Komuso
23.09.2009, 06:27
Навеяло сегодняшней дискуссией... :)
Когда я только начинал играть на сякухати, у меня бывали мысли, типа, а вот бы достать такую флейту, как у Райли Ли, да вот как бы я сыграл на ней!! :rolleyes:
Ну, прошло время. Райли Ли - мой сэнсэй. Держал я его флейту...
Йошизава сэнсэй был моим учителем.. играл я на той флейте, на которой был записан "Дзэн сад", и на которой он играл в "Мемуарах гейши"...
И на флейте 2.4 из личной коллекции Йокояма Кацуя играл, на той самой, с которой он на своём диске сфотографирован...
и ещё на нескольких десятках флейт мастеров высочайшего класса, типа Миура Киндо, Шигеми и им подобных. И скажу я вам, други, вот что: дудка-самодудка из детской сказки осталась там же, где и сапоги-скороходы и скатерть-самобранка, т.е. в сказке... :(
Обладатель "волшебного" инструмента не становится Райли Ли.
Флейта сэнсэя Йошизавы вызывала некоторую жалость своим внешним видом и остатками суперклея, которыми сэнсэй склеил её половинки, а вид внутренности канала своей шероховатостью разбивает все теории о необходимости полированного канала. У меня на сайте можно послушать отрывки в исполнении сэнсэя.
Флейта Йокояма-сэнсэя только более отчётливо показала огромное расстояние между уровнем моим и уровнем сэнсэя...
Хорошо иметь инструмент, который подходит игроку. Безусловно, и качество инструмента имеет огромное значение. Но разница в качестве инструментов - это ничто по сравнению с разницей в уровнях игры. Даже приобретя очень хороший инструмент, музыкант потратит годы на то, чтобы раскрыть потенциал этого инструмента.
Покупая флейту у сэнсэя, я прошу его на ней поиграть. Он рассказывает обо всех особенностях данной флейты, о сильных и слабых сторонах. Всё потому, что я не смогу этого сразу и в полной мере услышать сам с моим сегодняшним уровнем игры. Это приходит с годами. Кроме всего прочего, сэнсэй учит меня слышать звук флейты. Мы можем провести несколько часов, по очереди выдувая ноты на нескольких флейтах, сравнивая, оценивая, раскрывая скрытый потенциал. От него я узнал, что флейты бывают ветренными, резкими, громкими, тихими... Он показывает флейты, больше подходящие для хонкиёку, гайкиёку, для игры по школе Докиёку. От него же я узнал, что я никогда не стану ни Йокоямой, ни Райли. Никогда. Но я, если захочу, могу постараться стать самим собой, раскрыть то, что есть во мне.
Зато я понял, что даже на уровне мастеров с мировым уровнем две флейты, изготовленные почти одновременно из бамбука одной партии и выглядящие почти одиннаково, будут чуть-чуть отличаться по звучанию. А остальное - как езда на одноколёсном велосипеде. Сначала научись, а потом выбирай разные формы, цвет, толщину колёс и т.д.. это уже будут детали...
Когда я только начинал играть на сякухати, у меня бывали мысли, типа, а вот бы достать такую флейту, как у Райли Ли, да вот как бы я сыграл на ней!! :rolleyes:
Ну, прошло время. Райли Ли - мой сэнсэй. Держал я его флейту...
Йошизава сэнсэй был моим учителем.. играл я на той флейте, на которой был записан "Дзэн сад", и на которой он играл в "Мемуарах гейши"...
И на флейте 2.4 из личной коллекции Йокояма Кацуя играл, на той самой, с которой он на своём диске сфотографирован...
и ещё на нескольких десятках флейт мастеров высочайшего класса, типа Миура Киндо, Шигеми и им подобных. И скажу я вам, други, вот что: дудка-самодудка из детской сказки осталась там же, где и сапоги-скороходы и скатерть-самобранка, т.е. в сказке... :(
Обладатель "волшебного" инструмента не становится Райли Ли.
Флейта сэнсэя Йошизавы вызывала некоторую жалость своим внешним видом и остатками суперклея, которыми сэнсэй склеил её половинки, а вид внутренности канала своей шероховатостью разбивает все теории о необходимости полированного канала. У меня на сайте можно послушать отрывки в исполнении сэнсэя.
Флейта Йокояма-сэнсэя только более отчётливо показала огромное расстояние между уровнем моим и уровнем сэнсэя...
Хорошо иметь инструмент, который подходит игроку. Безусловно, и качество инструмента имеет огромное значение. Но разница в качестве инструментов - это ничто по сравнению с разницей в уровнях игры. Даже приобретя очень хороший инструмент, музыкант потратит годы на то, чтобы раскрыть потенциал этого инструмента.
Покупая флейту у сэнсэя, я прошу его на ней поиграть. Он рассказывает обо всех особенностях данной флейты, о сильных и слабых сторонах. Всё потому, что я не смогу этого сразу и в полной мере услышать сам с моим сегодняшним уровнем игры. Это приходит с годами. Кроме всего прочего, сэнсэй учит меня слышать звук флейты. Мы можем провести несколько часов, по очереди выдувая ноты на нескольких флейтах, сравнивая, оценивая, раскрывая скрытый потенциал. От него я узнал, что флейты бывают ветренными, резкими, громкими, тихими... Он показывает флейты, больше подходящие для хонкиёку, гайкиёку, для игры по школе Докиёку. От него же я узнал, что я никогда не стану ни Йокоямой, ни Райли. Никогда. Но я, если захочу, могу постараться стать самим собой, раскрыть то, что есть во мне.
Зато я понял, что даже на уровне мастеров с мировым уровнем две флейты, изготовленные почти одновременно из бамбука одной партии и выглядящие почти одиннаково, будут чуть-чуть отличаться по звучанию. А остальное - как езда на одноколёсном велосипеде. Сначала научись, а потом выбирай разные формы, цвет, толщину колёс и т.д.. это уже будут детали...