Komuso
11.02.2008, 06:54
Итак, попробую написать те крупицы знаний по поводу некоторых школ сякухати, которые у меня есть на сегодня. По мере добавления информации буду добавлять и корректировать :)
Меян - школа по имени одноимённого храма в Киото. Концентрируется эта школа на звуке. Движения минимальны, ничего лишнего. Орнаментация имеется, но выражена не сильно, всё получается как бы случайно. Типичный представитель репертуара - Choshi, представленное у меня на сайте.
Кинко - это школа была создана Куросавой Кинко по заданию властей. Для создания армии бродячих монахов требовалась утверждённая программа подготовки. Поэтому Кинко проехался по монастырям и записал множество произведений, положив основание единому методу записи. Потом всё стандартизировалось и получилась школа.
Кинко отличается своей "показушностью", множественной и строго регламентированной орнаментацией. Меяновцы считают, что в погоне за орнаментацией кинковцы теряют качество звука, что всё это было придумано для того, чтобы быстрее подготовить игроков, а не проводить годы в отработке одного звука.
Типичный представитель - Облачный Лев. Есть много других, типа Shika-no-Tone, Akita Sugagaki, но тут можно легко нарваться на версии других школ.
Тозан - очень интересная и самая популярная на сегодня школа в Японии. Зародился Тозан в конце 19-го века, создатель её, собственно Накао Тозан, был комусо из храма Меян. Наверное, поэтому в этой школе много внимания уделяется качеству звука при минимальной орнаментации.
В школе Тозан имеется несколько стилей исполнения (в Кинко, для сравнения, - только один). Так, собственные стили игры имеются для медитативной музыки, для ансамблевой и для современной.
Представитель - Zuiko, красивейшее произведение (мы его включили в репертуар наших концертов). Когда-нить выставлю...
Репертуар и правила игры очень строго регламентированы. Каждое произведение имеет регистрационный номер в каталоге школы, Школа имеет одного главу, а каждый тозановец в Японии обязан состоять в гильдии и играть только произведения Тозан. За нарушение - отчисление из школы.
Докиёку - очень молодая школа, основоположником которой стал монах Ватасуми Досо в 50-х годах прошлого века. Ватасуми сэнсэй являлся главой секты Фукэ - той самой, из которой, собственно, и пошло развитие сякухати в Японии. По сути, он не собирался делать школу. Он просто импровизировал в игре классики, или Котэн. Однако его ученики записали его импровизации и создали школу, вместо того, чтобы тоже импровизировать. Часто Докиёку называют "Путь Ватасуми". Яркий представитель школы - Тамукэ.
Ниодо - по сути, это не школа, а репертуар. Jin Nyodo был превосходным игроком школы Кинко в прошлом веке, но ему явно не понравилось то, что Кинко сделал с классическим репертуаром. Поэтому он покинул школу и проделал путь её создателя. Ниодо проехал по тем же храмам, по которым ездил Куросава Кинко, и записал те же произведения, но только в их оригинальном варианте. Ниодо также был прекрасным каллиграфом, и всю музыку он очень красиво записал. Каждое произведение имеет инструкции о том, как его нужно играть и из какого храма оно взято. Репертуары Ниодо и Кинко пересекаются, но не совпадают. Кроме того, имеются отличия в исполнении произведений Ниодо и Кинко, т.к. произведения записи Ниодо не подогнаны под кинковские стандарты. Choshi школы Меян на моём сайте - это запись Ниодо. Sashi - тоже его, только школа Итчо-Кен. Знаменитый Киорэй - тоже запись Ниодо, но школа Фудаидзи. Этот Киорэй не имеет ничего общего с Киорэем школы Кинко.
Ну вот, это основные, известные мне. Существуют и друкие школы, не менее сильные. Я спросил сэнсэя, что заставило Меян стать одной из ведущих. Он ответил - политика...
Меян - школа по имени одноимённого храма в Киото. Концентрируется эта школа на звуке. Движения минимальны, ничего лишнего. Орнаментация имеется, но выражена не сильно, всё получается как бы случайно. Типичный представитель репертуара - Choshi, представленное у меня на сайте.
Кинко - это школа была создана Куросавой Кинко по заданию властей. Для создания армии бродячих монахов требовалась утверждённая программа подготовки. Поэтому Кинко проехался по монастырям и записал множество произведений, положив основание единому методу записи. Потом всё стандартизировалось и получилась школа.
Кинко отличается своей "показушностью", множественной и строго регламентированной орнаментацией. Меяновцы считают, что в погоне за орнаментацией кинковцы теряют качество звука, что всё это было придумано для того, чтобы быстрее подготовить игроков, а не проводить годы в отработке одного звука.
Типичный представитель - Облачный Лев. Есть много других, типа Shika-no-Tone, Akita Sugagaki, но тут можно легко нарваться на версии других школ.
Тозан - очень интересная и самая популярная на сегодня школа в Японии. Зародился Тозан в конце 19-го века, создатель её, собственно Накао Тозан, был комусо из храма Меян. Наверное, поэтому в этой школе много внимания уделяется качеству звука при минимальной орнаментации.
В школе Тозан имеется несколько стилей исполнения (в Кинко, для сравнения, - только один). Так, собственные стили игры имеются для медитативной музыки, для ансамблевой и для современной.
Представитель - Zuiko, красивейшее произведение (мы его включили в репертуар наших концертов). Когда-нить выставлю...
Репертуар и правила игры очень строго регламентированы. Каждое произведение имеет регистрационный номер в каталоге школы, Школа имеет одного главу, а каждый тозановец в Японии обязан состоять в гильдии и играть только произведения Тозан. За нарушение - отчисление из школы.
Докиёку - очень молодая школа, основоположником которой стал монах Ватасуми Досо в 50-х годах прошлого века. Ватасуми сэнсэй являлся главой секты Фукэ - той самой, из которой, собственно, и пошло развитие сякухати в Японии. По сути, он не собирался делать школу. Он просто импровизировал в игре классики, или Котэн. Однако его ученики записали его импровизации и создали школу, вместо того, чтобы тоже импровизировать. Часто Докиёку называют "Путь Ватасуми". Яркий представитель школы - Тамукэ.
Ниодо - по сути, это не школа, а репертуар. Jin Nyodo был превосходным игроком школы Кинко в прошлом веке, но ему явно не понравилось то, что Кинко сделал с классическим репертуаром. Поэтому он покинул школу и проделал путь её создателя. Ниодо проехал по тем же храмам, по которым ездил Куросава Кинко, и записал те же произведения, но только в их оригинальном варианте. Ниодо также был прекрасным каллиграфом, и всю музыку он очень красиво записал. Каждое произведение имеет инструкции о том, как его нужно играть и из какого храма оно взято. Репертуары Ниодо и Кинко пересекаются, но не совпадают. Кроме того, имеются отличия в исполнении произведений Ниодо и Кинко, т.к. произведения записи Ниодо не подогнаны под кинковские стандарты. Choshi школы Меян на моём сайте - это запись Ниодо. Sashi - тоже его, только школа Итчо-Кен. Знаменитый Киорэй - тоже запись Ниодо, но школа Фудаидзи. Этот Киорэй не имеет ничего общего с Киорэем школы Кинко.
Ну вот, это основные, известные мне. Существуют и друкие школы, не менее сильные. Я спросил сэнсэя, что заставило Меян стать одной из ведущих. Он ответил - политика...