PDA

Просмотр полной версии : Утагучи


Komuso
04.08.2008, 02:16
Давно как-то разговор заходил, но то фотоаппарата под рукой не было, то сякухати разбредались, то я не на месте был :)

При изготовлении сякухати встречаются 2 основные вида выреза. Широкий и неглубокий и узкий, но поглубже. Широкий вырез даёт больше контроля над звуком. Глубокий вырез требует большей концентрации при игре, но и звук получается более сконцентрированный.

Понятия "широкий" и "глубокий" весьма относительны. Вот тут я сфотографировал утагучи 3-х сякухати, все 1.8
ТЫЦ (http://www.ljplus.ru/img4/k/o/komuso_sd/My_Shaku_Utaguchi_1.JPG)

1. Слева - Суйкио - очень молодая флейта с широким утагучи. Ширина вырезки 16мм, глубина - 4мм. Играет она очень звонко и довольно чисто. Прекрасный пример инструмента для современной музыки. Трэк "В поисках Шамбалы" (http://www.realmusic.ru/songs/440542/) я записывал с её участием.

2. В центре - Гешу - довольно старая флейта довольно известного изготовителя. Сочетает в себе лёгкость игры и качество звука. Имеет свои "примочки", т.е. не совсем идеально строит, хотя почти. Всё равно приходится немного компенсировать наклоном.
Вырез - 15 мм в ширину и 4мм в глубину. Канал у утагучи - 23мм х 21мм. Да, немного приплюснута в горизонтальной плоскости, что встречается часто.
На этой флейте я играл "Танец под дождём" (http://www.realmusic.ru/songs/486164/)

3. Справа - новая флейта, только позавчера взял у сэнсэя поиграть и присмотреться. Классический вариант "старой закалки" с узким вырезом. Звук более классический сякухатный.
Вырез - 15мм в ширину и 5мм глубиной. Канал у утагучи 21 х 22 мм, причём флейта сплюснута с боков. Записи ещё нет.
Удержать звук довольно непросто с непривычки, легко сорваться. Флейта имеет выраженный "характер". Если я правильно понял сэнсэя, флейта изготовлена тем же изготовителем, который делал флейту сэнсэя Йошизавы.
Компенсировать приходится ещё больше, чем Гешу, и это свойственно многим флейтам 100-летней давности...

ВОТ ТУТ (http://www.ljplus.ru/img4/k/o/komuso_sd/My_Shaku_Utaguchi_2.jpg) можно посмотреть на те же флейты с торца

Администратор
04.08.2008, 07:57
Соответственно все флейты Yuu делаются тоже с большим вырезом, чтоб ученику было легче удержать звук. Я пробовал играть на флейтах, чей вырез меньше и удержать и получит звук было немного труднее. Однако это компенсировалось более классическим звуком.

dreamofemptiness
04.08.2008, 22:41
Спасибо большое. Очень интересная и полезная информация. Евгений, а не могли бы вы чуть более подробно прокомментировать, что значит "контроль над звуком". То есть, я имею ввиду, что входит в это понятие? Только ли здесь дело в более лёгом звукоизвлечении? И ещё, что подразумевается под выражением "более сконцентрированный звук"?

Komuso
04.08.2008, 23:33
Спасибо большое. Очень интересная и полезная информация. Евгений, а не могли бы вы чуть более подробно прокомментировать, что значит "контроль над звуком". То есть, я имею ввиду, что входит в это понятие? Только ли здесь дело в более лёгом звукоизвлечении? И ещё, что подразумевается под выражением "более сконцентрированный звук"?

Это непросто объяснить словами.
Контроль над звуком - способность его изгибать и удерживать, а также исполнять саса-буки и прочие дыхательные орнаменты.
На Гешу это делается довольно просто. Звук можно гнуть, усиливать и ослаблять, и он не теряется. Амбушюр может быть чуток пошире, и флейта это прощает. Правда, звук получается немного ветренный, в звуке слышен шум поздуха.

У другой флейты утагучи немного Уже. Эта флейта не прощает погрешностей с амбушюром. Рабочая часть намного меньше, и на неё нужно попасть, иначе звука просто нет. При изгибании ноты звук легко теряется. Зато, если правильно попал, звук получается чистый, прорезающий до мозга костей. Это я и назвал концентрированным звуком. Чистый, без шума. Хороший пример такого звука - диск Йошизавы "Дзэн сад".

istcher
05.08.2008, 08:51
У другой флейты утагучи немного Уже.

Жень, само понятие немног уже меня смущает или я чёй-то не догоняю?Т.е. ты говоришь про другую флейту=>Не Гешу, а Суйко=> та что слева.НО у неё утагучи полюбому не УЖЕ, а лишь шире и вырез сам больше или же ту имеешь ввиду угол среза утагучи(чуть поосьрее)?

Komuso
05.08.2008, 09:01
Жень, само понятие немног уже меня смущает или я чёй-то не догоняю?Т.е. ты говоришь про другую флейту=>Не Гешу, а Суйко=> та что слева.НО у неё утагучи полюбому не УЖЕ, а лишь шире и вырез сам больше или же ту имеешь ввиду угол среза утагучи(чуть поосьрее)?
Нет, о той, что слева, я вообще не пишу.
Сравнение я проводил между центральной и правой.

istcher
05.08.2008, 14:25
Нет, о той, что слева, я вообще не пишу.


Ааааааааааа ну тогда понятно, просто ты не указал... и из того что она не твоя-я зделал вывод что ты её в ращёт не берёшь(мой касяк), Теперь всё на своих местах о)(

mramor
05.08.2008, 15:14
Очень интересная статья!
Спасибо!

Komuso
05.08.2008, 16:43
Ааааааааааа ну тогда понятно, просто ты не указал... и из того что она не твоя-я зделал вывод что ты её в ращёт не берёшь(мой касяк), Теперь всё на своих местах о)(
Я сейчас выбираю между двумя (правая и центральная). Обе хороши по-своему. Вот у меня времени до 16-го :rolleyes:

dreamofemptiness
06.08.2008, 08:35
Это непросто объяснить словами.
Контроль над звуком - способность его изгибать и удерживать, а также исполнять саса-буки и прочие дыхательные орнаменты.
На Гешу это делается довольно просто. Звук можно гнуть, усиливать и ослаблять, и он не теряется. Амбушюр может быть чуток пошире, и флейта это прощает. Правда, звук получается немного ветренный, в звуке слышен шум поздуха.

У другой флейты утагучи немного Уже. Эта флейта не прощает погрешностей с амбушюром. Рабочая часть намного меньше, и на неё нужно попасть, иначе звука просто нет. При изгибании ноты звук легко теряется. Зато, если правильно попал, звук получается чистый, прорезающий до мозга костей. Это я и назвал концентрированным звуком. Чистый, без шума. Хороший пример такого звука - диск Йошизавы "Дзэн сад".

Спасибо за комментарии, более понятно. То есть, если я правильно понимаю, на флейте второго типа, всё просто сложнее и требует большего профессионализма? Но по возможностям (здесь не имеется в виду тембровые, а возможности управления звуком - будь то дыхательные техники, изгибы и прочее) флейты, я так понимаю, равны, но вторая требует большей точности.

Еще на мировом форуме я не раз слышал о термине(если я ничего не путаю) response (англ. - ответная реакция), здесь видимо имеется ввиду ответность флейты на ваши действия, и я так понимаю, вот эти более современные флейты обладают большим респонсом? По-моему ещё был какой-то разговор об атаке, но тут уж, честно, не уверен (как- нибудь нужно ещё раз проглядеть форум)...

Ещё вопрос по поводу остроты спила утагучи у ваших флейт - у всех ли он 30 градусов? Тут меня инетесует ещё и чисто технический вопрос изготовления разных типов утагучи. То есть если представить естественную форму утагучи, которая получится, если просто убрать лишнее по плоскости под углом 30 градусов, то она имеет постоянную форму (особенно для воображаемой или реальной целиндрической трубы). И далее интересно, как из этой формы получены эти два типа утагучи. Похоже, что первый тип получен снятием лишнего (расширением исходной формы) наждачной бумагой. Тогда хотелось бы поинтересоваться на сколько острые у ваших утагучи эти места(где происходило расширение), то есть меня интересует - подтачивал ли мастер эти места с внутренней стороны, или в центре утагути более острое, а по краям более тупое?

И вот тоже интересно, как влияет на звук и другие параметры острота угла спила (это тот, который по стандарту 30 градусов)? Вот допустим Кен Ла Косс делает этот угол более тупым - ближе к 45 градусам, причём не только на своих хотику, но и на сяку. Давно уже хотел поинтересоваться у них, но как то руки так и не дошли.

Komuso
07.08.2008, 05:35
Но по возможностям (здесь не имеется в виду тембровые, а возможности управления звуком - будь то дыхательные техники, изгибы и прочее) флейты, я так понимаю, равны, но вторая требует большей точности.

Примерно так :)


Ещё вопрос по поводу остроты спила утагучи у ваших флейт - у всех ли он 30 градусов?

Нет, у всех угол немного отличается.


Тут меня инетесует ещё и чисто технический вопрос изготовления разных типов утагучи. То есть если представить естественную форму утагучи, которая получится, если просто убрать лишнее по плоскости под углом 30 градусов, то она имеет постоянную форму (особенно для воображаемой или реальной целиндрической трубы). И далее интересно, как из этой формы получены эти два типа утагучи. Похоже, что первый тип получен снятием лишнего (расширением исходной формы) наждачной бумагой. Тогда хотелось бы поинтересоваться на сколько острые у ваших утагучи эти места(где происходило расширение), то есть меня интересует - подтачивал ли мастер эти места с внутренней стороны, или в центре утагути более острое, а по краям более тупое?

Вот тут посмотрим подробнее.
http://www.ljplus.ru/img4/k/o/komuso_sd/Utaguchis.jpg
Я встречал 2 сценария подгонки утагучи.
В верхнем ряду я схематически (каряво) нарисовал, как можно сделать более широкий вырез у круглого канала. Жёлтым цветом я обозначил скос. На выходе канал немного расширяют с одной стороны. Форма получается не круглая, а яйцевидная. Сам срез при этом остаётся острым и ни в коем случае не затупляется.

Второй ряд представляет овальные формы канала, которые встречаются очень часто. Те флейты, с фото которых я начал тему, овальные. Моя флейта - горизонтально сплюснута (как на схеме внизу-слева), а флейта сэнсэя - вертикально сплюснута (на схеме - внизу-справа). Даже при одиннаковых размерах каналов утагучи будут разными.
У флейты Йошизавы канал сплющен... диагонально


И вот тоже интересно, как влияет на звук и другие параметры острота угла спила (это тот, который по стандарту 30 градусов)? Вот допустим Кен Ла Косс делает этот угол более тупым - ближе к 45 градусам, причём не только на своих хотику, но и на сяку. Давно уже хотел поинтересоваться у них, но как то руки так и не дошли.
"Мудрых преподавателей слушал я не внимательно..." (с) :D
Более острый срез, если я не ошибаюсь, даёт более чистый звук, более резкий. Как-то за обедом Монти Левенсон и Джон Нептун вели долгую беседу на тему аэродинамики флейт, но я не изготовитель, меня интересовало больше качество собственного звука :cool:
У Суйкио (на фото она слева) угол острее других, на старых флейтах он часто более тупой. 16-го числа сэнсэй будет проводить лекцию на тему старых сякухати, спрошу, если не забуду.

istcher
07.08.2008, 13:13
16-го числа сэнсэй будет проводить лекцию на тему старых сякухати, спрошу, если не забуду.
А лучше не только спросить-а всё заснять, записать и законспектировать__Ну и конечно на форум:)))