухати в России  

Вернуться   Shakuhachi.ru - Сякухати в России > Форум "Сякухати в России" > Библиотека
Справка Пользователи Календарь Поиск Сообщения за день Все разделы прочитаны

 
 
Опции темы Опции просмотра
Старый 29.08.2009, 21:24   #1
Komuso
Модератор
 
Аватар для Komuso
 
Регистрация: 28.07.2007
Адрес: Phoenix, AZ
Сообщения: 2,816
Отправить сообщение для Komuso с помощью Skype™
Хорошо Сякухати в свете традиции Дзэн Буддизма

Это выборочный перевод ответа Чикузэн сэнсэя на мировом форуме. Чикузэн долго обучался в Японии. Его учителя - сэнсэи Танигучи и Йокояма. Сегодня Чикузэн сэнсэй живёт в США. Он Дай Шихан школы Докиёку, его основное занятие - преподавание Дзэн Буддизма и сякухати в свете Дзэн в собственном додзё. Приводимые выдержки взяты отсюда
Кое какие язвковые обороты я изменил, чтобы статья звучала более по-русски

------------------------------- 8< -------------------------------

... Это легче увидеть с той позиции, что ранняя игра на сякухати была иммитацией пения сутр (chanting). Нужно вернуться в прошлое и посмотреть, что оказало самое раннее влияние на игру сякухати, или как у ранних игроков развивались умения "управлять звуком". Ответ - пение (сутр) и медитация. Произведения, отражающие буддистские концепции в своих названиях, - это те, которые созданы под влиянием пения.

Посмотрите на то, как они написаны. Ранние записи музыки не имели отметок ритма, так же, как и пение, в котором ритм задаётся ведущим; символы на странице, по сути, не имеют отношения к музыке, а, скорее, только указывают на то, как произвести определённый звук. Например, РО обозначает "закрыть все отверстия", а не то, что это тональность Ре (D). Всё, что есть на странице, - это всего лишь "инструкции", говорящие нам, что делать для создания определённых звуков. Это только механика.

Киорэй - это простейший пример для понимания этого. Как и сутра, он имеет начало и конец, определённый ритм, хотя и не фиксированный. При распевании сутр тональности не фиксированы. Когда кто-то поёт, он выбирает тот диапазон, который позволяет ему плавно проводить изменения звука. Монахи не были музыкантами, и их и сейчас не следует путать с музыкантами.

Когда кто-то напевает то, что написано на листе, он смотрит и читает знаки с листа; умение прочесть знаки значит, что вы знаете, как правильно озвучить слово или знак. Таким образом, знаки подобны "игре" РО, ЦУ, РЭ, ЧИ, РИ в том, что дают нам указания, как воспроизводить определённые звуки. Мы знаем, как это делать потому, что мы умеем говорить, производить эти звуки, а также потому, что мы научились читать значки.

Итак, следует понять то, что сякухати заменила собой голос, и теперь она "разговаривает". Умение правильно "произносить" звуки развилось непосредственно из чувства пения сутр. Сомиё (shomyo) чант демонстрирует огромное влияние на сякухати. Послушайте, как звук изгибается вверх и вниз, как начинается и заканчивается пение и т.п.

Интересная вещь, пришедшая от ранних сякухати, - это то, ранние ноты ничего не говорили о дыхании (отметка дыхания - это окончание дыхания; ого, сколько информации); также ничего не говорили о музыке. Только то, как воспроизводить звуки. Монахи, привычные к медитациям и контролю дыхания, позаботятся о дыхании, поэтому им не нужно ничего об этом записывать, как и в записях сутр.

Итак, подумаем о том, что Йокояма имел в виду, говоря о том, что игра иностранцев отличается. Если вы не привыкли к пению сутр и не привыкли следовать за дыханием, то это влияние (сутр) не проявится в вашей игре на сякухати. Вас не должен удивлять подобный комментарий. Я знаю без сомнения, кто из моих студентов поёт и сколько, а кто нет (когда они просто читают ноты и выполняют механику, но не следят параллельно за изменением дыхания). Так чтобы вы знали, насколько для него (Йокоямы) легко это понять. Вы не будете звучать "по-японски" без влияния этого элемента на музыку сякухати.

Поймите этот аспект сякухати: тот факт, что ноты ничего не говорят о дыхании или о музыке, показывает вам то, чего НЕТ в нотах. Это значит, что как только вы научитесь играть элементарные ноты, вам нужно искать где-то в другом месте. Уходите от нот и ищите ответ. Это и является причиной огромного разочарования людей в нотах. Если вы ожидаете что-то, чего там нет, вы будете разочарованы. В этот момент ноты хороши только для создания вопросов, но не для ответов на них. Вам нужно уйти от нот, чтобы найти ответы.

Далее, вы будете изучать дыхательный и музыкальный аспекты. Вдох не объясняет, что такое дыхание, а также не учит тому, как следовать за дыханием от начала через все трансформации до того, как оно окончится на другом конце флейты.
Также ноты ничего не говорят о "связывании" двух нот. Связка - это отдельный элемент, не меньше, чем нота. Вам следует на ней концентрироваться. Связка - это дыхание. Это то, на чём вы должны концентрироваться при изучении хонкиёку. Просто проигрывая фразу снова и снова не даст результатов. Ключ - это связка.

Начинайте сверху, посмотрите на первую ноту. В сякухати нет ничего автоматического, поэтому вам придётся создать эту ноту. Затем посмотрите на вторую ноту и создайте её. Что дальше? Вы должны связать эти ноты. Это значит, что мы должны уделять внимание дыханию, а также механическим действиям (положение пальцев, головы, языка и т.д.). Далее вы должны связать 2-ю и 3-ю ноты, далее - 3-ю и 4-ю и т.д. Не оставляйте ни одного камня нетронутым. Если вы это будете делать, это научит вас, как практиковать сякухати. Там вы сможете найти ответы, но не на листе! Попробуйте. Это только вершина большого айсберга.
.........
... он (Йокояма) основывает свой комментарий на факте, что обычно имеется очень мало влияния песнопений и медитации на их (иностранцев) хонкиёку. Это нельзя спрятать. Я неоднократно подчёркивал это моим студентам, когда они делали комментарий о том, что кто-то звучит не по-японски.

Очень важно, что если вы практикуете, вам следует делать то, что необходимо для игры хонкиёку так, как она звучала изначально, если вы хотите так звучать. Пение звуков, уделение внимания дыханию ВСЁ время (не только во время вдоха) и уделение внимания связке нот будет прекрасным началом эффективной практики.
------------------------------- 8< -------------------------------
__________________
"Любая истина истинна в определённом контексте"

Последний раз редактировалось Komuso, 29.08.2009 в 21:37.
Komuso вне форума  
Старый 30.08.2009, 08:21   #2
gwen
Местный
 
Регистрация: 26.08.2009
Адрес: Химки
Сообщения: 1,168
По умолчанию

Спасибо, очень интересно про связь между игрой на флейте и пением сутр.
А были какие-нибудь тексты про отношения ученика и сэнсэя? - выбор и взаимный выбор, когда еще точно нет и когда уже уверенно да, про что они могут друг с другом а про что неуместно и не нужно, и тому подобные вещи. М?
gwen вне форума  
Старый 30.08.2009, 19:38   #3
blowing
Местный
 
Аватар для blowing
 
Регистрация: 07.05.2008
Адрес: Киев
Сообщения: 283
Отправить сообщение для blowing с помощью Skype™
По умолчанию

Спасибо за перевод, Юдж
Как раз в мою тему - последнее время есть желание пропевать извлекаемые звуки, слушая и ощущая соответствующие вибрации в теле...
Твой пост отослал меня к его источнику http://www.shakuhachiforum.com/viewt...hp?id=3911&p=2
и дальнейшему развитию этого вопроса:"А как же звучат другие никогда не занимавшиеся священнопением и не уделяющие внимание дыханию японцы, которые играют на Шакухачи...."
Очень любопытно!
__________________
РО
blowing вне форума  
Старый 30.08.2009, 19:58   #4
blowing
Местный
 
Аватар для blowing
 
Регистрация: 07.05.2008
Адрес: Киев
Сообщения: 283
Отправить сообщение для blowing с помощью Skype™
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от gwen Посмотреть сообщение
Спасибо, очень интересно про связь между игрой на флейте и пением сутр.
А были какие-нибудь тексты про отношения ученика и сэнсэя? - выбор и взаимный выбор, когда еще точно нет и когда уже уверенно да, про что они могут друг с другом а про что неуместно и не нужно, и тому подобные вещи. М?
Можно, почитать Дзэнские притчи, о том как ученик мог удостоиться удара палкой, после которого моментально обретал ясное понимание вещей; или удара мог удостоиться учитель, что бы не забывал о своём ясном взгляде на вещи

Например можно почитать "Линь-Цзи"
__________________
РО
blowing вне форума  
Старый 30.08.2009, 20:54   #5
gwen
Местный
 
Регистрация: 26.08.2009
Адрес: Химки
Сообщения: 1,168
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от blowing Посмотреть сообщение
Можно почитать Дзэнские притчи...

Например можно почитать "Линь-Цзи"
Насчет притч - это да, приложили как надо Я-то еще не настолько просветленная, чтобы от притч получать понимание вопроса
Пошла гуглить "Линь-Цзи".
gwen вне форума  
Старый 31.08.2009, 04:29   #6
Komuso
Модератор
 
Аватар для Komuso
 
Регистрация: 28.07.2007
Адрес: Phoenix, AZ
Сообщения: 2,816
Отправить сообщение для Komuso с помощью Skype™
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от blowing Посмотреть сообщение
А как же звучат другие никогда не занимавшиеся священнопением и не уделяющие внимание дыханию японцы, которые играют на Шакухачи...."
Очень любопытно!
Мой сэнсэй ведёт в университете курс японской культуры, а его первое образование было японская гравюра и каллиграфия и японские сады. В прошлом году он проводил для нас лекцию, а сегодня мы опять затронули этот вопрос.
Всё сводится к тому, что основополагающие принципы хонкиёку - отсутствие равномерного ритма, асимметрия, наличие МА и сочетание ИН-ЙО (кит. Инь-Ян) - присуще не только хонкиёку, но и всей японской культуре. Т.е. музыка - это звуковое выражение того, что нашло такое же отражение в японских садах, гравюре, каллиграфии, строительстве домов, чайной церемонии и т.д.. Эти принципы заложены в них с самого рождения, в то время, как нам приходится начинать с азов...
__________________
"Любая истина истинна в определённом контексте"
Komuso вне форума  
Старый 31.08.2009, 04:30   #7
Komuso
Модератор
 
Аватар для Komuso
 
Регистрация: 28.07.2007
Адрес: Phoenix, AZ
Сообщения: 2,816
Отправить сообщение для Komuso с помощью Skype™
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от gwen Посмотреть сообщение
Я-то еще не настолько просветленная, чтобы от притч получать понимание вопроса
Тогда остаётся палка...
(шутка)
__________________
"Любая истина истинна в определённом контексте"
Komuso вне форума  
Старый 31.08.2009, 07:10   #8
George_Debug
Администратор
 
Аватар для George_Debug
 
Регистрация: 23.07.2007
Адрес: Мир и окрестности
Сообщения: 3,132
Отправить сообщение для George_Debug с помощью ICQ Отправить сообщение для George_Debug с помощью Skype™
По умолчанию

Спасибо за перевод

Есть вопрос. А где можно послушать эти песнопения, кажется, эти песнопения называются Сёмё, или я путаю?

В общем, хочется дойти до первоисточника.
__________________
VIVO
http://shakuhachi.ru/users:george_debug
George_Debug вне форума  
Старый 31.08.2009, 07:14   #9
Komuso
Модератор
 
Аватар для Komuso
 
Регистрация: 28.07.2007
Адрес: Phoenix, AZ
Сообщения: 2,816
Отправить сообщение для Komuso с помощью Skype™
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от George_Debug Посмотреть сообщение
Спасибо за перевод

Есть вопрос. А где можно послушать эти песнопения, кажется, эти песнопения называются Сёмё, или я путаю?

В общем, хочется дойти до первоисточника.
Например, ТУТ
__________________
"Любая истина истинна в определённом контексте"
Komuso вне форума  
Старый 31.08.2009, 07:33   #10
George_Debug
Администратор
 
Аватар для George_Debug
 
Регистрация: 23.07.2007
Адрес: Мир и окрестности
Сообщения: 3,132
Отправить сообщение для George_Debug с помощью ICQ Отправить сообщение для George_Debug с помощью Skype™
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от Komuso Посмотреть сообщение
Например, ТУТ
Да, есть контакт
__________________
VIVO
http://shakuhachi.ru/users:george_debug
George_Debug вне форума  
 


Опции темы
Опции просмотра

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете прикреплять файлы
Вы не можете редактировать сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.
Быстрый переход


Часовой пояс GMT, время: 03:51.


vBulletin® 3.6.4, Copyright ©2000-2024, Jelsoft Enterprises Ltd.
Перевод: RSN-TeaM (zCarot)