|
09.03.2011, 17:54 | #1 |
Новичок
Регистрация: 01.10.2007
Сообщения: 21
|
ноты и пять стихий.
Кто-нибудь знает, как японская пентатоника соотносится с пятью стихиями? У меня есть подозрение, что ро-цу-рэ-чи-ри это аккурат тоже самое, что в китайской системе тонов люй представлено, как гун-шан-цзюэ-чжи-юй. Только там другие интервалы между тонами. Скажем китайский строй от "до" такой - до ре ми соль ля, а сякухатный будет выглядеть так - до - рэ диез - фа - соль - си бемоль (если не ошибся). И в принципе логика соотношения стихий при этом сохраняется таже идея, но не знаю есть ли в японии такая традиция соотнесения. Могу только предполагать по этому поводу.
Конечно дзен, это непривязаность к формам и символам, но для изучения всего этого дела с историко-философской стороны интересно, как китайская метафизика видоизменилась в Японии. Скажем строй мияко буси (иньский) в паре с (янским) миньё укладываются в систему люй на том же принципе ,что и китайская пентатоника. Последний раз редактировалось Mandor, 09.03.2011 в 17:57. |
09.03.2011, 19:50 | #2 |
Администратор
|
Есть соответствие отверстий и сущностей - космос, солнце, небо, земля.
У Р. Ли в диссере это есть: http://shakuhachi.ru/books:translati...for_the _bell |
09.03.2011, 22:48 | #3 |
Новичок
Регистрация: 01.10.2007
Сообщения: 21
|
Почитал, весьма интересно. Оказывается там идёт соотношение с буддийскими пятью элементам, а не с китайскими. Но в иллюстрации есть расхождения с тем ,что написано в тексте. Три колена бамбука - небо, земля и человек. Далее - пять отверстий - первоэлементы, а два отверстия, которые сверху и снизу - Солнце и Луна. На рисунке, который там прилагается всё несколько иначе. Земля там самое нижнее отверстие из которого выходит воздух (иньское лунное по тексту), пятое игровое там отвечает за небо. В общем как-то иначе всё. Если верить указанию, что всё это соответствует четырём сезонам, а пятое отверстие - это середина лета, то можно предположить ,что четыре отверстия можно соотнести уже с китайскими стихиями, где четыре передних отверстия - это огонь ,вода, дерево и металл, а заднее пятое - земля. Другой вопрос в том, существовало ли такое соответствие или нет. Углядеть корелляцию-то можно в принципе, но это уже будет скорее современное толкование.
Также не ясно (и инфы об этом нигде нет) соотношение стихий и самих нот как звуков. Было ли оно вообще у японцев? |
10.03.2011, 04:56 | #4 |
Администратор
|
Подозреваю, что должно было быть. Может, Редиска в курсе?
|
10.03.2011, 10:34 | #5 |
Новичок
Регистрация: 01.10.2007
Сообщения: 21
|
Вроде бы разобрался в иллюстрации, которая у Райли Ли. Там вообще какая-то другая логика, отличающаяся от китайской. В большей степени ориентированая на буддийскую практику. И стихии судя по всему буддийские. Верхний конец - иероглиф "небеса". Его структура - человек, касающийся неба своей головой. По идее напоминает небо, как духовный мир вообще. Нижний конец флейты - это земля, как почва - материальный мир и земля по которой ходят люди. Пятое отверстие обозначает небо ,но иероглифа не нашёл в словаре. Он состоит предположительно из следующих частей - крыша, восемь и работа. Толковать это можно опять же приблизительно и не точно, как небо над землёй, как пространством для процессов. Отдалённо напоминает индийское понятие "Акаша". Далее четвёртое отверстие - это ветер, третье - огонь, а второе - вода, как индийские "вайу", "Агни" и "Джала". Кстати они идут какраз в индийском порядке по мере уплотнения. Первое отверстие названо spase, а иероглиф в словаре обозначает меру площади. Видимо космос, как физическое пространство имеющее некую плотность. Отдалённо напоминает первоэлемент "притхиви" - землю в индийской системе. Небо - пространство, как вместилище, а космос - пространство, как явления. Вот примерно так получается. Я незнаю как это толкуют в Японии, но похоже. Причём индийские пять стихий от китайских отличаются тем, что более статичны - не взаимодействуют и являются свойствами объекта в большей степени, чем свойствами процесса. У китайцев наоборот.
|
10.03.2011, 12:06 | #6 |
Местный
|
вот наконец-то и я добралась до интернета...
терь про дисертацию - да, я тоже заметила расхождение в тексте и картинке но разбираться с этим не было ни сил, ни желания... по крайней мере пока...
__________________
По восточным представлениям человек возник из звука. Если человек находится с миром в созвучии, тогда он может свободно раскрыть свои скрытые возможности и таланты, стать свободной личностью. |
16.03.2011, 08:29 | #7 | |
Местный
Регистрация: 14.03.2011
Сообщения: 279
|
Цитата:
|
|
16.03.2011, 10:31 | #8 |
Местный
|
Полное название книги: Еремеев В.Е. - Чертеж антропокосмоса. М., 1993
Полностью можно прочитать например тут - http://eremeev.by.ru/tri/antropocosmos/index.htm ну а монографии и статьи В.Е.Еремеева - тут: http://eremeev.by.ru/tri/book.htm Читать-неперечитать... Я так пролистала чуть-чуть... Сложновато для восприятия, но интересно... И потом... Это ж надо СТОЛЬКО написать! Я в восхищении...
__________________
По восточным представлениям человек возник из звука. Если человек находится с миром в созвучии, тогда он может свободно раскрыть свои скрытые возможности и таланты, стать свободной личностью. Последний раз редактировалось Rediska, 16.03.2011 в 10:38. |
16.03.2011, 10:58 | #9 |
Местный
Регистрация: 14.03.2011
Сообщения: 279
|
|