Komuso
13.12.2007, 06:57
Саса-Буки, дыхание бамбукового листа, является чуть ли не визитной карточкой игры на сякухати. Научиться его правильно исполнять абсолютно необходимо для каждого игрока.
Итак, графически форма дыхания выглядит примерно так, откуда и пошло название дыхания:
http://www.shaku-rus.com/Img/sasabuki.jpg
Звук начинается тихо, достигает своего максимума примерно к 1/3 всей длины, а потом плавно затихает к концу. При исполнении учитываются несколько факторов одновременно:
1. Губы. Амбушюр уменьшается, поток воздуха получается более концентрированный. При уменьшении размера потока его скорость увеличивается, что усиливает громкость. В идеале даже можно не усиливать выдох. После кульминации действия проводятся в обратном порядке.
2. Наклон флейты. При увеличении потока воздуха повышается не только громкость, но и высота звука, а нам это не нужно. Поэтому одновременно с усилением потока и громкости нужно сгибать флейту. Сгибание (МЕРИ) понижает звук, т.е. происходит нейтрализация повышения.
3 Тембр. Звук к точке кульминации достигает своего "режущего края". Он не только звучит остро, но даже как бы раздваивается. Получается двойное звучание, создаётся впечатление, что звук вот вот сорвётся в верхнюю октаву.
Итак, от начала до кульминации амбушюр уменьшается, поток концентрируется, громкость звука нарастает, а поднятие высоты звучания компенсируется "сгибанием" флейты. Тембр перетекает из обычного флейтового звука в немного режущий ухо и даже звенящий звук.
4. От кульминации до конца действия проводятся в обратном порядке. Амбушюр медленно расслабляется и уменьшается к концу. Дыхание ослабевает, звук становится мягким.
ВАЖНО: При затихании звука из-за ослабевания потока воздуха высота звука падает. Чтобы этого не случалось, флейту необходимо "разгибать" (КАРИ). Это очень непростое действие, особенно в верхнем регистре, но абсолютно необходимое. От начала до конца нота должна оставаться на одной высоте, если по предписанию нет манёвров сгибания.
Я постараюсь записать этот приём и выложить на сайте.
Итак, графически форма дыхания выглядит примерно так, откуда и пошло название дыхания:
http://www.shaku-rus.com/Img/sasabuki.jpg
Звук начинается тихо, достигает своего максимума примерно к 1/3 всей длины, а потом плавно затихает к концу. При исполнении учитываются несколько факторов одновременно:
1. Губы. Амбушюр уменьшается, поток воздуха получается более концентрированный. При уменьшении размера потока его скорость увеличивается, что усиливает громкость. В идеале даже можно не усиливать выдох. После кульминации действия проводятся в обратном порядке.
2. Наклон флейты. При увеличении потока воздуха повышается не только громкость, но и высота звука, а нам это не нужно. Поэтому одновременно с усилением потока и громкости нужно сгибать флейту. Сгибание (МЕРИ) понижает звук, т.е. происходит нейтрализация повышения.
3 Тембр. Звук к точке кульминации достигает своего "режущего края". Он не только звучит остро, но даже как бы раздваивается. Получается двойное звучание, создаётся впечатление, что звук вот вот сорвётся в верхнюю октаву.
Итак, от начала до кульминации амбушюр уменьшается, поток концентрируется, громкость звука нарастает, а поднятие высоты звучания компенсируется "сгибанием" флейты. Тембр перетекает из обычного флейтового звука в немного режущий ухо и даже звенящий звук.
4. От кульминации до конца действия проводятся в обратном порядке. Амбушюр медленно расслабляется и уменьшается к концу. Дыхание ослабевает, звук становится мягким.
ВАЖНО: При затихании звука из-за ослабевания потока воздуха высота звука падает. Чтобы этого не случалось, флейту необходимо "разгибать" (КАРИ). Это очень непростое действие, особенно в верхнем регистре, но абсолютно необходимое. От начала до конца нота должна оставаться на одной высоте, если по предписанию нет манёвров сгибания.
Я постараюсь записать этот приём и выложить на сайте.