PDA

Просмотр полной версии : сбор и сушка бамбука


dreamofemptiness
11.09.2007, 09:31
Скоро собираюсь поехать в Сочи нарезать бамбука. Интересно было бы обменяться знаниями по поводу технологий сбора и сушки.

Jeff Cairns на shakuhachiforum.com пишет следующее

“If you are harvesting madake, then late autumn or early winter would be the best time to start harvesting. That is when we do it in Japan. A good indicator to the start time is if there are no insects milling about .
As for what is done after the culm is removed from the earth: you need to remove the oil from the green culm as soon as possible. It's best to gently rotate the culm over red hot charcoal. As the culm heats up, you will notice the oil beading up on the surface. Wipe the oil off with a cloth. As you do this, the culm should turn to a lighter green color. You should start at the root end (all the long root hairs and dirt should be removed first) and work your way up the culm to just above the node that forms the utaguchi.
After the culms have been de-oiled (called aburanuki) they should be left to stand upright in direct sunlight for 2 or three weeks if possible. Make sure to take them out of bad weather. Also make sure to turn them regularly so that all sides get equal sun exposure. Once they have been sunned sufficiently (the colour will change to the color we are used to seeing in a new shakuhachi, anywhere from off-white to tan. There still may be hints of pale green, but that's okay.) you need to place them in a relatively dark place in a horizontal position. Here they will stay for anywhere from a year and longer. Longer is better. The bamboo my personal shakuhachi was made out of, lay in waiting for 30 years before it was made into what I play today.
After a sufficient time has gone by, the bamboo is then bent in a bending jig if necessary and is ready for crafting.”

Переведу.

“Лучшее время для сбора мадаке поздняя осень или ранняя зима. Так делается в Японии. Хорошим признаком чтобы начать сбор является отсутствие множества насекомых рядом.
Из вырытого из земли зелёного стебля бамбука желательно удалить масла как можно скорее. Лучше всего плавно прокручивать стебель над красными раскалёнными древесными углями. Когда стебель нагреется можно наблюдать, что масла выступают наружу. Нужно вытереть масла с поверхности тканью. При выполнении описанных действий стебель должен стать светло зелёного цвета. Начинать нужно с корня (все длинные волоски корня и грязь должны быть удалены ранее) и продвигаться вверх к перегородке, которая образует утагучи.
После того как масла из стебля были удалены (процесс удаления масел называется aburanuki) следует поместить стебель под прямые лучи солнца на 2-3 недели если это возможно. Нужно беречь стебли от плохих погодных условий. Так же желательно периодически переворачивать стебель так, чтобы он получал одинаковое количество солнечного света со всех сторон. Однажды стоит прекратить подвергать бамбук сушке под солнечными лучами (цвет бамбука поменяется на цвет который мы обычно видим на новых сякухати от почти белого до желто-коричневого, в некоторых местах могут остаться участки тускло зелёного, но это нормально). Далее нужно поместить бамбук в тёмное место в горизонтальном положении. Там он должен находится в течение года и более. Чем больше тем лучше. Бамбук моей собственной сякухати сушился 30 лет.
После того, как пройдёт достаточное количество времени можно приступать к изгибанию стебля, если это необходимо, и изготовлению инструмента.”

Я пытался задавать некоторые дополнительные вопросы, но на большее западные коллеги почему-то не идут (ну и на том спасибо).

Интересно было бы узнать:

1. когда лучше собирать бамбук в районе Сочи – Адлера?
2. интересно, что же делать, если в тот период, когда бамбук нужно сушить под солнцем, все две недели будет идти дождь? а если собирать поздней осенью, то солнца можно вообще не дождаться.
3. и насчёт длительного периода сушки в тёмном месте: интересует какие температурные условия предпочтительны, а также что насчёт влажности помещения?
4. и ещё, слышал я в одном месте, что для того, чтобы бамбук сушился равномерно, нужно покрыть торцевые стороны ну допустим эпоксидной смолой, чтобы влага испарялась только с поверхности. так ли это?

Хотелось бы услышать ваши комментарии, ответы и дополнения.

Hyrta
11.09.2007, 12:54
знающие люди сообщили по секрету, что очень хроший бамбук есть на окинаве, или в китае (провинция хебей), или на тайване :)

dreamofemptiness
11.09.2007, 21:15
Уже собираю чемоданы ... :rolleyes:
Может лучше знающие люди чего по делу скажут?

BAmbooWay
11.09.2007, 21:20
Уже собираю чемоданы ... :rolleyes:
Может лучше знающие люди чего по делу скажут?А ты знаешь места где растёт бамбук?Не каждый бамбук звучит;)...в полном смысле этого выражения:rolleyes:

dreamofemptiness
11.09.2007, 21:52
ну поиск звучащего бамбука это уже вопрос второй, творческий и экспериментальный. а вообще звук флейт которых я делал меня пока вполне устраивает, а это абхазский бамбук. но если у вас есть некоторые рекомендации по наиболее звучащим сортам бамбука, то интересно было бы послушать. а вообще мне не совсем понятно, что значит, что бамбук не звучит. я сделал уже много флейт, они из разных сортов, но все звучат, просто по разному.

BAmbooWay
12.09.2007, 07:31
ну поиск звучащего бамбука это уже вопрос второй, творческий и экспериментальный. а вообще звук флейт которых я делал меня пока вполне устраивает, а это абхазский бамбук. но если у вас есть некоторые рекомендации по наиболее звучащим сортам бамбука, то интересно было бы послушать. а вообще мне не совсем понятно, что значит, что бамбук не звучит. я сделал уже много флейт, они из разных сортов, но все звучат, просто по разному.Ну звучать то будет и палка ,если ей например по ...кастрюле ударить.Я имел ввиду вибрацию,свойственную только хорошим инструментам.А рекомендации: интуиция,которая или есть или нет.Об этом все мастера говорят.

dreamofemptiness
12.09.2007, 07:45
я бы сказал опыт + интуиция. ну, да это вопросы философские...
а что же всё-таки по поводу технических вопросов сушки, которые были поставлены в первом посте?

Buk-Bambuk
14.09.2007, 18:57
а кстати очень хороший вопрос :) но мне всегда не хватает продолжения вопроса, а именно - что на что влияет.
посушил бамбучину год над печкой - она трэснула в течении года и нифига не звучала или сушил 5 лет в сухом подвале - звучит божественно и не трескается.
а то сушка сушка, а зачем, почему так а не эдак?

dreamofemptiness
26.09.2007, 22:27
Продолжаю общаться с Jeff Cairns, оказывается он уезжал. Рассказал много полезного :). Подробности позже.

dreamofemptiness
01.10.2007, 22:33
Jeff оказался очень отзывчивым человеком и любезно ответил на все мои вопросы по поводу сушки, за что ему низкий поклон и огромный respect.
Итак,

**
Вопрос 2. интересно, что же делать, если в тот период, когда бамбук нужно сушить под солнцем, все две недели будет идти дождь? а если собирать поздней осенью, то солнца можно вообще не дождаться.

Jeff:
Even cloudy days with no rain will help. Don't forget to rotate the culms so that the entire surface get even exposure to sunlight if there is any.

перевод:
В общем дождь, конечно, нельзя, но вот пасмурная погода в полне походит. И обязательно поворачивать заготовки, чтобы поверхность получила равномерное количество солнца.

Jeff:
The two to three week range is an ideal. Shorter will also work. You can't really use color change as a definite indicator at this phase. The color change after aburanuki is to a pale, greenish-white/tan color. After the bamboo has been sitting in two or three weeks of direct sunlight, the color changes to the more familiar tan color.

перевод:
Период длиться 2-3 недели, можно меньше. Критерием прекращения периода можно считать изменения в цвете: если после aburanuki цвет бамбука светло-зелёный / желтовато-коричневый, то после “солнечного” периода цвет становится более привычным желтовато-коричневым.

**
Вопрос 3. и насчёт длительного периода сушки в тёмном месте: интересует какие температурные условия предпочтительны, а также что насчёт влажности помещения?

Jeff:
Вest to avoid big temperature/humidity changes over a short period of time, however, our bamboo curing room shifts from -3 at night to +10 during the day on a sunny day in the winter. Humidity stays relatively stable and there is no problem with this. Though the bamboo is kept indoors for this period, there is no heating in the room. Most importantly, no big, fast changes is a good thing.

перевод:
Нужно избегать быстрых изменений температуры/влажности. Обычно в наших комнатах сушки температура меняется от -3(ночь) до +10(солнечный день) зимой. Влажность остаётся относительно постоянной. Несмотря на то, что бамбук находится в помещении, отопления там нет. Главное избегать сильных и резких изменений.

Далее, я описал Jeff ‘у погодные условия в наших квартирах зимой (+25/ сухой воздух) и предположил в качестве места для сушки шкаф.

Jeff:
You could try placing a glass of water in the cupboard where the culms are drying just to raise the immediate humidity a bit. Bamboo is used to very humid environments.

перевод:
Можно попробовать положить стакан с водой в шкаф, чтобы повысить текущую влажность. Бамбук привык к очень влажным условиям.

Я предположил возможность сконструировать ящик для сушки на деревянном каркасе, обтянутом полиэтиленом.

Jeff:
I think that could work, but I'm wondering if it's actually necessary to go to that extreme. My sensei's culms are in a room on the 4th floor of his house that has ambient daylight, but not direct light hitting the bamboo. They lie horizontally in a rack. They are subject to the general temperature and humidity shifts that normally happen in this part of Japan and the bamboo doesn't suffer at all. The only thing I would be concerned about is extreme dryness and quick temperature shifts.

перевод:
Возможно, это сработает, но я удивлюсь, если это действительно необходимо. Заготовки моего сенсея находятся в комнате на 4-м этаже его дома, наполненной фоновым светом (отраженный от стен и т.п.), но прямые лучи солнца не попадают на заготовки. Они лежат горизонтально на полке. И подвержены изменениям температуры и влажности, которые обычно происходят в это время в Японии. Но бамбук ни капли не страдает от этого. Единственная вещь, о которой стоит заботиться – это избегать экстремальной сухости и резких перепадов температуры.


**
Вопрос 4. и ещё, слышал я в одном месте, что для того, чтобы бамбук сушился равномерно, нужно покрыть торцевые стороны ну допустим эпоксидной смолой, чтобы влага испарялась только с поверхности. так ли это?

Jeff ничего подобного не слышал и не советует так делать.


И ещё кое, что о чём я интересовался:

**
Как определить, когда стоит прекращать процесс aburanuki?

Jeff:
Basically you will use two indicators here. One is no more oil beads up on the surface of the bamboo. The other is color. The bamboo will change from a dark green/black color to a pale, green/white color. Generally, there will be black at the nodes. This should be removed in the aburanuki process. It's oxidation and not something you want. If you can scrape it off with your finger nail, then it's oxidation. Sometimes there is a mold or fungus that gets under the skin of the young bamboo shoot near the root. This gives a coloration to the surface that ranges from a darker tan to black. This cannot be removed with your finger nail. It's good. Most importantly, when heating the bamboo, keep the culm rotating over the glowing coals. Avoid direct flame because it's too easy to burn the surface. If you don't rotate the culm while heating, you will like burn it as well. Start with the root end. You probably won't see much oil beading to the surface here. However, you will be able to whip off black oxidation. As you move up the culm, the color change becomes more apparent and the oil seems to move like a wave.

перевод:
Обычно используется два показателя. Первый – это масла прекращают выделяться с поверхности бамбука. Второй – изменения в цвете. Цвет бамбука изменится с тёмно- зелёного/чёрного до бледного, светло-зелёного. Обычно чёрный на перегородках. Это должно быть удалено в процессе aburanuki. Это окисление и оно не то, что нам нужно. Если можно соскоблить его ногтём, то - это окисление. Иногда грибок попадает под кожу молодого бамбука около корня. Это даёт окраску бамбуку, цвет от тёмно серого до чёрного. Это невозможно удалить ногтем. Это хорошая штука. Важно, когда нагреваешь бамбук вращать его. Избегать пламени, т.к. легко поджечь заготовку. Если не вращать бамбук его также можно поджечь. Начинать с корня. Вероятно, возле корня не будет выделяться много масел. Несмотря на это, будет возможность удалить чёрное окисление. По мере того как ты продвигаешься вверх, изменения в цвете становятся более видимыми, а масла двигаются как волна.

**
Как скоро следует делать aburanuki?

Jeff:
We usually do this the same day. If we harvest the culms in the morning, we
aburanuki in the afternoon. I'm not sure how easy it is to coax the oil out of culms that have been sitting around for a relatively longer period than that.

перевод:
Обычно мы делаем это в тот же день после сбора. Если мы собрали бамбук утром, мы делаем aburanuki вечером. Не знаю насколько легко вывести масла из стебля после более долгого периода.

И ещё Jeff посоветовал не расстраиваться, если бамбук лопнет в процессе сушки: всё что можно потерять - это всего лишь стебли бамбука, зато в этом ты приобретаешь бесценный опыт.

Надеюсь, у меня всё срастётся с поездкой за бамбуком этой осенью, тогда выложу фото.

Думаю, эта информация будет полезна всем интересующимся. И ещё раз, огромное спасибо Jeff’у.

Администратор
02.10.2007, 09:12
Думаю, эта информация будет полезна всем интересующимся. И ещё раз, огромное спасибо Jeff’у.

Огромное спасибо за информацию. ДкмаюЮ что это одно из ценнейших сведений при создании флейт.

dreamofemptiness
02.10.2007, 19:12
как говорил мой дед: делай добро и бросай его в воду. :)

dreamofemptiness
08.10.2007, 13:31
Вот здесь немного фото из Японии с комментариями

http://www.shakuhachi.com/J-N-Harvest-01.html

dreamofemptiness
05.11.2007, 16:23
как и обещал, расскажу о своей поездке за бамбуком, которая всё-таки удалась, несмотря на все трудности. ездили в абхазию, там сейчас тихо и спокойно, даже слишком :) . абхазы встретили радушно и как всегда морем юмора. один человек отвёз нас к своему другу, у которого на его участке растёт бамбук. отнеслись к нам очень гостеприимно, чего и следовало ожидать - от абхазов другого и не дождёшься :).
встреча с растущим бамбуком была волнующей. коленки тряслись, сердце билось, глаза разбегались, руки суетливо тянулись, то к одному, то к другому инструменту. ну и конечно ощущение полного экстаза. в общем, всё как в первый раз ;) .
времени было мало, и до заката работа кипела. потом всю ночь до рассвета обжигал, думал это займёт не более двух часов, но оказалось процесс довольно долгий. дров сжёг очень много.
на следующий день сходили на море, вода холодная, но я долго не мог вылезти. познакомились с женой хозяина и его маленькой дочкой. очень милые люди.
на границе с нашей стороны у нас сейчас запрещено провозить любую растительную продукцию(овощи, фрукты), пришлось выкинуть пару гранатов . к бамбуку пограничники оказались тоже не безразличны, благо я его обжёг и выглядел он не таким зелёным. я сказал, что он уже сушёный - пропустили, но если честно, заставили поволноваться. ох уж эти границы ... и те кто их придумал ...
теперь буду ловить солнечные деньки, а то чего-то похолодало резко и дожди, дожди. ну а потом годик подождать придётся, хотя, врядли я дотерплю .

dreamofemptiness
05.11.2007, 16:31
бамбуковые заросли

http://foto.rambler.ru/public/freewaygates/2/_1/_1-web.jpg

очень красиво

http://foto.rambler.ru/public/freewaygates/2/_2/_2-web.jpg

замеры

http://foto.rambler.ru/public/freewaygates/2/_3/_3-web.jpg

и выкорчёвывание

http://foto.rambler.ru/public/freewaygates/2/_4/_4-web.jpg

dreamofemptiness
05.11.2007, 16:35
а вот так бамбук растёт из земли

http://foto.rambler.ru/public/freewaygates/2/_5/_5-web.jpg

и такая вот фотокомпозиция

http://foto.rambler.ru/public/freewaygates/2/_6/_6-web.jpg

очень красивый бамбук

http://foto.rambler.ru/public/freewaygates/2/_7/_7-web.jpg

dreamofemptiness
05.11.2007, 16:38
мой урожай

http://foto.rambler.ru/public/freewaygates/2/_8/_8-web.jpg

бамбук после обжига

http://foto.rambler.ru/public/freewaygates/2/_9/_9-web.jpg

istcher
05.11.2007, 16:45
вот это дааааааааааааааа, -сила.

istcher
05.11.2007, 16:48
после таких фоток и комментов, в полной мере ощущаешь разницу между каким-то бамбуком с магазина, и собственноручно привезённым...
аж на слезу пробивает;)

dreamofemptiness
05.11.2007, 16:59
после таких фоток и комментов, в полной мере ощущаешь разницу между каким-то бамбуком с магазина, и собственноручно привезённым...
аж на слезу пробивает;)

Спасибо.

Надеюсь тебя такие поездки тебя еще ждут впереди. :)

dreamofemptiness
07.01.2008, 21:15
Давно хотел выложить фото своего бамбука, который провёл чуть более двух недель под солнцем. Хотя назвать ту погоду солнечной я бы не решился: первую неделю было облачно, то и дело срывался дождь. Пришлось сконструировать импровизированный навес из полиэтилена: на случай - если пойдёт сильный дождь, то успеваешь занести бамбук в дом; а так же спасает бамбук от лёгкого моросящего дождя. И вот, когда пасмурно, сидишь весь день на чеку, не смыкая глаз, яндекс со своими прогнозами – лучший друг. Вторая неделя была достаточно солнечной, и можно было чуть расслабиться, некоторые дни за бамбуком следила бабушка :cool: . А вообще, конечно, если бы я поехал на пол месяца раньше, то проблем было бы меньше – солнышка тогда было достаточно.

На фото бамбук в последние дни солнечного периода.

http://foto.rambler.ru/public/freewaygates/3/_1/_1-web.jpg

Как видно бамбук стал светло-светло жёлтого цвета, почти белым. Отмечу, что несколько обрезков бамбука у меня валялись дома на окне (они получали весь день рассеянный свет из окна), и с ними указанных изменений не произошло, то есть они чуть-чуть посветлели, но это очень мало по сравнению с бамбуком, за которым я следил. Потому этап загара на солнце обязательный. Отсюда вывод: прежде чем ехать за бамбуком следует хорошо подумать, как и где ты его будешь сушить.

Теперь сушится у меня дома - в квартире с центральным отоплением. Пока ни одна заготовка не лопнула, поживём - увидим. Помните, я говорил о ящике на деревянном каркасе, обтянутом полиэтиленом? Я так и сделал, но сделал слишком маленькие дырки для вентиляции. И что вы думаете? Через неделю концы бамбука поросли густыми зарослями плесневого грибка (жаль не было фотоаппарата под рукой :D) – влажность внутри была очень высокой. Ничего страшного, конечно, не произошло, всё это убралось, оставив лишь зеленоватые пятна на торцевых сторонах, которые потом зашлифуются. Но больше мне чего-то таких экспериментов не захотелось, потому бамбук лежит всё в той же коробке, но просвет для вентиляции довольно большой. Не знаю, какова там влажность теперь. Потому, конечно, такие вещи нужно делать с гигрометром (прибор измеряет влажность воздуха) внутри. То есть при наличии гигрометра, можно отрегулировать размер вентиляционных отверстий, чтобы получить нужную влажность внутри коробки. А так, наугад рассчитать невозможно, и получаем либо тот же сухой воздух внутри, либо плесень. Вот так то. А вообще неплохим решением было бы приобрести увлажнитель воздуха в квартиру, тогда можно вообще без всяких коробок. А может вообще всё это лишнее. Поживём – увидим.

dreamofemptiness
07.01.2008, 21:20
Хотелось бы ещё добавить несколько моментов насчёт сбора бамбука подмеченных Jeff Cairns и лично мной.

ПЯТНА.

После поездки я послал письмо Джефу с фото своего бамбука, он сказал, что бамбук выглядит хорошо, но кажется ему молодым. Он прислал мне фото своего бамбука, который он собрал в последней своей поездке.

http://foto.rambler.ru/public/freewaygates/3/_2/_2-web.jpg

Можно заметить количество тёмных(коричневых) пятен. Jeff сказал, что чем их больше, тем вероятнее бамбук старше. И действительно подержав в руках различные заготовки (одной длины) из своего урожая я заметил, что они значительно разнятся по весу (есть полегче и потяжелее). Самый пятнистый кусок (его фото я выкладывал выше), действительно, самый тяжёлый и имеет самые толстые стенки(7мм). Я думаю, не стоит объяснять, что толстые и плотные стенки будут давать более густой обертонный окрас звуку.
На счёт пятнышек скажу так, что тот бамбук, который я собирал, конечно, не мадакэ, и я таких колоритных побегов как на фото у Jeff’а не видел. Потому здесь видимо всё ещё зависит от сорта бамбука и места, в котором растёт бамбук, но я думаю, тенденция всё- таки ясна: больше пятен – лучше.


СЕМЬ, А НЕ ШЕСТЬ

Ещё одним моментом, который отметил Jeff, было то, что мои заготовки имели 6 перегородок, а не 7 - как делается так сказать по традиции(разговор именно о сякухати, хотику может иметь большее число перегородок). То есть на моих заготовках отсутствует (в смысле: я её спилил) ещё одна (седьмая) перегородка у корня. Перед поездкой я как-то не задумался об этом (как говорится: сморю в книгу - вижу фигу), куча других проблем было, а потом в процессе обработки (перед обжигом) я долго пытался вспомнить, и даже не знаю почему мне показалось, что их там два кольца внизу, а не три, и почему не подумал о том, что лишнее отпилить можно и потом… тут можно списать на избыток адреналина в крови, полученный во время сбора. Хотя дело ещё и в том, что изначально, когда я только делал замеры, то начинал мерить именно от, так сказать, 6-й перегородки … Что как фактор повлияло на моё решение – что не нужно и следовательно, что нужно отпилить…


ОКРУГЛОСТЬ СТВОЛА

Целью моей первой поездки было набрать как можно больше заготовок, чтобы было больше возможностей для экспериментов и совершения ошибок. Потому и замеры не так уж точны и внимание на округлость ствола я тоже обращал не сильно. А ствол бамбука далеко не всегда имеет окружность в сечении, а чаще овальную форму, иногда даже нечто близкое к треугольнику. Не знаю - тут, может, многое зависит от места, где растёт бамбук. Такие неправильные формы не очень удобны особенно на изогнутых стволах, да и не очень как-то это смотрится и ощущается в руках…
Для определения степени округлости ствола можно использовать глаза (визуально), руки (тактильно), а также для большей точности можно использовать штангель: нужно измерить ствол в нескольких точках по периметру (в одной точке по высоте ствола), чем меньше будут разниться замеры, тем более округлый ствол. Может, кто придумает или знает более совершенный метод?


ИНСТРУМЕНТЫ

Мой рассказ будет неполным, если я не перечислю список необходимых инструментов для сбора. Итак, у меня были с собой:
1. пилка по металлу
2. верёвки с разметкой перегородок (желательно, чтобы верёвка не тянулась)
3. изолента (пометка удачных стволов и места где будет утагучи [дабы не перепутать - где пилить])
4. ткань (для вытирания масел в процессе обжига, а так же обёртывания бамбука т.к. нагревается он достаточно сильно) – достаточно одного куска 80*80см
5. строительные перчатки
6. ножницы по металлу или секатор желательно с длинными рукоятями, т.к. так рычаг больше и резать легче (обрезать нити корней)
7. зубная щётка (убрать грязь, пыль и опилки со ствола перед обжигом)
8. небольшой топор (у меня была мотыга, но потом я понял, что топором было бы легче)
9. штангель (для определения диаметра ствола)
10. туалетная бумага (обёртывать заготовки)

Можно захватить на всякий случай рулетку.

В этом списке необходимый, но в то же время совершенно достаточный набор инструментов для сбора.


ПАРА ЗАМЕТОК

1) Хотелось бы немного описать процесс выкорчёвывания. Итак, сначала мы отмечаем изолентой перегородку, на которой будет утагучи. Отпиливаем ствол бамбука выше изоленты как минимум на колено выше. Обрубаем топором корни (желательно дальше от ствола), стараясь, чтобы корни не отламывались у ствола (если вы хотите ровные кружочки корней на вашей флейте). Далее пытаемся выломать наш бамбук из земли, раскачивая его из стороны в сторону. Если бамбук очень сильно сопротивляется, и корни издают скрипящие звуки, то стоит ещё поработать топором (обрубая корни) – вот уж здесь то не стоит лениться, т.к. есть вероятность, что ствол треснет, что будет особенно обидно, если вы нашли хороший экземпляр.

2) Перед транспортировкой следует обмотать каждую заготовку туалетной бумагой в местах перегородок и в области корня, зафиксировать обмотку изолентой. Если этого не сделать, то как раз в этих местах заготовки будут царапать друг друга.


ИТОГО

Анализируя свой опыт, лично я пришёл к мысли о том, что сбор бамбука - это очень важный этап, который составляет довольно большую часть успеха.

Komuso
07.01.2008, 21:50
Ещё одним моментом, который отметил Jeff, было то, что мои заготовки имели 6 перегородок, а не 7 - как делается так сказать по традиции
Это одна из причин, почему флейты делают составными. Часто вырезается кусок ствола, а иногда флейта даже делается из разных кусков бамбука.

Администратор
09.01.2008, 04:53
Поистине великий труд!

Ручей
12.04.2008, 21:08
привет, флютмейкерам!..
а кто-нить пробовал перед сушкой пробивать перемычки?..
ии почему этого не делают японцы?..
хотя, может и делают, но я об этом ничего не слышал...
а вы?..

dreamofemptiness
13.04.2008, 16:49
привет, флютмейкерам!..
а кто-нить пробовал перед сушкой пробивать перемычки?..
ии почему этого не делают японцы?..
хотя, может и делают, но я об этом ничего не слышал...
а вы?..

а зачем пробивать перегородки пока бамбук не досушится?

Ручей
13.04.2008, 20:50
а как и сколько времени он будет досушиваться, если он сохнет только с наружней стенки?..
если пробить перемычки и держать его вертикально - к примеру подвесить на гвоздь или крючек через привязанный к нему шнурок с петлей - то он будет сохнуть еще и с внутренней стороны стенок!!!...
такая просушка оставляет ему практически мало шансов треснуть...

Buk-Bambuk
13.04.2008, 21:25
пробивают вроде для того, чтоб не лопался бамбук.
воздух нагревается, расширяется, давление внутри усиливается и ... треск

Komuso
14.04.2008, 05:05
а как и сколько времени он будет досушиваться, если он сохнет только с наружней стенки?..
Сколько надо, столько и будет :) От 3-х до 300 лет :rolleyes: Монти Левенсон как-то предлагал мне болванки, которые он нарезал 30 лет тому назад. Надеюсь, они просохли ;)

istcher
14.04.2008, 07:20
дело не в скорости, а в качестве,.!!!

dreamofemptiness
14.04.2008, 10:18
пробивают вроде для того, чтоб не лопался бамбук.
воздух нагревается, расширяется, давление внутри усиливается и ... треск

идея конечно интересная, но я об этом если чесно слышу в первый раз.

Ручей
21.04.2008, 22:40
Сколько надо, столько и будет От 3-х до 300 лет Монти Левенсон как-то предлагал мне болванки, которые он нарезал 30 лет тому назад. Надеюсь, они просохли
14.04.2008 01:55
Komuso, пусть ваши надежды сполнятся в нужный срок!..
Я слышал об этих выдержках...
А в реальности - все япогские флейты в России как правило трескаются - сам видел столетнюю с трещиной...
Я это к чему - в России ДРУГИЕ климатические условия...
Думаю, это нельзя не учитывать...
И потому, нужно искать СВОИ способы высушивания заготовок...
Я это делаю просто - сам не заготавливал - по разным причинам, а те заготовки, что мне привозили - из Абхазии я сразу же пробивал и оставлял в вертикально положении висеть...
И если бвмбук был нормально прокален - на предмет выгонки масел - то практически ни одна из бамбучин не лопается...
А содежу я их прямол в квартире - вся мастерская на подоконнике - другого места нету...
А через несколько месяцев можно уже начинать с ними работать, что и делаю...
И в процессе, я могу их подвесить прямо над сушилкой в ванной комнете...
И ничего с ними не происходит...
Ну, в общем, я к ним отношусь так, как будто они уже выдержаны и ничего не боятся - то есть - получается так, что они проходят очень суровую - не тепличную - школу...
В примеру, уже через год бамбуковая заготовка становится флейтой...
И ничего - на ней играют профи с полной многочасовой нагрузкой - ни одна еще не треснула...
Правда, были маленькие коротенькие трещинки, совершенно не существенные, и все...
Я сделал немного флейт - в основном большие до 3 и 3, самая большая = L=1005 мм при Ф верхнего отверстия = 35 мм...
...Все живы, здоровы, и даже не чихают...
Вывод:
В наших Росиийских условия многолетняя выдержка вовсе не является такой необходимой, как мне в частности казалось раньше...
Я понимаю крамольность подобных утверждений, но опыт - есть ОПЫТ!..
И этот опыт реальный!..
Конечно же, бамбук нужно заготавливать самому!..
Но пока у меня это не получается, и поэтому то что привозят можно назвать полной экзотикой - не то что на фотках с 3 страницы - бамбук самый разный и по сорту, и по форме, и по структуре...
Так, что некоторые заготовки лопаются уже в дороге, или в первые пару недель в квартире - примерно две - три из десятка...
Но те, что остаются - уже чувствуют себя нормально...
Вот так примерно выглядит моя бумбуковая одиссея...

Ручей
21.04.2008, 22:56
Buk-Bambuk, воздух и его расширение не при чем...
Он лопается в силу неравномерной отдачи влаги или ее впитывания...
В результате которой верний слой высыхает быстрее, чем внутренний, и возникает разница в молекулярном сцеплени, что и выражается в трещине...
У меня был один случай, когда отдал флейту практически уже готовую, но не пролаченную изнутри...
Так сказать на обкатку...
Глупость, конечно, моя...
Через четыре часа интенсивной игры на репетиции - она треснула...
Зато теперь, за нее - после восстановления - можно уже не беспокоиться...
Два раза не стреляют...
Хотя, ничего невозможно гарантировать...

Ручей
21.04.2008, 23:05
дело не в скорости, а в качестве,.!!!
istcherа что ты имеешь в виду - какие свойства -под качеством?..

Komuso
22.04.2008, 01:04
а в реальности - все япогские флейты в россии как правило трескаются - сам видел столетнюю с трещиной...
я это к чему - в россии другие климатические условия...
о других климатических условиях в россии я слышал. но если бы это было ведущей причиной, то в самой японии не было бы столько починенных флейт. причём флейт, изготовленных ведущими мастерами.

Администратор
22.04.2008, 05:37
Buk-Bambuk, воздух и его расширение не при чем...
Он лопается в силу неравномерной отдачи влаги или ее впитывания...
В результате которой верний слой высыхает быстрее, чем внутренний, и возникает разница в молекулярном сцеплени, что и выражается в трещине...
У меня был один случай, когда отдал флейту практически уже готовую, но не пролаченную изнутри...
Так сказать на обкатку...
Глупость, конечно, моя...
Через четыре часа интенсивной игры на репетиции - она треснула...
Зато теперь, за нее - после восстановления - можно уже не беспокоиться...
Два раза не стреляют...
Хотя, ничего невозможно гарантировать...
Приветствую :)

Аможешь закинуть сюда фото своих флейт и звук? Было бы интересно посмотреть

istcher
22.04.2008, 07:37
ручей---я приверженец той точки зрения, что в при изготовлении флюитов совершенно неуместна суета и торопливость(не говоря уже о состоянии духа и настроении), у каждой болванки есть свой срок и время! если чувствуешь что надобно ей ещё поваляться - пускай и прибегать в противном случае к дополнительным методам сушки думаю не стоило-бы (я гончар по профессии и с глиной у меня такие же отношения-т.е. если сырое изделие подвергать дополнительному оттоку влаги в сушильных камерах и прочими способами-то работа двух-трёх недель может просто пойти трещинами и вконец испортиться) всё должно быть естественно.
однако, что касаеться нашей россии,- в ней всегда есть исключения из правил и аксиом,..то может нахождения новых методик будет весьма кстати(и так уже наше бамбу-сообщество создаёт свой симбиоз восточного искусства с западным.) и все то состояние, которое существует на сегодняшний момент, достигнуто лишь благодаря экспериментам и накопленному опыту.
так, что эксперементируйте друзья и бог вам в помощъъъ.

istcher
22.04.2008, 07:40
в свою очередь я хотел бы поинтересоваться у бамбуко-умельцев...кто замечал, что после обмотки ствола флейты нитью-звук оной становиться немного мягче и приятней. или это лишь у меня у одного глюки.
???

Ручей
22.04.2008, 22:20
dreamofemptiness, а откуда бамбук, который на фотке?..

Ручей
22.04.2008, 22:24
Komuso, извините, я не совсем понял, вы хотите сказать, что и в самой Японии сякухати трескаются не меньше?..

Ручей
22.04.2008, 22:30
администратор, я ваще то не силен в посылках по инету, а здесь и вовсе не освоился - что куда...
вот, даже не знаю, как в послании отобразить ник адресата?..
хотел скопировать, а там почему-то адрес нарисовался...
быстро не обещаю, но как смогу - выложу...

Ручей
22.04.2008, 22:52
istcher, по вопросу интимного - чувствительного отношения к материалу согласен полностью...
А на счет опыта...
У меня это так сложилось, что никакой инфы о технологиях изготовления сякухати я не нашел...
В инете - тоже, возможно на английском что-то и есть, но языка не знаю...
Так, что пришлось все домысливать и складывать по картинкам исключительно...
Но вот, то что описал - все реально!..
По поводу обмотки могу сказать только то, она действительно может изменить зарактер зкука немного, но по моему мнению, это возможно только у флейт с тонкими стенками - типа сяо, бансури и тп...
Причем не только в лучшую сторону, но и просто испортить звук, как было у моего знакомого...
А он уже имел большой опыт в изготовлении поперечных флейт...
А если стенки у сякухати достаточно толстые, то обматка я думаю, не может ее испортить, а скорее, на борот, ибо она увеличивает массу ствола и как бы создает ей добавочное внутреннее напряжение...
Вот, у гитак, к примеру, специально верхнюю деку наклеивают на выгнутые перекладины (забыл как они называются - давно уже занимался), чтобы получить то самое напряжение...
Если вы слышите инзменения звука от обмотки на сякухати, значит у вас чревычайно тонкий слух...
Это здОрово...

Komuso
23.04.2008, 02:30
Komuso, извините, я не совсем понял, вы хотите сказать, что и в самой Японии сякухати трескаются не меньше?..
Я хотел сказать, что в Японии они трескаются достаточно. Сравнить с Россией не могу.

Ручей
23.04.2008, 14:06
Я хотел сказать, что в Японии они трескаются достаточно.
Komuso, в чем тогда смысл столетних выдержек?..
Сравнить с Россией не могу.
Как говорится, я не скажу за всю Россию, но из своего опыта могу сказать - я сделал не много флейт, десяток, полтора - учет не веду - но ни одна из них не треснула в работе!..
Хотя, эксплуатируются они профессионалами, и в очень жестких режимах нагрузки...

Komuso
23.04.2008, 18:12
Komuso, в чем тогда смысл столетних выдержек?..

Как говорится, я не скажу за всю Россию, но из своего опыта могу сказать - я сделал не много флейт, десяток, полтора - учет не веду - но ни одна из них не треснула в работе!..
Хотя, эксплуатируются они профессионалами, и в очень жестких режимах нагрузки...

Полагаю, при выдержке происходят какие-то структурные изменения в самом бамбуке. Ведь хранится он не в тепличных условиях.

Какой толщины стенки у твоих флейт?

Ручей
24.04.2008, 13:40
Komuso, по разному...
Делать флейты из сортового бамбука нет возможности...
А тот, что привозят из районов Абхазии - от 5 до 8 мм ...
И плотность структуры тоже разная...
Выбирать не из чего...
Поэтому, стараюсь использовать практически любую заготовку...
Хотя, один знающий японец гворил, что в Абхазии есть хороший бамбук...
Зато набираюсь очень концентрированного и богатого опыта...
Все на пользу...
Ребята играют и очень довольны, говорят, что флейты не хуже чем японские, а некоторые получились просто супер...
Скромно - нескромно, но то, что есть...
Правда, вот флейту как у Нишимуры еще не сделал, да и не знаю как такую Звучную, Сочную с богатыми Гармониками и Обертонами, можно и сотворить...
Для меня это пока НЕПОСТИЖИМО...
У его флейты практически в каждом звуке ясно слышно как минимум три составляющих - нижняя, средняя и высокая...
И все согласованы!..
Божественно!..
Осенью в Москву приезжает его ученик - попробую встретиться, мож чего расскажет...

Komuso
27.04.2008, 05:50
правда, вот флейту как у нишимуры еще не сделал, да и не знаю как такую звучную, сочную с богатыми гармониками и обертонами, можно и сотворить...
для меня это пока непостижимо...
A тебя никогда не посещала мысль, что не всегда только во флейте дело?

Ручей
27.04.2008, 17:41
Komuso, что именно ты имеешь в виду?..

Komuso
27.04.2008, 18:27
Komuso, что именно ты имеешь в виду?..
Я имею в виду то, что чтобы настроить флейту так, как она настроена у Нишимуры, нужно играть так, как играет Нишимура.
Меня жизнь свела с такими игроками, как Райли Ли, Джон Нептун, Маса Йошизава и т.п.. Я пробовал играть на их флейтах. Жизнь есть жизнь, разница в 30-40 лет в стаже игры довольно существенно сказывается на качестве звука.

istcher
28.04.2008, 09:11
после смерти великого и могучего луи армстронга, многие сильные музыканты хватались за его инструмент и вот в чем фишка-(на трубе не строили поливина нот!!!) в чём тут прикол - додумывайте сами.

Ручей
29.04.2008, 22:15
Komuso, да...
Я совершено с этим согласен...

Ручей
29.04.2008, 22:19
может кто-нибудь мне подсказать - как скопировать в сообщение ник, которому сообщение написано?..
есть ли такая функция?..
если есть, то где она?..

Ручей
29.04.2008, 22:25
istcher, на трубе можно спокойно занижать или повышать звук почти на тон...
Знаю, сам играл на трубе 10 лет...
Но, труба - трубой, а гавное все-таки, мундштук!..
Армстронг, восхищенный игрой трубача, мог подарить ему свою личную трубу...
И делал это не раз...
Но он никогда не отдавал СВОЙ мундштук!..
Великий Человек, Музыкант, Творец...