|
01.11.2009, 08:36 | #1 |
Модератор
|
Трезво о традиции: Кому она нужна?
Периодически возникают дискуссии на тему того, нужна ли традиция или не нужна? Учиться по нотам или заниматься импровизацией? После 26-ти лет занятий боевыми искусствами у меня сложилось некоторое мнение На истину в последней инстанции я не претендую.
Начнём с того, что для передачи определённого состояния сознания имеются определённы коды. Это жесты при разговоре, положение тела, интонация, а также картины, скульптуры, сады, архитектура.. Когда нам хорошо, мы улыбаемся. Но если мы просто улыбнёмся, у нас поднимется настроение. Есть даже упражнение "Внутренняя улыбка", основанное на этом. Мы злимся, и у нас сжимаются кулаки, но если их сжать и принять воинственную гримассу, то настрой станет боевым. Это не было придумано, это очень важный феномен нашего организма, на котором основана масса техник НЛП и гипноза. Также, отслеживание напряжений в теле является одним из упражнений в медитации Дзэн. Дзэн Мастер, достигнув определённого состояния сознания, создал прекрасный сад. Этот сад отразил его состояние, как каучуковая форма отражает рельеф детали, и если эту форму залить гипсом (или нашим сознанием), то получится точно такая же деталь. Это немного грубое сравнение, но процесс должен быть понятен. Входя в Дзэн-сад, мы начинаем перенимать на себя форму умиротворённости, закодированную в этом саду. Другой монах в своём состоянии создал, допустим, произведение Киорэй. И он тоже закодировал в нотах определённую информацию, которая помогает перевести сознание в ту форму, в какой Киорэй и был написан. Конечно, огромную роль играет наблюдение за языком тела мастера, слушанье звуков произведения, понимание процесса дыхания.. И если всё это сложить вместе, получается.. традиция. Кому нужна эта традиция? Можно ли обойтись без неё? Когда-то кто-то начал в первый раз играть на флейте. А значит, до этого традиции не было. Кто её придумал? Среди нас есть люди с разными возможностями и талантами. Я, например, склонен к точности и математике. Для меня не составляло никакого труда сложить кубик Рубика за меньше, чем 2 минуты (потом пропал интерес), решать в уме квадратные уравнения и т.п. Я просто обожал программировать логические задачи на ПРОЛОГе... но зато по сочинениям в школе я получал 3/5, где 5 было за грамматику, а 3 - за содержание. Я мог вычертить деталь любой сложности в любой проекции, включая разрез на любом уровне в любой плоскости. Но нарисовать одним росчерком яблоко, да так, чтобы оно было похоже на яблоко, а не задницу, для меня было почти невыполнимой задачей. Искусство импровизации для меня не существовало. Моя импровизация заключалась во внутреннем псевдо-генераторе случайных чисел, который подбирал наиболее подходящий из накопленных образов. Со мной учился парень.. После окончания он забросил специальность и ушёл в другую область. Его лекционные тетради были похожи на коммиксы. Сюрреалистические картинки, которые он рисовал, поражали своей оригинальностью и фантазией. На каждую он тратил 2-3 лекции. Рассматривая их, я не раз думал, что в мою голову такого не может прийти... Вернёмся к музыке. К счастью, есть метод, помогающий группе №1 развить способности группы №2. До какого уровня? Это уже другой вопрос, но это возможно. "Скажи человеку 99 раз, что он свинья, на 100-й он хрюкнет". Этот принцип универсален и работает в разных направлениях. Если долго повторять ЦУ------- ЦУ-РЭ--------- У-----\----------- и т.д., то сознание постепенно начинает привыкать к новому для него режиму работы. Для кого нужна игра по нотам? Для таких обделённых, как я, для которых импровизация состоит из подбора имеющихся в памяти вариантов. С накоплением опыта накапливаются правила, по которым можно изменять имеющиеся образы, и сознание начинает генерировать якобы свои "импровизации". Для кого-то просто взять перо или кисть и начать рисовать буквы, иероглифы, а кто-то долго учится писать по прописям, усердно обводя каждый знак. Потом всё равно будет свой почерк, но начало будет таким. Для чего ещё служат нотные произведения? Для того, чтобы не выдумывать приёмы игры, а взять имеющиеся. А также не придумывать упражнения для их отработки, а играть те, которые были созданы. Есть ещё одна цель изучения написанной музыки. В состоянии беспокойства бывает сложно оценить своё состояние. И тогда игра хонкиёку с выполнением "традиционных" приёмов способна "впечатать" наши мозги в клише, в ту форму, о которой я писал выше. Я это изучал в даосских психотехниках, в НЛП и, позднее, в Хонкиёку. Итак, кому нужно изучение традиции? Тем, кто чувствует, что им это нужно.
__________________
"Любая истина истинна в определённом контексте" |
01.11.2009, 10:49 | #2 | ||||
Администратор
|
Цитата:
Цитата:
Цитата:
Цитата:
Так вот, что касается именно импровизации (я сейчас не про традицию), то тут действительно нужно быть маленьким ребенком, не боятся ошибится, всё время уходить в сторону от накопленных вариантов, таким образом поплняя коллекцию. Вот. А насчет традиции, конечно же, я соглашусь стобой. Потому что именно поэтому я занимаюсь традицией Кинко (кто бы что про неё не говорил ). Я чувтвсую и знаю, что мне это нужно. Не просто : "так надо, так велели Отцы". А потому что именно мне это нужно. Нужно для того, чтобы понимать истоки, знать откуда идёт сякухати, что было до меня, что смогу сделать я и куда мне двигаться, а куда не стоит (там уже были ), чтобы не тратить время на изобретение колеса, а на основе колеса построить велосипед и так далее. Последний раз редактировалось George_Debug, 01.11.2009 в 10:53. |
||||
01.11.2009, 10:52 | #3 |
Администратор
|
Другими словами, если ты понимаешь, зачем нужна традиция, понимаешь откуда пошли её правила, чем они обусловлены, почему нужно делать так-то и так-то, то в традиции есть смысл для тебя. Если понимания нет, то и традиция тебе не нужна.
А вообще всё это напиминает вечную дискуссию гностиков и агностиков |
01.11.2009, 16:23 | #4 |
Новичок
|
Традиция - это когда кто то сделал не так как все остальные и кому-то это понравилось. Вот они и начинают считать это традицией.
|
01.11.2009, 19:17 | #5 |
Модератор
|
Традиции создавались веками и преследовали несколько целей.
1. Внимательность к деталям убирает мозги от повседневных проблем. Т.е. детальность - это тоже тип медитации. 2. Каждый монастырь имел свои произведения и свой стиль исполнения. Даже несмотря на перемешивание стилей, отличия остались. Монахи не имели права разговаривать вне храма, и исполнение приветственной пьесы в определённом стиле было своеобразным удостоверением личности. Монах подтверждал свою принадлежность к определённому монастырю, что было немаловажно. 3. Произведение - это клише, переводящее мозги в нужную форму. В настоящее время пункт №2 не имеет жизненной важности. Но многие люди хотят "принадлежать" к чему-то большому. Даже есть пословица, что лучше быть маленькой рыбкой в большом пруду, чем большой в маленьком. Хотя и тут можно поспорить Пункты №1 и 3 вполне достигаемы другими методами медитации. Поэтому следование традиции сегодня можно оправдать следующим: 1. Антикварность. Многие люди любят старинные вещи. Из произведений тоже веет стариной, и возникает какой-то особый "самурайский" настрой при мысли, что эти ноты выдувал монах лет 500-600 тому назад. Даже при постройке японских садов фонари покрывают плесенью "под старину". 2. Традиционные пьесы - это Азбука Хонкиёку. Можно изобретать орнаменты самому, а можно взять те, которые были. Традиция, как правило, создаётся с какой-то целью и привязана к месту и времени. Например, чагама (котёл для ча-но-ю) зимой по традиции ставят в яму, а летом - просто на пол. Традиция? Да. Зачем? Чтобы сквозняк не остужал воду. Вот ещё... Чашка для чайной церемонии поворачивается в руке.. Дзэн прикол для созерцания чашки? Вероятно, но возникло это, по-видимому, как метод протереть край чашки, из которой кто-то до этого пил. А это классика. Девочка спросила маму, зачем она подрезает у индюшки хвост до того, как положит в кастрюлю. Мама ответила, что так научила её бабушка. Девочка пошла к бабушке и задала тот же вопрос, на что бабушка ответила, что у них просто была в то время маленькая кастрюля, и у индюшки приходилось отрезать хвост Ну и ещё.. "традиционные" школы в какое-то время были искусственно созданы. Потом это назвали традицией. А истинно традиционно у монастыря было всего несколько пьес. Монах мог учить одну или две пьесы всю жизнь и играть их, как мантру. Интересно, мучала ли совесть Куросаву Кинко, когда он создавал свою школу? Не думал ли он, что разрушает устои монастырей, сложившиеся веками? А Нишимура? Написать 15 собственных произведений и выдавать их за Хонкиёку? Накао Тозан вообще сочинил всё по-новой, тем не менее, это, кажется, самая многочисленная школа в Японии. Ватазуми Досо отвергал музыку, как таковую. Должен быть только звук, не похожий на музыку. Я сомневаюсь, чтобы кто-то из них сожалел о том, что нарушает традиции, или чтобы кого-то из этих мастеров пучило от того, что они создают что-то новое и великое для потомков. Просто им хотелось играть по-своему, вот и всё. Нужно ли учить традицию? Нужно кому и для чего? Если я куплю колоду карт и захочу играть в Вист, то мне придётся основательно сесть за изучение правил игры. И придётся знать их хорошо. Но если дать эту колоду 5-6-летнему ребёнку, то он, вероятно, не захочет играть в Вист, он захочет построить карточный домик. И он построит и будет счастлив от этого не вопреки, а независимо от традиционных правил традиционной карточной игры. В традиционности "традиционного" Дзэн есть только одно неизменное условие - достижение состояния "ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС". Суй-Дзэн делает это при помощи звука. Дзэн предлагает смотреть на Луну. А если начать обсуждать палец, указывающий на Луну, то это уже хрюнделя...
__________________
"Любая истина истинна в определённом контексте" |
01.11.2009, 19:24 | #6 |
Администратор
|
Жжешь
Правильно ! |
01.11.2009, 20:05 | #7 | |
Местный
|
Цитата:
Как раз сегодня, мне напомнили о фразу из одного советского кинофильма,где героиня говорила:"Я никак не могу запомнить,что нужно сперва делать зажигать спичку,а потом открывать газ или наоборот". На основе человеческой глупости создаётся множество "традиций"... Но хорошо становится когда "вкуриваешь", что всё в тебе! |
|
01.11.2009, 21:12 | #8 | |
Местный
|
Цитата:
__________________
BAmboo same same but different |
|
02.11.2009, 07:07 | #9 | |
Администратор
|
Цитата:
|
|
30.11.2009, 09:51 | #10 |
Новичок
Регистрация: 16.11.2009
Адрес: Здесь и сейчас-всегда и везде.
Сообщения: 5
|
"Ну и ещё.. "традиционные" школы в какое-то время были искусственно созданы. Потом это назвали традицией. А истинно традиционно у монастыря было всего несколько пьес. Монах мог учить одну или две пьесы всю жизнь и играть их, как мантру. "
"Собственно Суй-Дзэн, или "дующий Дзэн" - это медитация, использующая создание звука при помощи флейты сякухати. Дзэн предполагает нахождение здесь и сейчас, и Суй Дзэн помогает этому тем, что концентрирует внимание исполняющего на звуке. Монах, вступив в монастырь, мог получить на первый год одну ноту. И всё. На второй год - вторую ноту. И т.д. Суй Дзэн концентрируется на создании звука, а не на красоте переливов. Киорэй, Чоши, Аджикан - всё это прекрасно подойдёт для практики Суй Дзэн. Весь репертуар Котэн Хонкиёку строился в традиции Суй Дзэн." -Бальзам на душу!))))) |