George_Debug
02.09.2009, 12:00
Вот выдержка из статьи "К вопросу о происхождении иконографии монаха с флейтой в японском искусстве" В.А. Друзь:
В суйдзэн так же, как в сидячей медитации дзадзэн, спокойствие тела порождало покой ума, поэтому необходимым условием правильной медитации была неподвижность. Позы и движение комусо были жестко канонизированы. Свободные от всякого напряжения, они должны были отражать собранность как мобилизацию духа и тела. В результате длительной практики сложились три правильные позы, которые впоследствии характеризовали стиль исполнения и особый репертуар, соответствующий каждой из них. Сидячая поза дзадзо с чуть раздвинутыми коленями и подогнутыми под себя ногами, риссо - стоя во весь рост, а также исудзо, что означало сидеть на табурете или стуле28. В стиле риссо одна нога исполнителя слегка выдвигалась вперед. Это служило обозначением монашеской схимы странничества и символизировало буддийскую истину о неразличимости движения и покоя: шаг и не шаг одновременно. Во всех трех случаях положение тела было строго вертикальным и уравновешенным: позвоночник, шея и затылок составляли одну прямую. Ноги вместе с поверхностью земли образовывали треугольник, живот и бедра - квадрат, а руки с флейтой вписывались в правильный овал [32, ее. 19 - 10]. Стабильность статичной позы диктовала поведение во время исполнения. Круг допустимых движений был крайне ограничен и обусловлен только техникой игры при правильном дыхании. Ритуалы и практика секты Фукэ породили поговорку агофури саннэн - "три года трясти подбородком" [12, С. 23]. Она подчеркивала, что освоение лишь азов техники медитации суйдзэн, связанных с координацией движений, требовало упорного и тяжелого труда.
Весь текст тут: http://shakuhachi.ru/pae/articles.html
В суйдзэн так же, как в сидячей медитации дзадзэн, спокойствие тела порождало покой ума, поэтому необходимым условием правильной медитации была неподвижность. Позы и движение комусо были жестко канонизированы. Свободные от всякого напряжения, они должны были отражать собранность как мобилизацию духа и тела. В результате длительной практики сложились три правильные позы, которые впоследствии характеризовали стиль исполнения и особый репертуар, соответствующий каждой из них. Сидячая поза дзадзо с чуть раздвинутыми коленями и подогнутыми под себя ногами, риссо - стоя во весь рост, а также исудзо, что означало сидеть на табурете или стуле28. В стиле риссо одна нога исполнителя слегка выдвигалась вперед. Это служило обозначением монашеской схимы странничества и символизировало буддийскую истину о неразличимости движения и покоя: шаг и не шаг одновременно. Во всех трех случаях положение тела было строго вертикальным и уравновешенным: позвоночник, шея и затылок составляли одну прямую. Ноги вместе с поверхностью земли образовывали треугольник, живот и бедра - квадрат, а руки с флейтой вписывались в правильный овал [32, ее. 19 - 10]. Стабильность статичной позы диктовала поведение во время исполнения. Круг допустимых движений был крайне ограничен и обусловлен только техникой игры при правильном дыхании. Ритуалы и практика секты Фукэ породили поговорку агофури саннэн - "три года трясти подбородком" [12, С. 23]. Она подчеркивала, что освоение лишь азов техники медитации суйдзэн, связанных с координацией движений, требовало упорного и тяжелого труда.
Весь текст тут: http://shakuhachi.ru/pae/articles.html