Komuso
03.01.2010, 03:26
Сегодня на уроке мы с сэнсэем разбирали последнюю пьесу в серии Рэншу Киёку школы Тозан. После изучения мы немного поговорили о теории музыки и о влиянии Запада на Тозан. Получается, что
1. Музыка Тозан является не более западной, чем музыка Кинко. Такие пьесы, как Рокудан, Чидори-но-Киёку и т.п.., т.е. репертуар Гайкиёку, - это пьесы, написанные независимо от сякухати. Игроки Кинко и Тозан просто записали их своими нотами, но "эталонным" вариантом является партия сямисэна.
2. И Кинко, и Тозан играют по строго японским традициям. Причём, традиции в Тозан намного строже, чем в Кинко, и соблюдаются более скрупулёзно (поэтому весь Тозан играет по одним нотам одного издателя). В обеих школах имеется орнаментация, хотя в Тозан её меньше, чем в Кинко, но зато она разная в разных стилях игры.
3. В чём же выражается влияние Запада на Тозан?
На протяжении веков ученик играл так, как показывал учитель. Т.е. практически слепое повиновение было нормой. Ноты, орнаментация и ритмы игрались так, как игрались, и ни у кого не возникала мысль, а почему?
Но в эпоху Мейдзи появился Тозан. И вот тут-то и возник вопрос, а почему играется так, а не иначе? Основная мысль в том, что Накао Тозан не отверг традиции, он просто проанализировал и записал, почему делается то, что делается. Поэтому в школе Тозан в состав экзамена на подмастерье (Дзюн Шихан) входит раздел о теории японской музыки.
Сэнсэй сделал пометки в моей таблице звукорядов (которую я как-то тут выставлял), и всё стало на свои места! Да, орнаментация выполняется на разных нотах в РО-ЧО, РЭ-ЧО, ХА-ЧО и т.д.., но стало ясно, почему орнамент присутствует при игре вниз по ряду, а не вверх, и во всём нарисовалась закономерность.
Что же касается игры попсы на сякухати, так тут замешаны как Тозан, так и Кинко игроки... причём, тяжело сказать, кого больше ;)
1. Музыка Тозан является не более западной, чем музыка Кинко. Такие пьесы, как Рокудан, Чидори-но-Киёку и т.п.., т.е. репертуар Гайкиёку, - это пьесы, написанные независимо от сякухати. Игроки Кинко и Тозан просто записали их своими нотами, но "эталонным" вариантом является партия сямисэна.
2. И Кинко, и Тозан играют по строго японским традициям. Причём, традиции в Тозан намного строже, чем в Кинко, и соблюдаются более скрупулёзно (поэтому весь Тозан играет по одним нотам одного издателя). В обеих школах имеется орнаментация, хотя в Тозан её меньше, чем в Кинко, но зато она разная в разных стилях игры.
3. В чём же выражается влияние Запада на Тозан?
На протяжении веков ученик играл так, как показывал учитель. Т.е. практически слепое повиновение было нормой. Ноты, орнаментация и ритмы игрались так, как игрались, и ни у кого не возникала мысль, а почему?
Но в эпоху Мейдзи появился Тозан. И вот тут-то и возник вопрос, а почему играется так, а не иначе? Основная мысль в том, что Накао Тозан не отверг традиции, он просто проанализировал и записал, почему делается то, что делается. Поэтому в школе Тозан в состав экзамена на подмастерье (Дзюн Шихан) входит раздел о теории японской музыки.
Сэнсэй сделал пометки в моей таблице звукорядов (которую я как-то тут выставлял), и всё стало на свои места! Да, орнаментация выполняется на разных нотах в РО-ЧО, РЭ-ЧО, ХА-ЧО и т.д.., но стало ясно, почему орнамент присутствует при игре вниз по ряду, а не вверх, и во всём нарисовалась закономерность.
Что же касается игры попсы на сякухати, так тут замешаны как Тозан, так и Кинко игроки... причём, тяжело сказать, кого больше ;)