PDA

Просмотр полной версии : Кётаку и Коку Нисимура: краткий обзор


George_Debug
19.11.2009, 09:15
Кётаку.

Кётаку в наше время это большая флейта Джи-наши. Не смотря на то, что многие делают прекрасные большие флейты Джи-наши, само имя Кётаку дается тем флейтам, которые были сделаны сенсеем Коку Нисимурой и его учениками. В западной Европе кётаку преподает и изготавливает Тило Бурда (http://www.tilopa.de/english_angebot.htm). Также Тило учить пути Кётаку, так как он был учеником Коку Нисимуры. Все остальные, кто делает большие флейты Джи-наши, как правило, не называют свои флейты Кётаку. Само имя Кётаку - это старинное названия сякухати (это имя дано флейте в трактате Кётаку Дэнки), которое в наши дни уже не используется. Коку Нисимура первый начал называть сякухати снова Кётаку. Кётаку отличается от того, что мы привыкли называть сякухати в наши дни. У Кётаку большой канал, дающий флейте очень мягкий и глубокий звук.

http://www.tilopa.de/images/konzertfl$F6ten.gif

В стандартной Кётаку обычно 7 колен бамбука и все отверстия расположены в ряд по центру (в отличие от других большие флейт Джи-наши, где отверстия могут быть смещены). Кётаку всегда делается из одного куска бамбука (не разборные). Положение рук при игре на Кётаку отличается от положения при игре на других флейтах.
Основной упор при игре на кётаку делается на медитативный аспект игры (суй-дзен). В Кётаку принцип один выдох - один звук гораздо боле важен, чем достижение какого-либо результата. В дзен продвижение по пути имеет гораздо больше значения, чем приход в какую-то конкретную точку. Как мы знаем, сякухати в давние времена использовалась монахами секты Фуке как инструмент для просветления, так называемы Ичи-Он-Ёбуцу (достижение просветления одним звуком). Кётаку побуждает вас играть в более медитативном ключе. При игре на Кётаку губы гораздо более расслаблены, чем при игре на обычных Джи-наши флейтах. Из-за широкого канала звук кётаку, кроме всего прочего, резонирует ещё и по всему телу, что производит энергетический эффект.
Звук кётаку приносит успокоение не только игроку, но и всем слушателя вокруг.
Кроме того, наиболее важным при игре на кётаку и при игре медитативной музыки является МА - промежуток тишины между звуками.

http://www.tilopa.de/images/Meister-JPG.gif

Komuso
24.12.2009, 07:33
Судя по описанию, единственное отличие от стиля игры Меян - это размер и тип флейты (джинаши). Остальное, т.е. медитативность, МА и т.п., - как в Меян.

George_Debug
24.12.2009, 07:36
Судя по описанию, единственное отличие от стиля игры Меян - это размер и тип флейты (джинаши). Остальное, т.е. медитативность, МА и т.п., - как в Меян.

Ну всё-таки варёный бамбук и отверстия в ряд дают свою особенность. И к тому же (не знаю как в Меян), но в Кётаку используется полностью расслабленный амбюшур.

Komuso
24.12.2009, 07:40
И к тому же (не знаю как в Меян), но в Кётаку используется полностью расслабленный амбюшур.
Это уже особенность игры на этой флейте. В хотику тоже расслабленный. Мне говорили, что в хотику нужно не дуть, а дышать.
Да и в Меян не напрягаются.. многие пьесы играются в стиле "киосуи", т.е. естественного выдоха, без напряга вообще

Отверстия на тембр не влияют. А варёный бамбук - это уже относится к пункту "тип флейты" :) Я писал о стиле.
Но не буду утверждать, со стилем Нишимуры я не знаком.

George_Debug
24.12.2009, 07:41
Это уже особенность игры на этой флейте. В хотику тоже расслабленный. Мне говорили, что в хотику нужно не дуть, а дышать.
Да и в Меян не напрягаются.. многие пьесы играются в стиле "киосуи", т.е. естественного выдоха, без напряга вообще

Ну ноги у всех из Меяна растут ;)

Komuso
24.12.2009, 07:44
Ну ноги у всех из Меяна растут ;)
Ну да.. включая Ватазуми Досо.. хотя его стиль полностью противоположен по внешнему виду :rolleyes: :D

BAmbooWay
24.12.2009, 08:59
Ну ноги у всех из Меяна растут ;)Ну ну ,на старом форуме на этой фразе началась бы вторая мировая война:D
Да,я тоже заметил что Нисимура меяновец ;))в душе;)

alex_dharmari
03.03.2011, 20:20
Раз уж тут о Кётаку разговор, то задам свои вопросы здесь.
Вопросы по пьесе Souei
1. На каких отверстиях по правилам традиции Кётаку делаются акценты (оси).

2. Второй вопрос по виду выдоха. Какой выдох применятеся? хотя подозреваю что Киосуи

3. В 4-ой фразе в связке ХА-РО. Бамбу мне вроде говорил что 1отв. - откр. 2-закр. 3-откр. 4-закр. 5-откр. (мэри). Смотрю аппликатуру для Кётаку, выложенную у нас на сайте и там нет такой.
С какой всё-таки аппликатурой играется нота ХА?

4. По аппликатуре Кётаку опять же у них не ЦУ но мэри а просто ЦУ мэри при этом тогда неясно каким образом сделать УЦУ следующее после ноты ЦУ мэри?

alex_dharmari
03.03.2011, 20:30
И ещё вопрос =)
Вот в этой фразе (по моим подсчетам она 11-ая) что тут и как? там дополнительная нотка РЭ быстро играется перед ЦУ.
Бамбу мне пояснял что при игре Цу флейта чуть мэрится а потом разгибается обратно и играется РО.

alex_dharmari
03.03.2011, 20:36
ещё один вопрос.
В этой фразе слева пометки стоят. Первые две вроде как обозначают ноты ЧИ и РЭ. То есть при переходе к следующей ноте в фразе делается акцент на указанных нотках слева?

alex_dharmari
03.03.2011, 20:41
Народ кто был на семинарах, когда приезжали сэнсэи? поясните мне сии моменты. Буду очень благодарен =). Отправлять к аудио-записи ненужно...она у меня есть...и там очень плохо слышно: почти ничего не разобрать из-за посторонних шумов....к тому же запись аудио и там не видно что делает сэнсэй... с видео с выступлением сэнсея кстати тоже самое...
посему надеюсь на вашу помощь ))

alex_dharmari
04.03.2011, 23:00
Люююдииии, эээййй кто-нибуууудь.... отзовитесь

George_Debug
05.03.2011, 06:53
Люююдииии, эээййй кто-нибуууудь.... отзовитесь
Так.
Ща отвечу.

George_Debug
05.03.2011, 07:01
Раз уж тут о Кётаку разговор, то задам свои вопросы здесь.
Вопросы по пьесе Souei
1. На каких отверстиях по правилам традиции Кётаку делаются акценты (оси).

2. Второй вопрос по виду выдоха. Какой выдох применятеся? хотя подозреваю что Киосуи

3. В 4-ой фразе в связке ХА-РО. Бамбу мне вроде говорил что 1отв. - откр. 2-закр. 3-откр. 4-закр. 5-откр. (мэри). Смотрю аппликатуру для Кётаку, выложенную у нас на сайте и там нет такой.
С какой всё-таки аппликатурой играется нота ХА?

4. По аппликатуре Кётаку опять же у них не ЦУ но мэри а просто ЦУ мэри при этом тогда неясно каким образом сделать УЦУ следующее после ноты ЦУ мэри?

1. Правила по ОСИ такие же как в Мёане. Можно посмотреть у Жени на сайте.
2. Да, используется Киосуи. Тут ещё дело в форме губ. В Кётаку губы НЕ напрягаются как в сякухати. Они расслаблены.

3. Ха в Кётаку играется как написано в аппликатуре. А вот Ха-Ро. Корю показывал следующую вещь. 1,2 закрыто, 3 открыто, 4 закрыто, 5 открыто (это Ха), потом быстро закрывается 3-е, и постепенно 5-е.

А вот 4-ый вопрос не всосал что-то. Перефразируй, пожалуйста. ;)

George_Debug
05.03.2011, 07:02
4. По аппликатуре Кётаку опять же у них не ЦУ но мэри а просто ЦУ мэри при этом тогда неясно каким образом сделать УЦУ следующее после ноты ЦУ мэри?

Ну вроде да, Цу но мэри.
Только откуда эта вырезка нот? На кётаку не похоже. Больше на Кинко.

George_Debug
05.03.2011, 07:04
И ещё вопрос =)
Вот в этой фразе (по моим подсчетам она 11-ая) что тут и как? там дополнительная нотка РЭ быстро играется перед ЦУ.
Бамбу мне пояснял что при игре Цу флейта чуть мэрится а потом разгибается обратно и играется РО.

Рэ Цу Мэри (Рэ быстро, проходящая нота, иногда я даже её не играю ойойойой). Потом выпремляешь до Ро, и потом её повторяешь (Ро).

George_Debug
05.03.2011, 07:05
ещё один вопрос.
В этой фразе слева пометки стоят. Первые две вроде как обозначают ноты ЧИ и РЭ. То есть при переходе к следующей ноте в фразе делается акцент на указанных нотках слева?

Ага, именно.

oleg_ra
05.03.2011, 10:30
Тоже Спасибо за разъяснения моментов!!! ...

George_Debug
05.03.2011, 10:51
Тоже Спасибо за разъяснения моментов!!! ...

Извините, что долго не отвечал - был в сильной запаре.
В Сентябре надеюсь попасть в Японию и приобрести Кётаку мастера Ширацуши. Недорогие некорневые кётаку. Агар очень советовал этого мастера.

oleg_ra
05.03.2011, 11:15
Извините, что долго не отвечал - был в сильной запаре.
В Сентябре надеюсь попасть в Японию и приобрести Кётаку мастера Ширацуши. Недорогие некорневые кётаку. Агар очень советовал этого мастера.

О, это Кууул (Cool)!!! если чего, то продемонстрируешь! :)

alex_dharmari
05.03.2011, 21:56
Рэ Цу Мэри (Рэ быстро, проходящая нота, иногда я даже её не играю ойойойой). Потом выпремляешь до Ро, и потом её повторяешь (Ро).

ага, значит с этой фразой у меня всё нормально я её так и играю...
а на счёт четвёртого вопроса...
вырезка нот самая что ни на есть Кётачная...я все эти вырезки взял с листа с пьесой Souei в нотации Нишимуры.... собственно других версий записи этой пьесы мне и не встречалось....
В этой фразе вроде как играется ЦУ...потом делается удар по первому отв. (УЦУ) и далее играется РЭ. В пьесе есть три таких фразы. Но почему то вот в написании этой я заметил значок над первой нотой, похожий на обозначение МЭРИ...может конечно это клякса какая-нибудь хотя не очень похоже...причем у двух других таких фраз нет этой закорючки...
в общем посмотри ноты пьесы Souei я думаю найдёшь там эту фразу... и просто скажи как она играется

ОГромное спасибо за ответы, Андрей :)

George_Debug
06.03.2011, 11:24
Надеюсь, удастся продемонстрировать в живую ;)

Rediska
28.04.2011, 07:05
Как раз разучиваю "соуэ"... как хорошо, что я на эту тему наткнулась :)