Komuso
19.08.2007, 23:09
Вот стянул с моего же ЖЖ :)
Джон Нептун - один из ведущих игроков на сякухати в мире. От традиции он отказался лет 20 тому назад, но это не припятствует виртуозному исполнению им музыки, как традиционной, так и современной.
Стиль Нептуна определяется несколькими факторами.
1. Он коренной калифорниец, почти сан-диеговец. Он переехал в Сан Диего в возрасте 2-х лет. Калифорниец - это само по себе диагноз :)
2. Нептун - серфингист, что является не просто увлечением, а способом жизни. Когда человек в возрасте 56 лет приветствует ученика не "Hello" а "Wassup man?", понимаешь, что имеешь дело с настоящим калифорнийским музыкантом
3. Нептун провёл детство, играя в школьном оркестре на трубе, а потом стал перкуссионистом в рок-группе.
После школы Нептун поступил в Гавайский университет на специальность "Этническая музыка". Гавайский университет был выбран из-за любви к серфингу. Первым выбором был барабан табла, но преподавателя не нашлось, поэтому выбор пал на сякухати. С 1971-го года Нептун стал изучать сякухати на Гаваях с буддистским монахом, а в 73-м поехал в Киото. Через год он вернулся для завершения университета, после чего опять поехал в Японию для получения звания Шихан (мастер) в школе Тозан.
----------------------------------- 8<----------------------------------
Тут я приведу рекомендации Джона Нептуна по организации ежедневных занятий, которые я получил от него на уроке. Всё очень просто, и 36 лет занятий по 5-7 часов в день значительно повысят уровень игры любого музыканта :))))
Итак,
1. ДЛИННЫЕ ТОНА
Проводится на каждой ноте. Особое внимание - высота звука, громкость, качество, тембр, вибрато, длительность и контроль дыхания.
Упражнение:
играть 4 раза каждую основную ноту в каждом регистре, 2 - с вибрато, 2 - без него.
Стиль саса-буки (см. у меня на сайте), вибрато начинается на высоте звучания.
Упражнение в дыхании:
поставить метроном на 120 ударов в минуту, цикл - 12 или 16 бит. Играть каждую основную ноту 1 цикл, чередуя регистры: нижний-верхний-нижний-верхний... Добиваться чистоты звука.
Мураики:
На каждой основной ноте играем
- короткий сильный порыв воздуха ("взрыв"), переходящий в длинный тон
- более продолжительный порыв воздуха, примерно половина всей ноты, переходящий в чистый звук
- 3/4 всей ноты - порыв воздуха, заканчивающийся небольшим "хвостиком" чистого звучания
- вся продолжительность ноты играется шумно, громки и грязно
2. ТЕХНИКИ
- 5 минут "то, что я хочу делать, но что у меня не получается"
- гаммы, японские и западные
- язык ("та-та-та") - этот приём практически никогда не используется в традиционной музыке сякухати
- трели, скоростная игра
- развитие выносливости в игре
- расширение игрового диапазона
3. МУЗЫКА
- Материал урока. Фокусирование на проблемах, игра не только с начала, а с разных мест в нотах.
- Играем то, что хочется
- Западная музыка для флейты, классика
- Играем вместе с записью (плёнка, диск и т.п.)
- Прослушивание записанной музыки. Фокус на дыхательных остановках, построении фраз и т.п.
- Игра "с листа" - по нотам без подготовки
- Запоминание музыки наизусть по возможности
- Запись себя
- При случае хорошо поджемить с другими
Некоторые рекомендации с урока Нептуна:
- Практика не ведёт к совершенству. Правильная практика ведёт к совершенству.
- По возможности, стоит разбить занятия на несколько подходов в день
- Стоит сформулировать записать свои цели, чего хочешь добиться
- Ноты - это не музыка, а напоминание, куда идти. Нужно по возможности играть по памяти.
- Место играет роль: чистое, вентиллированное, освещённое и без помех
- Практиковать нужно во всех положениях для игры: сидя на стуле, сидя в сэйдза, стоя
- При себе иметь (кроме флейты): тряпочку для протирки, подставку для нот, карандаш, метроном, тюнер, зеркало для проверки формы губ при игре
- Игра - это не практика. Практика требует внимания и дисциплины.
- Практиковать лучше 15 минут в день, но каждый день, чем час раз в неделю.
- Не стоит практиковать уставшим
- Давать себе отдых, особенно при возникновении усталости рук
- Стоит записывать себя и сохранять на будущее для отслеживания прогресса.
Удачной игры! :)
Джон Нептун - один из ведущих игроков на сякухати в мире. От традиции он отказался лет 20 тому назад, но это не припятствует виртуозному исполнению им музыки, как традиционной, так и современной.
Стиль Нептуна определяется несколькими факторами.
1. Он коренной калифорниец, почти сан-диеговец. Он переехал в Сан Диего в возрасте 2-х лет. Калифорниец - это само по себе диагноз :)
2. Нептун - серфингист, что является не просто увлечением, а способом жизни. Когда человек в возрасте 56 лет приветствует ученика не "Hello" а "Wassup man?", понимаешь, что имеешь дело с настоящим калифорнийским музыкантом
3. Нептун провёл детство, играя в школьном оркестре на трубе, а потом стал перкуссионистом в рок-группе.
После школы Нептун поступил в Гавайский университет на специальность "Этническая музыка". Гавайский университет был выбран из-за любви к серфингу. Первым выбором был барабан табла, но преподавателя не нашлось, поэтому выбор пал на сякухати. С 1971-го года Нептун стал изучать сякухати на Гаваях с буддистским монахом, а в 73-м поехал в Киото. Через год он вернулся для завершения университета, после чего опять поехал в Японию для получения звания Шихан (мастер) в школе Тозан.
----------------------------------- 8<----------------------------------
Тут я приведу рекомендации Джона Нептуна по организации ежедневных занятий, которые я получил от него на уроке. Всё очень просто, и 36 лет занятий по 5-7 часов в день значительно повысят уровень игры любого музыканта :))))
Итак,
1. ДЛИННЫЕ ТОНА
Проводится на каждой ноте. Особое внимание - высота звука, громкость, качество, тембр, вибрато, длительность и контроль дыхания.
Упражнение:
играть 4 раза каждую основную ноту в каждом регистре, 2 - с вибрато, 2 - без него.
Стиль саса-буки (см. у меня на сайте), вибрато начинается на высоте звучания.
Упражнение в дыхании:
поставить метроном на 120 ударов в минуту, цикл - 12 или 16 бит. Играть каждую основную ноту 1 цикл, чередуя регистры: нижний-верхний-нижний-верхний... Добиваться чистоты звука.
Мураики:
На каждой основной ноте играем
- короткий сильный порыв воздуха ("взрыв"), переходящий в длинный тон
- более продолжительный порыв воздуха, примерно половина всей ноты, переходящий в чистый звук
- 3/4 всей ноты - порыв воздуха, заканчивающийся небольшим "хвостиком" чистого звучания
- вся продолжительность ноты играется шумно, громки и грязно
2. ТЕХНИКИ
- 5 минут "то, что я хочу делать, но что у меня не получается"
- гаммы, японские и западные
- язык ("та-та-та") - этот приём практически никогда не используется в традиционной музыке сякухати
- трели, скоростная игра
- развитие выносливости в игре
- расширение игрового диапазона
3. МУЗЫКА
- Материал урока. Фокусирование на проблемах, игра не только с начала, а с разных мест в нотах.
- Играем то, что хочется
- Западная музыка для флейты, классика
- Играем вместе с записью (плёнка, диск и т.п.)
- Прослушивание записанной музыки. Фокус на дыхательных остановках, построении фраз и т.п.
- Игра "с листа" - по нотам без подготовки
- Запоминание музыки наизусть по возможности
- Запись себя
- При случае хорошо поджемить с другими
Некоторые рекомендации с урока Нептуна:
- Практика не ведёт к совершенству. Правильная практика ведёт к совершенству.
- По возможности, стоит разбить занятия на несколько подходов в день
- Стоит сформулировать записать свои цели, чего хочешь добиться
- Ноты - это не музыка, а напоминание, куда идти. Нужно по возможности играть по памяти.
- Место играет роль: чистое, вентиллированное, освещённое и без помех
- Практиковать нужно во всех положениях для игры: сидя на стуле, сидя в сэйдза, стоя
- При себе иметь (кроме флейты): тряпочку для протирки, подставку для нот, карандаш, метроном, тюнер, зеркало для проверки формы губ при игре
- Игра - это не практика. Практика требует внимания и дисциплины.
- Практиковать лучше 15 минут в день, но каждый день, чем час раз в неделю.
- Не стоит практиковать уставшим
- Давать себе отдых, особенно при возникновении усталости рук
- Стоит записывать себя и сохранять на будущее для отслеживания прогресса.
Удачной игры! :)