Ручей
25.04.2008, 20:28
Взгляд на изготовление сякухати классической, и больших размеров
Классическая Сякухати — стандартная
L = 545 mm — ее общая длина флейты.
Для удобства настройки звука весь внутренний канал флейты раз-мечен на 18 частей — (суней), их счет начинается с нижней - комле-вой части сякухати.
Ф1 = 20 mm — это самый большой внутренний Ф флейты.
Ф2 = 19.5 mm — (расположен на точке 15)
Ф3 = 19 mm — (расположен на точке 13)
d1, d2, d3, d4, d5 — игровые отверстия расположенные последова-тельно на корпусе флейты… (диаметр не фиксированный — от 10 до 11 mm и более)
Всего отверстий пять…
Разметка отверстий — в mm — начинается от нижнего — комлево-го — конца флейты…
Отверстие — I = 121 mm
— “ — — II = 177 mm
— “ — — III = 230 mm
— “ — — IV = 285 mm
— “ — — V = 321 mm
Эти данные относятся только к флейте стандартной!
***
Но как рассчитать расположение игровых отверстий на флейтах одинакового стандартного диаметра — к примеру = Ф 20 mm, но различной длины — от L = 545 mm, до L = 910 mm (иногда бывают и больше…)?..
Для этого, нужно найти соотношение размеров между стандартной длиной флейты — L = 545 mm и расположением ее игровых отвер-стий…
Берем L = 545 mm и делим ее на размер I = 121 mm.
И то же самое проделываем с другими размерами отверстий…
Вот так:
Отверстие I = 545 : 121 = С 4.50;
— «» — II = 545 : 177 = С 3.07;
— «» — III = 545 : 230 = С 2.36;
— «» — IV = 545 : 285 = С 1.91;
— «» — V = 545 : 321 = С 1.69.
Полученные соотношения выделены зеленым цветом, (где С — со-отношение)…
Пример, длина флейты не L = 545 mm, а к примеру:
L = 830 mm, делим его на С 4.50 и получаем 184.44 mm.
Это и будет расстояние — размер — от нижнего конца флейты до отверстия I .
***
Выше мы узнали как рассчитать разметку стандартной сякухати.
Теперь, как узнать параметры разметки и изготовления флейт не только при стандартном — Ф = 20mm, но и к другим — бОльшим — диаметрам?
Их три (для начала):
Ф1, Ф2, и Ф3;
Берем конкретный пример — заготовку, где L = 900 mm, а
Ф1 = 25 mm…
Нам нужно найти Ф2 и Ф3…
Для этого можно использовать тот же самый прием — найти соот-ношения для новых размеров на флейте стандартной.
Берем стандартный:
Ф1 = 20 mm : Ф2 = 19.5 mm, и получаем соотношение С1 = 1.026.
Теперь:
Ф1 = 25mm : на С1 1.026 и получаем искомое — Ф2 = 24.51 mm.
Так же находим и Ф3 — берем стандартный:
Ф1 = 20 mm : Ф3 = 14.5 mm, и получаем соотношение С2 = 1.379.
Теперь:
Ф1 = 25 mm : на С2 = 1.379 и получаем искомое — Ф3 = 18.129.
Суммируем:
L = 900 mm
Ф1 = 25 mm
Ф2 = 24.51 mm
Ф3 = 18.129 mm
Но, лучше все-таки не забывать, что в практике изготовления бамбуковых флейт эта формула не является абсолютной…
И к этому нужно быть готовым, так как:
1. Особенности каждого отдельного ствола бамбука далеко не оди-наковы…
2. А наши собственные способности к погрешностям при практи-ческой обработке флейты — неисчерпаемы…
Так что при всем нашем стремлении к совершенству, мы, просто не в состоянии все это многообразие фактов хоть как-то контролировать в своем сознании…
Хотя, именно все эти неучтенные тонкости и позволяет выявить в каждой отдельной флейте ее индивидуальные звуковые особенно-сти.
А в целом, эти формулы, как исходная — ориентировочная база для начала изготовления флейт, вполне оказывается пригодной…
***
Дальше, как найти формулу для расположения игровых отверстий на сякухати с Ф1 бОльшим, чем у флейт стандартных?
Здесь приходиться вносить поправки, так как при увеличении внутреннего диаметра бамбука, классическая формула практиче-ски уже не срабатывает — разметка уплывает вверх…
Когда я с этим столкнулся, то никаких данных по этому вопросу найти не удалось, и все пришлось узнавать самому из собственного опыта…
Примечание: классические размеры применимы в основном в районе от Ф1 = 20mm — до Ф1 = 25 — 27 mm.
НАПРИМЕР:
У флейты, общая длина которой составляет — L = 900 mm, а Ф1 = 25 mm, все размеры для разметки игровых отверстий изменятся…
Вот эти поправки — не буду описывать их происхождение — в со-отношениях, действующих в применении к большим диаметрам:
I = L : 207 = С = 4.380 мм
II = L : 300 = С = 3.020 мм
III = L : 392 = С = 2.320 мм
IV = L : 488 = С = 1.845 мм
V = L : 550 = С = 1.670 мм
Здесь, L : 4.380 для I первого отверстия, 3.020 — для II – го,
и так далее…
Но все равно, ни при каких формулах не нужно терять осторожность и внимание к тому, что реально происходит при работе с самой флейтой…
***
Примечание:
В районе Ф1 = 40 mm и больше, происходит вообще что такое, что мне сейчас совершенно не понятно — вся разметка уплывает вверх на столько шустро, что начинает «исчезать» не толь-ко регистр ДАЙ КАН, но и КАН частично…
Кстати, «плыть» разметка начинает уже при Ф1 = 25 mm, и даже при Ф1 = 23 в стандартной длине…
А такой звук, типа И, или как его еще называют японцы ХИ во второй октаве, становится почти неуловимым…
Вобщем, рушится не только разметка, но и вся внутренняя конфигурация всего канала флей-ты…
Чего там еще дальше — пока не знаю…
При Ф = 40 mm и L = 830 mm, пока ничего не получается…
Очень похоже на то, что в этом месте, должны соблюдаться некие природные пропорции со-отношения L и Ф1…
Выглядит это примерно так:
Опять находим соотношение между L — общей длинной флейты и ее Ф1 через ту же классику:
Итак, L делим на Ф1:
L = 545 mm : Ф1 = 20 mm, мы получаем соотношение — С = 29.25 mm.
Теперь, берем Ф1 нашей заготовки — пусть это будет Ф1 = 27 mm и умножаем его на 29,25 и получаем L = 789.75, это примерно такой должна быть длинна флейты с Ф1 = 27 mm.
Если она будет меньше, то разметка ее игровых отверстий начнет плыть вверх, если больше — вниз…
***
Вот, кратко резюме моего личного опыта в самовыделывании са-мого себя через познавание и освоение технологий изготовления сякухати…
А японцы все продолжают хранить свои тайны…
Классическая Сякухати — стандартная
L = 545 mm — ее общая длина флейты.
Для удобства настройки звука весь внутренний канал флейты раз-мечен на 18 частей — (суней), их счет начинается с нижней - комле-вой части сякухати.
Ф1 = 20 mm — это самый большой внутренний Ф флейты.
Ф2 = 19.5 mm — (расположен на точке 15)
Ф3 = 19 mm — (расположен на точке 13)
d1, d2, d3, d4, d5 — игровые отверстия расположенные последова-тельно на корпусе флейты… (диаметр не фиксированный — от 10 до 11 mm и более)
Всего отверстий пять…
Разметка отверстий — в mm — начинается от нижнего — комлево-го — конца флейты…
Отверстие — I = 121 mm
— “ — — II = 177 mm
— “ — — III = 230 mm
— “ — — IV = 285 mm
— “ — — V = 321 mm
Эти данные относятся только к флейте стандартной!
***
Но как рассчитать расположение игровых отверстий на флейтах одинакового стандартного диаметра — к примеру = Ф 20 mm, но различной длины — от L = 545 mm, до L = 910 mm (иногда бывают и больше…)?..
Для этого, нужно найти соотношение размеров между стандартной длиной флейты — L = 545 mm и расположением ее игровых отвер-стий…
Берем L = 545 mm и делим ее на размер I = 121 mm.
И то же самое проделываем с другими размерами отверстий…
Вот так:
Отверстие I = 545 : 121 = С 4.50;
— «» — II = 545 : 177 = С 3.07;
— «» — III = 545 : 230 = С 2.36;
— «» — IV = 545 : 285 = С 1.91;
— «» — V = 545 : 321 = С 1.69.
Полученные соотношения выделены зеленым цветом, (где С — со-отношение)…
Пример, длина флейты не L = 545 mm, а к примеру:
L = 830 mm, делим его на С 4.50 и получаем 184.44 mm.
Это и будет расстояние — размер — от нижнего конца флейты до отверстия I .
***
Выше мы узнали как рассчитать разметку стандартной сякухати.
Теперь, как узнать параметры разметки и изготовления флейт не только при стандартном — Ф = 20mm, но и к другим — бОльшим — диаметрам?
Их три (для начала):
Ф1, Ф2, и Ф3;
Берем конкретный пример — заготовку, где L = 900 mm, а
Ф1 = 25 mm…
Нам нужно найти Ф2 и Ф3…
Для этого можно использовать тот же самый прием — найти соот-ношения для новых размеров на флейте стандартной.
Берем стандартный:
Ф1 = 20 mm : Ф2 = 19.5 mm, и получаем соотношение С1 = 1.026.
Теперь:
Ф1 = 25mm : на С1 1.026 и получаем искомое — Ф2 = 24.51 mm.
Так же находим и Ф3 — берем стандартный:
Ф1 = 20 mm : Ф3 = 14.5 mm, и получаем соотношение С2 = 1.379.
Теперь:
Ф1 = 25 mm : на С2 = 1.379 и получаем искомое — Ф3 = 18.129.
Суммируем:
L = 900 mm
Ф1 = 25 mm
Ф2 = 24.51 mm
Ф3 = 18.129 mm
Но, лучше все-таки не забывать, что в практике изготовления бамбуковых флейт эта формула не является абсолютной…
И к этому нужно быть готовым, так как:
1. Особенности каждого отдельного ствола бамбука далеко не оди-наковы…
2. А наши собственные способности к погрешностям при практи-ческой обработке флейты — неисчерпаемы…
Так что при всем нашем стремлении к совершенству, мы, просто не в состоянии все это многообразие фактов хоть как-то контролировать в своем сознании…
Хотя, именно все эти неучтенные тонкости и позволяет выявить в каждой отдельной флейте ее индивидуальные звуковые особенно-сти.
А в целом, эти формулы, как исходная — ориентировочная база для начала изготовления флейт, вполне оказывается пригодной…
***
Дальше, как найти формулу для расположения игровых отверстий на сякухати с Ф1 бОльшим, чем у флейт стандартных?
Здесь приходиться вносить поправки, так как при увеличении внутреннего диаметра бамбука, классическая формула практиче-ски уже не срабатывает — разметка уплывает вверх…
Когда я с этим столкнулся, то никаких данных по этому вопросу найти не удалось, и все пришлось узнавать самому из собственного опыта…
Примечание: классические размеры применимы в основном в районе от Ф1 = 20mm — до Ф1 = 25 — 27 mm.
НАПРИМЕР:
У флейты, общая длина которой составляет — L = 900 mm, а Ф1 = 25 mm, все размеры для разметки игровых отверстий изменятся…
Вот эти поправки — не буду описывать их происхождение — в со-отношениях, действующих в применении к большим диаметрам:
I = L : 207 = С = 4.380 мм
II = L : 300 = С = 3.020 мм
III = L : 392 = С = 2.320 мм
IV = L : 488 = С = 1.845 мм
V = L : 550 = С = 1.670 мм
Здесь, L : 4.380 для I первого отверстия, 3.020 — для II – го,
и так далее…
Но все равно, ни при каких формулах не нужно терять осторожность и внимание к тому, что реально происходит при работе с самой флейтой…
***
Примечание:
В районе Ф1 = 40 mm и больше, происходит вообще что такое, что мне сейчас совершенно не понятно — вся разметка уплывает вверх на столько шустро, что начинает «исчезать» не толь-ко регистр ДАЙ КАН, но и КАН частично…
Кстати, «плыть» разметка начинает уже при Ф1 = 25 mm, и даже при Ф1 = 23 в стандартной длине…
А такой звук, типа И, или как его еще называют японцы ХИ во второй октаве, становится почти неуловимым…
Вобщем, рушится не только разметка, но и вся внутренняя конфигурация всего канала флей-ты…
Чего там еще дальше — пока не знаю…
При Ф = 40 mm и L = 830 mm, пока ничего не получается…
Очень похоже на то, что в этом месте, должны соблюдаться некие природные пропорции со-отношения L и Ф1…
Выглядит это примерно так:
Опять находим соотношение между L — общей длинной флейты и ее Ф1 через ту же классику:
Итак, L делим на Ф1:
L = 545 mm : Ф1 = 20 mm, мы получаем соотношение — С = 29.25 mm.
Теперь, берем Ф1 нашей заготовки — пусть это будет Ф1 = 27 mm и умножаем его на 29,25 и получаем L = 789.75, это примерно такой должна быть длинна флейты с Ф1 = 27 mm.
Если она будет меньше, то разметка ее игровых отверстий начнет плыть вверх, если больше — вниз…
***
Вот, кратко резюме моего личного опыта в самовыделывании са-мого себя через познавание и освоение технологий изготовления сякухати…
А японцы все продолжают хранить свои тайны…