PDA

Просмотр полной версии : Школы Сякухати


Komuso
04.08.2009, 07:24
В очередной раз мне задают собратья вопрос об имеющихся школах в сякухатной традиции. Попробую вкратце и по существу, без подробностей.

Итак, раньше школ не было.. были храмы, а в каждом храме - свои произведения, а толпы бродячих монахов курсировали между храмами и обменивались информацией и знаниями. Произведения, которые играли в храмах, назвали Котэн Хонкиёку.

Потом, в 18-м веке, правительство решило взять комусов под контроль. Послали Куросаву Кинко для сбора произведений репертуара новой Школы. Он собрал 33 произведения из разных храмов (включая Меян), подогнал их исполнение "под одну гребёнку" и сделал Кинко школу. Позднее потомки Кинко-1 добавили в репертуар Кинко ещё 3 пьесы. Никаких Гайкиёку тогда не было, сякухати имели право играть только монахи комусо.

Во 2-й половине 19-го века из-за процветающего под видом монашества шпионажа всех комусо разогнали, а сякухати, чтобы не попасть под полный запрет, стала народным инструментом. Вот тогда её и разрезали пополам, настроили на ноты западной гаммы и включили в оркестр.

В политической борьбе выжил храм Меян благодаря консервативности взглядов и чистоты своей практики Дзэн. Так появилась школа Меян. Сэнсэй сказал, что современный репертуар школы Меян, известный, как Тайзан-Ха, имеет мало общего с изначальным репертуаром Меян храма. Так или иначе, так появилась школа Меян.

От Меян откололся Накао Тозан, сочинил свой репертуар, намного более музыкальный, чем другие. Он ввёл очень много западных элементов в музыку, изменил нотную запись и создал очень серьёзную систему экзаменов с приёмной комиссией во главе. Получилась школа Тозан. Тозан до сих пор является очень строго регламентированной школой, которую возглавляет прямой наследник её создателя.

Ватазуми Досо изучал Меян, но концентрировался на дыхании. Его идею немного унаследовал его ученик, в прошлом Кинковец Йокояма Кацуя. Кацуя сложил репертуар из 21-го произведения Котэн Хонкиёку, немного добавил дыхания от Ватазуми и элегантности от Фукуда Рандо.. так родилась школа Докиёку.

Есть ещё репертуар, собранный Ниодо. О Ниодо (http://shakuhachi.ru/showthread.php?t=604) я написал в отдельной теме.

Вот.. это кратко...

captGreen
04.08.2009, 07:31
Спасибо большое.

Komuso
04.08.2009, 07:33
Не за что :)
Потом можно будет немного полнее раскрыть тему и оставить висеть вверху, как краткий обзор школ..

George_Debug
04.08.2009, 11:18
В дполнение для внесения ясности нужно бы ещё сделать информацию по репертуарам - гинъэй, хонкёку, гайкёку, сокёку и т.д. Я подготовлю небольшой обзор и дополним его вместе.
А сейчас вот такой вопрос. Репертуар Миньё для сякухати возник получается в 18-м веке после превращения сякухати в общедоступный интсрумент?

Komuso
04.08.2009, 16:09
В дполнение для внесения ясности нужно бы ещё сделать информацию по репертуарам - гинъэй, хонкёку, гайкёку, сокёку и т.д. Я подготовлю небольшой обзор и дополним его вместе.
А сейчас вот такой вопрос. Репертуар Миньё для сякухати возник получается в 18-м веке после превращения сякухати в общедоступный интсрумент?
На сайте (http://shaku-rus.com/shaku_music.htm) я немного это написал.
Собственно, Миньё связана с сякухати не больше, чем "Калинка-Малинка" с аккордеоном :)

Миньё - это народная музыка, которую можно играть на чём угодно, включая сякухати.
Хонкиёку (ХОН - первичный) - это произведения, написанные именно для сякухати и больше ни для чего.
Гайкиёку (外 - внешний) - музыка, не являющаяся первичной для сякухати. Рокудан, Чидори-но-Киёку и т.п. относятся к сякухати не больше, чем Миньё, а записали их как в нотах Кинко, так и Тозан.
Синкиёку возникла тогда, когда композиторы зашли в тупик с ограниченностью прогрессий Гайкиёку. Синкиёку несёт в себе влияние западной музыкальной гармонии.

На сайте ISS описаны школы:

Chikuho Ryû Sakai Chikuho I (1892-1985)
Dokyoku Watazumi Doso Roshi
Kinko Ryû Kurosawa Kinko I (1710-1771)
Myoan Shinpo Ryû Ozaki Shinryu (1820-1888)
Nezasa Ha Bamboo Grass Sect
Seien Ryû Kanemoto Seiin (cir. 1880)
Myoan Taizan Ha Higuchi Taizan (1856-1914)
Tozan Ryû Nakao Tozan (1876-1956)
Ueda Ryû Ueda Hodo (1892-?)

Fudaiji Fudaiji Temple Hamamatsu, Totomi-no-Kuni (Shizuoka Prefecture)
Ichigetsuji Ichigetsuji Temple Kogane, Shimosa-no-kuni (Chiba Prefecture)
Itchoken Itchoken Temple Hakata, Kyushu, Southern Japan
Kokutaiji Kokutaiji Temple Toyama Prefecture
Kyushu Kei Pieces from Kyushu Area
Oshu Kei Pieces from Oshu Area
Rinseiken Rinseiken Temple Kurumei Kyushu Island
Ryogenji Ryogenji Temple Oihira, Izu-no-kuni (Shizuoka Prefecture)

Sankyoku - Chamber music
Ikuta Ryû Founder: Ikuta Kengyo (1656-1715)
Yamada Ryû Founder: Yamada Kengyo (1757-1817)


Azuma Ryû Fukuda Rando
Min'yo Folk Music
Miyagi Michio Miyagi Michio (1894-1956)
Sawai Tadao Sawai (1937-1997)

Как будет время, я составлю небольшой "путеводитель" по имеющимся школам. Много инфы есть в книгах, только переводить нужно...

Ба
10.08.2009, 11:44
пришла мысль о том для чего "пополамность" - "а чтобы комусо не могли больше ей обороняться :)))"

Rediska
18.12.2009, 03:54
Komuso, большое спасибо... вот теперь всё тановится потихоньку на свои места...
а то я с происхождениями и ответвлениями савсем было запуталась...

Komuso
18.12.2009, 04:12
Komuso, большое спасибо... вот теперь всё тановится потихоньку на свои места...
а то я с происхождениями и ответвлениями савсем было запуталась...
Да, оно немного запутано :rolleyes: :)

Komuso
23.05.2011, 07:24
Сегодня на уроке опять немного поговорили о школах.

"Традиционность" традиционных школ - понятие очень растяжимое.
Самой "железной" в своих традициях является школа Тозан. Есть один глава, один репертуар, за шаг вправо или влево - расстрел :)

Кинко имеет бОльшую гибкость, несколько направлений со своими особенностями исполнения.

Докиёку возникла под влиянием нескольких направлений, и огромную роль в становлении школы сыграла музыкальность Фукуда Рандо. Фактически, это - творение Йокояма Кацуя. Влияние запада отражается в том, что соблюдение чёткой высоты звучания нот является одной из основных задач школы. Всего 3 или 4 сэнсэя сегодня передают Докиёку в том виде, в каком её учил Йокояма сэнсэй. Мы обсуждали игру Докиёку игроками Кинко и прочих школ... сэнсэй улыбнулся и ответил, что в этом нет ничего запретного, раз им нравится. Главное - это помнить, что это не техника Йокояма сэнсэя ;)

Школа Меян - самая загадочная. Дело в том, что помимо основного официального набора нот существуют разные интерпретации, написанные разными учителями. После разгона секты Фукэ храм Меян вобрал в себя более десятка разных школ. Это привело к тому, что хотя и существуют стандартные ноты, исполнение может варьировать.

Сэнсэй рассказывал о рукописных нотах самого Тайзана (главы линии Тайзан Ха), а также о нотах, которые Таникита сэнсэй (ученик Тайзана) написал для одного из своих учеников. Все эти ноты гуляют по свету и имеют право на жизнь (надо попытаться их раздобыть :rolleyes: ). Но Меян - это не ноты, это отношение к игре, это способ выражения себя...

oleg_ra
23.05.2011, 13:21
: ). Но Меян - это не ноты, это отношение к игре, это способ выражения себя...

!!! -О- !!!

Uketake
23.05.2011, 19:41
спасибо, очень интересно читать об этом.

George_Debug
23.08.2011, 13:22
Однако я переводил одну японскую статью о том, почему в конце 19-го начале 20-го века стали делать разборные сякухати. Там говорилось о том, что так легче обрабатывать канал придавая ему именно сякухатную форму. Гораздо легче сфоримровать эти самые "комнаты" в разборной флейте, чем в цельной. Хотя есть общеизвестный факт, что где-то в начале 20-го столетия в японии массово вымирали бамбуковые рощи, сами по себе.

Ellesime
23.08.2011, 14:26
Однако я переводил одну японскую статью о том, почему в конце 19-го начале 20-го века стали делать разборные сякухати. Там говорилось о том, что так легче обрабатывать канал придавая ему именно сякухатную форму. Гораздо легче сфоримровать эти самые "комнаты" в разборной флейте, чем в цельной. Хотя есть общеизвестный факт, что где-то в начале 20-го столетия в японии массово вымирали бамбуковые рощи, сами по себе.

Эндрю-сан, а ты не мог бы дать ссылку на источник, чтобы избежать возможных конфликтных ситуаций и непониманий?

George_Debug
23.08.2011, 14:49
Эндрю-сан, а ты не мог бы дать ссылку на источник, чтобы избежать возможных конфликтных ситуаций и непониманий?

Да я собирался, но вот конкретно эта статья была где-то на старом европейском форуме сякухати. Пока не могу найти.

Komuso
23.08.2011, 17:19
у меня вопрос к Жене, кто именно из учителей в США делает передачу изложенной Вами версии?
Мне вспоминается детство. На игровой площадке в песочницах дети строят песочные домики. Один из детей, пытаясь доказать, что он самый лучший строитель, остаётся в песочнице один. Ему скучно одному, и он, потеряв терпение, так и не построив своего замка, направляется в песочницу к более младшим и начинает их "учить"…
Есть два способа сделать свой замок самым высоким: построить его выше или разрушить окружающие. Какой путь выберете Вы?

Простите Александр, но своим появлением Вы, как правило, создаёте столько шума, что разговоры о Пустоте и Тишине просто не слышны. Мне, в принципе, до этого нет никакого дела. Но если я иду к учителю изучать Дзэн, то я буду искать учителя, который живёт теми принципами, которым учит, а не такого, которого любые реплики окружающих приводят в шок…

Что касается моих учителей, то им Ваше мнение о них не интересно. Мне тоже. Я не вижу ни малейшего повода им не доверять.

Зачем я это пишу? Просто у меня час времени до самолёта, а играть в аэропорту не разрешат :)
Будем считать это нашей последней дискуссией. Я лучше на сякухати поиграю ;)
На вопрос выше можете не отвечать, он риторический..

George_Debug
23.08.2011, 20:34
Я хочу приходить на форум как домой. Потому что у меня дома уютно и тихо.
Сегодня мы навсегда прощаемся с пользователем TAMUKE.

Rediska
30.08.2011, 13:19
Долго не хотела писать... но наверное всё же нужно поставить как бы логическую точку в вопросе о правильности передачи информации...
Ни в коем случае не хочу сказать, что моё мнение - это последняя инстанция... нет... Просто чтобы не сложилось привратного, неправильного ощущения, впечатления, восприятия у того, кто пришел к нам впервые или совсем недавно...

И так...
Начнём с того, что традиция сякухати передавалась устно... И тут (как я дагадываюсь) начинает включаться человеческий фактор... Вот представьте, что двум разным людям рассказали (да хоть на магнитофоне прокрутили) одну и ту же информацию... Каждый человек воспримет из неё что-то своё, то что для него важно, значимо, а остальное отбросит... И потом расскажет своему ученику... То же самое произойдет и с этим учеником, и с его учениками, и с учениками его учеников... И вот у нас есть две линии, которые говорят вроде как об одном, но у каждого своя информация, своя правда...

И это не просто слова. В этом легко убедиться, если почитать хотя бы истории разных сэнсэев о происхождении пьес...
Взять тот же Кёрэй.
Кто-то говорит о том, что это подражание колокольчику, в который звенел Фуке. Кто-то говорит, что когда Фуке похоронили, а потом открыли гроб, то тела не нашли, но услышали звук колокольчика, который поднимался в пустое небо, и именно это последний звук отражает Кёрэй. Истории от школы Тайзан Ха вообще преподнесли сюрприз (http://www.komuso.com/pieces/pieces.pl?piece=2003) - уже перевела на русский, осталось просто обработать...

И то же самое повторяется с другими пьесами...
И кто же из них, из этих сэнсэев, передающих разноречивую информацию, прав? Кому верить?

Я думаю, что все правы, и можно верить всем... Или поверить кому-то выборочно, одновременно давая право на существование другим мнениям... А можно просто принять эту информацию, как факт, удивиться, как интересно работает японский "глухой телефон" и жить спокойно дальше... и играть замечательные пьесы... наслаждаться звуком или его отсутствием, тишиной, пустотой, наполненностью, объединением с миром, ощущением себя, как его части и просто радоваться...

gwen
30.08.2011, 19:45
Я думаю, что все правы, и можно верить всем...
А как же народная забава под названием кто тут true, а кто не true?
Вообще верно написала, ппкс.

Rigden
30.08.2011, 20:17
Я конечно извиняюсь, я не так давно занимаюсь сякухати, что бы делать выводы, но мне кажется что Россия уникальная страна:) Так почему же на основе великих японских школ не возникнуть российской школе? Свои мастера,как и понял по форуму. у нас уже есть!!! Причем мастера кик флейтостроители, так и исполнители!!!

Rediska
31.08.2011, 04:10
Я конечно извиняюсь, я не так давно занимаюсь сякухати, что бы делать выводы, но мне кажется что Россия уникальная страна Так почему же на основе великих японских школ не возникнуть российской школе? Свои мастера,как и понял по форуму. у нас уже есть!!! Причем мастера кик флейтостроители, так и исполнители!!!

ну "школа" - это пока громко, а вот направление, ассоциация, объединение - да... уже есть... Причем не только в России, а чуть-чуть даже и пошире... ;)

Просто школа предполагает ряд условий, которые полностью вряд ли актуальны в нашей действительности:
своя аппликатура - были попытки создать, но пока её нет...
свой лидер, который возглавит и поведёт :D - но зачем? мы тут все свободные личности :)
определённый обязательный набор пьес - см. предыдущий пункт
определённый стиль исполнения - а зачем себя ограничивать чем-то одним, когда мир так разнообразен?
определённые правила приема/нахождения/исключения из школы - но кому они нужны?

Список можно продолжать...

Поэтому то состояние в виде свободного объединения любителей сякухати на территории бывшего СССР + русскоязычных друзей из дальнего зарубежья - очень удобная форма существования нашего русскоговорящего сякухати сообщества :)

Rigden
31.08.2011, 04:46
ну "школа" - это пока громко, а вот направление, ассоциация, объединение - да... уже есть... Причем не только в России, а чуть-чуть даже и пошире... ;)

Просто школа предполагает ряд условий, которые полностью вряд ли актуальны в нашей действительности:
своя аппликатура - были попытки создать, но пока её нет...
свой лидер, который возглавит и поведёт :D - но зачем? мы тут все свободные личности :)
определённый обязательный набор пьес - см. предыдущий пункт
определённый стиль исполнения - а зачем себя ограничивать чем-то одним, когда мир так разнообразен?
определённые правила приема/нахождения/исключения из школы - но кому они нужны?

Список можно продолжать...

Поэтому то состояние в виде свободного объединения любителей сякухати на территории бывшего СССР + русскоязычных друзей из дальнего зарубежья - очень удобная форма существования нашего русскоговорящего сякухати сообщества :)

ну да. Сообшество не требует таких строгих ограничений как школа. Я не так выразился. Ты описала точную, на мой взгляд, форму организации. Но аппликатура, репертуар и даже стиль музыки вполне может возникнуть если не уприраться только в традицию без отклонений.

Rediska
31.08.2011, 05:45
ну да. Сообшество не требует таких строгих ограничений как школа. Я не так выразился. Ты описала точную, на мой взгляд, форму организации. Но аппликатура, репертуар и даже стиль музыки вполне может возникнуть если не уприраться только в традицию без отклонений.

На счет аппликатуры... Идея была частично реализована, но на сайте она для кётаку (http://shakuhachi.ru/shakuhachi:applications:shakuhachiru)

Можно сделать и для сякухати, просто есть ряд нюансов, а именно: например нота У у разных школ имеет разную аппликатуру, соответственно у неё меняется окраска... Какую аппликатуру выбрать? Вопрос. Ну и т.д.

Репертуар... Ну в принципе можно сделать опрос, кто какие пьесы играет, какой школы, свести это в какую-то систему для обмена опытом... Идея...

Ну а на счёт единого стиля (хи-хи)... Просто мы все так индивидуальны ((( :) )))

Rigden
31.08.2011, 05:56
На счет аппликатуры... Идея была частично реализована, но на сайте она для кётаку (http://shakuhachi.ru/shakuhachi:applications:shakuhachiru)

Можно сделать и для сякухати, просто есть ряд нюансов, а именно: например нота У у разных школ имеет разную аппликатуру, соответственно у неё меняется окраска... Какую аппликатуру выбрать? Вопрос. Ну и т.д.

Репертуар... Ну в принципе можно сделать опрос, кто какие пьесы играет, какой школы, свести это в какую-то систему для обмена опытом... Идея...

Ну а на счёт единого стиля (хи-хи)... Просто мы все так индивидуальны ((( :) )))

ну у нас же есть те кто уже давно играет. я думаю можно как то договориться и создать аппликатуру. с репертуаром ты права. а стиль мне кажется сам со временем сложиться, когда больше музыкантов начнут писать пьессы сами.

Komuso
31.08.2011, 06:18
ну у нас же есть те кто уже давно играет. я думаю можно как то договориться и создать аппликатуру. с репертуаром ты права. а стиль мне кажется сам со временем сложиться, когда больше музыкантов начнут писать пьессы сами.
Но вопрос остаётся в силе: а зачем?

ЗЫ: а вообще-то, зачем я суюсь в зарубежные дела? :)

Rediska
31.08.2011, 07:15
Но вопрос остаётся в силе: а зачем?

ЗЫ: а вообще-то, зачем я суюсь в зарубежные дела? :)

Женя, хоть ты и географически в Штатах, но всё равно ты душой с нами :D

Komuso
31.08.2011, 07:49
Женя, хоть ты и географически в Штатах, но всё равно ты душой с нами :D
Ага, душой… :rolleyes:
хотя я постепенно самоликвидируюсь в русскоязычном интернете… :cool:

George_Debug
31.08.2011, 08:01
хотя я постепенно самоликвидируюсь в русскоязычном интернете… :cool:

Только не отсюда!

Rediska
31.08.2011, 10:22
Ага, душой… :rolleyes:
хотя я постепенно самоликвидируюсь в русскоязычном интернете… :cool:

я тоже, но не отсюда...:D

Rediska
31.08.2011, 10:39
ну у нас же есть те кто уже давно играет. я думаю можно как то договориться и создать аппликатуру. с репертуаром ты права. а стиль мне кажется сам со временем сложиться, когда больше музыкантов начнут писать пьессы сами.

А вот тут-то и кроется разница между менталитетом нашим и японским... Так уж исторически сложилось, что мы стремимся к самостоятельности... Нас в своё время бесило/раздражало/вызывало неприязнь (нужное подчеркнуть) стадное чувство, когда в советские времена все ходили строем, одинаково одевались, одинаково подстригались... Желание подвести всех под одну гребенку породило обратное чувство самоопределения, самостоятельности... Мы, вступая в определённый возраст, стараемся отделиться от родителей (в хорошем смысле этого слова, ну типа на шее у них не сидеть), жить самостоятельно, на отдельной жилплощади (у кого есть такая возможность)...

С японцами всё наоборот... Диаметрально противоположно... Им нужно жить вместе, кучкой, сообща... У них силён корпоративный дух, им нужен лидер... Оглянись на историю... Самураи теряли смысл жизни, если их господин уходил в другой мир... Недавно смотрела передачу, где для японцев специально(!) стоят комуналки с общей кухней, общим залом (но с отдельным санузлом :D )... В них живут разновозрастные незнакомые люди, они вместе готовят, вместе смотрят телевизор и говорят, что они СЧАСТЛИВЫ, потому что ВМЕСТЕ они ЧУВСТВУЮТ СЕБЯ ЗАЩИЩЕННЫМИ...

Поэтому им психологически просто необходим единый стиль, единое объединение... Тех, кто пошел своим путём, например, как Ватазуми Досо, в Японии их единицы...

Поэтому разные стили исполнения - это наша, если хочешь, национальная черта :)
так зачем же идти против природы? ;)

Да, мы стремимся играть пьесы традиционно, в рамках какой-то школы, но всё равно по своему, а уж свои личные пьесы... да, они стилизованы, но очень индивидуальны :)

И это замечательно...

Rigden
31.08.2011, 11:20
Но вопрос остаётся в силе: а зачем?

ЗЫ: а вообще-то, зачем я суюсь в зарубежные дела? :)

каки еж они длы тебя зкрубежные? Тц практически главный наставник и популязктор сякухати в россии. а по вопросу зачем- ну у меня склад ума такой ,усё должно быть в определённой системе. зануда я

Rediska
31.08.2011, 11:39
а по вопросу зачем- ну у меня склад ума такой ,усё должно быть в определённой системе. зануда я

по поводу системы... у нас у многих склад ума такой ;)

Rigden
31.08.2011, 13:41
прошу прощения когда пишу с ошибками. это я с телефона писал и из автобуса. не удобно

Komuso
21.09.2011, 09:14
Каждая школа фокусируется на каких-то своих деталях.

Кинко - это выраженная орнаментация, стандартная для всех пьес школы. Много внимания уделяется всяким "финтиклюшкам" и движениям пальцами. На этом я изучение Кинко закончил.


Мёан также имеет орнаментацию, но намного менее выраженную. Поэтому создаётся впечатление "постной" игры, пока не начинаешь сам детально изучать :) Мёан уделяет основное внимание переходам между нотами и от ноты к паузе и наоборот. Фокусы с дыханием Мёан не интересуют. Высота звучания нот также не является решающим фактором. Но требуется гармония при переходе между нотами, паузами, а также на протяжении всей пьесы. Именно поэтому Кинко можно отрабатывать на палке или на ручке от швабры, а Мёан - нет.


Докиёку отличают два основных признака: динамика дыхания и высота звучания нот. Например, Тамукэ начинается с РО-ДАЙ-МЭРИ. Эта нота точно на октаву ниже РИ. И если ученик при игре слажал, то зачёт завален ;)
У с кружочком = РЭ
ЦУ-ДАЙ-МЭРИ = РО
Любой из промахов будет замечен и беспощадно остановлен сэнсэем.
Ну и сама игра напоминает серию дыхательных упражнений. Не считая выкрутасов типа того, что РО-ДАЙ-МЭРИ должно звучать ГРОМЧЕ, чем начало РО.


Тозан - это отдельная история. Эта школа имеет единую неприкосновенную систему нотной записи, единое издательство нот, одного главу и совет старейшин. Пьесы играются совершенно одинаково, что можно сравнить с ката в каратэ: заранее знаешь, как именно игрок должен исполнять пьесу. Но также пьесы Тозан, наверное, никогда не играются так, как записаны. Да, записано одно, а играется по-другому. Мои ноты после занятия с сэнсэем подправлены почти в каждом такте. Если этого не знать, то получится какой-то гибрид Кинко и Миньё :)


Очень хорошо слышно, когда последователь одной школы начинает играть пьесы другой. Со стороны это выглядит, как слон в посудной лавке: чуть ли не каждая фраза - лажа. Помню, сэнсэй периодически напоминал мне, что я изучаю не Кинко и что пора оставить и забыть пагубные привычки :D