Ба
17.08.2010, 13:05
Сегодня мы поговорим о дзэн. Это непросто, ведь о нем все только и делают, что говорят, но - ничего обязывающего, просто поговорим.
Многие люди привыкли считать, что дзэн - это нечто необычное, находящееся в обычном, проявляющееся во всевозможных явлениях, вещах, заставляющее изменить точку зрения, испытать удивление и восторг.
В этом, на первый взгляд, банальном описании содержится большая часть внешнего проявления дзэн в умах людей. Да, это дзэн! Пусть меня посчитают кем угодно, согласно дзэн, это не имеет значения.
Не вдаваясь в тонкости религиозной, мистической стороны дзэн и традиционных воззрений его сторонников, стараясь не свалиться в практицизм, предлагаю вам свою точку зрения, «взгляд новичка». И обязательно возьмем с собой катану… то есть бритву… Оккама. Применим дзэн к самому дзэн!
/Бритва Оккама – принцип достаточности для объяснения или описания чего-либо. Иначе – «не плодить сущности без необходимости»./
И так, начнем. Дзэн пришел из Индии, его принес Бодхидхарма, принц по происхождению и просветитель, буддийский наставник по роду своей деятельности и по образу жизни.
Индийский взгляд на устройство космоса (то есть, конечно же, мой взгляд на индийский вариант через призму моих сложных пониманий) в общих чертах таков, как представлено на схеме 1
Эта простая схема может дать представление о тех, доступных для изучения процессах, явлениях, объектах, из которых состоит все, что мы воспринимаем.
Это поможет увидеть «что делать», чтобы двигаться в правильном направлении в изучении себя и окружающего мира, в том числе и постигать дзэн.
Я буду брать отдельные элементы и их совокупности, чтобы передать смысл.
/В любом объекте присутствуют все (!) уровни схемы, все состояния, хотя бы как не проявленный потенциал. Таким образом – вся природа, все творение – божественно, все есть Бог. И каждая частичка и все творение целиком./
Твердое, жидкое и газообразное состояния рождают новое состояние – дерево.
Ниже дерева (растений) – минералы. Ниже в смысле расположения на схеме. «Выше-ниже» с точки зрения существования - некорректное сравнение, так как в одном «ниже», значит в другом «выше» и в совокупности «не ниже и не выше».
Поясню. Это значит, что дерево не живет тысячи лет как минерал, а минерал не растет так быстро как дерево и т.д.
Таким образом, минерал должен состоять большей частью из твердого и жидкого состояний. Но где здесь жидкое состояние? Не все происходит на физическом плане явно, раз нет воды в видимом, значит есть ее свойства в невидимом (опять же невидимо оно в данном случае для человека, а для другого существа вполне себе видимо). И это свойство – способность расти!
Животный мир содержит еще один явный элемент – огонь (плазма). Животные получают дополнительную свободу в освоении пространства, они могут перемещаться. А, кроме того, огонь позволяет трансформировать предыдущие два вида И даже себе подобных в клетки собственных тел. Животное, как и огонь, способно «поедать» других.
Человек получает в потенциале и явном виде все остальные степени свободы и находится на границе выбора: остаться в круге обращения света в пищу, то есть заново рождать минералы, растения, животных, или сделать выбор в пользу дальнейшего развития.
И так, у человека есть ярко выраженная возможность выбора, и ряд «бонусов», таких как: -речь («звук» на схеме) -мысли, разум («свет» на схеме) На стадии принятия выбора и при выборе в сторону развития подключается еще один элемент схемы – «взаимосвязь», то есть совесть (в случае солнечного пути развития, о нем чуть позже) и сознание (взаимодействие на уровне доступа к общим знаниям и умениям).
Далее человек изучает себя как составную часть всего (путь солнечный), либо как отдельного индивидуума (путь лунный), либо вариации этих путей, зависящие от того, какой путь соответствует группе, к которой принадлежит данный человек.
Путь солнечный - это, как уже было сказано, путь развития как составной части «того что есть» и, как следствие, полная реализация этого в отдельно взятом сознании. Путь лунный - это путь развития себя как индивидуума и попытка реализации того, что является естественным следствием солнечного пути. Обычно он связан с обретением сверхспособностей, могущества, как самоцели. К сожалению, в итоге это путь деградации, потому как невозможно стать капле равной океану, даже если это очень большая капля. Но можно слиться с океаном, стать с ним единым целым и это - путь солнечный.
Изучая взаимосвязь со всеми существами, постигая совместную жизнь, человеку открываются также уровни чувств, мыслей, форм, причин. Уровнем причин ограничивается лунный путь, дальше эго пройти не может. Это последний сансарический мир.
Выше находится мир смысла. Это мир гармонии и равновесия, в нем нет эго. Невозможно такому сознанию сказать о себе – «я есть человек» или «я есть это» (что-то что можно воспринимать). Там остается только бытие – «я есть!». Это истина для мира смысла (или мира буддхи, как его называют в Индии). Сознание буддхи видит всех и все гармоничным и завершенным. Все живые существа для него – Будда, то есть также «я есть!». Это очень важное открытие, которое показывает то, что нас всех с вами объединяет – «я есть!».
Выше буддхи находится Истинное Я или Атман. Это сознание, которое не может сказать о себе есть оно или нет, остается только «Я». «Я» возможно все, что угодно, потому как все происходящее это оно само, происходящее в самом себе.
Выше «Я» находится «То» или Брахман, или все и ничто одновременно, иначе – пространство и движение в нем. Здесь нет даже «Я», это последний рубеж существования и самый первый одновременно, «альфа и омега». «То» познает себя через «Я», становясь этим «Я», затем «я есть», затем рождается «То что есть» - воплощенный Брахман, т.е. Сансара-Нирвана и все миры и существа их населяющие.
Мое описание «схемы» примитивно, но достаточно для понимания многих учений и философий этого мира. Надеюсь, оно поможет вам «отделить зерна от плевел» и выбрать правильный путь.
Если все еще интересно – читайте дальше, об одном из многих вариантов Солнечного пути.
И так, как уже говорилось выше, Солнечный путь невозможен без освобождения от уз эго, иначе говоря, от ограниченности привычными представлениями о самом себе. Множество учений говорит об этом. «Верблюду проще пройти сквозь игольное ушко, чем человеку попасть в Царствие Небесное…»
Что же такое эго?
Согласно древним учениям и современным воззрениям, эго или личность - это все, чем человек себя считает. «Я есть это» - и далее следует перечисление различных понятий и взаимоотношений с ними одного, основообразующего, а именно – «Я».
«Я» окружен сетью узоров из различных составляющих эго, вплоть до реакций на сигналы физического тела. Этот сложный узор называют душой. Отличие эго от души в том, что душа - это то, что на самом деле присуще индивидууму, а эго – это личное мнение, представление о себе этого индивидуума. Душа уникальна и служит инструментом познания «Я» самого себя. А эго - это представления «Я» о самом себе, как о чем-то отличном от «Того», от «Я» и от «я есть». «Я», как вы уже поняли, и индивидуум - это одно и то же.
Если ваша душа ориентирована на то, что подвержено старению и смерти – ей не на чем будет жить после смерти физического тела, тела желаний и тела причин. В таком случае «Я» не будет обладать возможностью осознанного взаимодействия с «Тем» ни в одном из вариантов проявления, и вынуждено будет снова родиться в Сансаре-Нирване в спящем состоянии, чтобы пройти все заново.
Эти представления находятся в сознании и подсознании, в уме и захватываются вниманием, восприятием, то есть самим «Я», иначе – умом, неограниченным никакими представлениями о себе, самим пространством.
Проведем небольшой эксперимент. Возьмем бесконечную ткань, например, скатерть или одеяло, любая легкая ткань. Поставим на нее палец одной руки с одной стороны, а с другой обхватим двумя пальцами (большим и указательным) другой руки. Создадим «мешок», ограниченный кольцом из двух пальцев. Этот мешок и его содержимое представляют собой ум, ограниченный идеей о самом себе как о содержимом мешка, «я есть это». Там, в «мешке», все события, произошедшие с нами, все понятия и картина мира, которыми мы руководствуемся в своей жизни. Так ум, («Я», пространство, Атман ограничивает себя «кольцом» эго до «мешка»).
Путь лунный - это «раскачка» мешка до невероятных размеров и попытка достичь размеров бесконечных, бессмысленная и тщетная.
Путь солнечный - значит разобраться с самой «системной ошибкой», то есть с эго, с «кольцом». Стоит пристально посмотреть на эго, увидеть, что мы сами и ограничиваем себя привязанностью к представлениям о себе, тут же хватка «кольца» слабеет. Мы перестаем сами себя душить. Убираем «кольцо», что стало с тканью? Ничего. Что стало с мешком? Он разгладился, и нет границ между «мешком» и всей тканью, «Я» теперь не ограничено представлениями о себе.
Зачем нужно убрать «кольцо»?
«Я» есть тайна, незачем ограничивать такое великолепие!
Весь объектный мир, вся окружающая действительность, сансара, находится в рамках субъектно-объектных отношений. И эти отношения определяют путь развития существа и мира в целом.
Эго, как наблюдатель (в случае главенства эго над «Я»), вносит искажение в бытие.
Учеными был поставлен эксперимент, в котором доказательство этого факта получено наглядно.
Поток частиц направляется на экран через препятствие в виде трафарета, и создает на экране соответствующую картину. В первом случае наблюдателя не было – поток частиц сформировал на экране одну и ту же картину в нескольких экспериментах. Как только за экспериментом наблюдал человек – картина менялась, искажалась.
Многие люди привыкли считать, что дзэн - это нечто необычное, находящееся в обычном, проявляющееся во всевозможных явлениях, вещах, заставляющее изменить точку зрения, испытать удивление и восторг.
В этом, на первый взгляд, банальном описании содержится большая часть внешнего проявления дзэн в умах людей. Да, это дзэн! Пусть меня посчитают кем угодно, согласно дзэн, это не имеет значения.
Не вдаваясь в тонкости религиозной, мистической стороны дзэн и традиционных воззрений его сторонников, стараясь не свалиться в практицизм, предлагаю вам свою точку зрения, «взгляд новичка». И обязательно возьмем с собой катану… то есть бритву… Оккама. Применим дзэн к самому дзэн!
/Бритва Оккама – принцип достаточности для объяснения или описания чего-либо. Иначе – «не плодить сущности без необходимости»./
И так, начнем. Дзэн пришел из Индии, его принес Бодхидхарма, принц по происхождению и просветитель, буддийский наставник по роду своей деятельности и по образу жизни.
Индийский взгляд на устройство космоса (то есть, конечно же, мой взгляд на индийский вариант через призму моих сложных пониманий) в общих чертах таков, как представлено на схеме 1
Эта простая схема может дать представление о тех, доступных для изучения процессах, явлениях, объектах, из которых состоит все, что мы воспринимаем.
Это поможет увидеть «что делать», чтобы двигаться в правильном направлении в изучении себя и окружающего мира, в том числе и постигать дзэн.
Я буду брать отдельные элементы и их совокупности, чтобы передать смысл.
/В любом объекте присутствуют все (!) уровни схемы, все состояния, хотя бы как не проявленный потенциал. Таким образом – вся природа, все творение – божественно, все есть Бог. И каждая частичка и все творение целиком./
Твердое, жидкое и газообразное состояния рождают новое состояние – дерево.
Ниже дерева (растений) – минералы. Ниже в смысле расположения на схеме. «Выше-ниже» с точки зрения существования - некорректное сравнение, так как в одном «ниже», значит в другом «выше» и в совокупности «не ниже и не выше».
Поясню. Это значит, что дерево не живет тысячи лет как минерал, а минерал не растет так быстро как дерево и т.д.
Таким образом, минерал должен состоять большей частью из твердого и жидкого состояний. Но где здесь жидкое состояние? Не все происходит на физическом плане явно, раз нет воды в видимом, значит есть ее свойства в невидимом (опять же невидимо оно в данном случае для человека, а для другого существа вполне себе видимо). И это свойство – способность расти!
Животный мир содержит еще один явный элемент – огонь (плазма). Животные получают дополнительную свободу в освоении пространства, они могут перемещаться. А, кроме того, огонь позволяет трансформировать предыдущие два вида И даже себе подобных в клетки собственных тел. Животное, как и огонь, способно «поедать» других.
Человек получает в потенциале и явном виде все остальные степени свободы и находится на границе выбора: остаться в круге обращения света в пищу, то есть заново рождать минералы, растения, животных, или сделать выбор в пользу дальнейшего развития.
И так, у человека есть ярко выраженная возможность выбора, и ряд «бонусов», таких как: -речь («звук» на схеме) -мысли, разум («свет» на схеме) На стадии принятия выбора и при выборе в сторону развития подключается еще один элемент схемы – «взаимосвязь», то есть совесть (в случае солнечного пути развития, о нем чуть позже) и сознание (взаимодействие на уровне доступа к общим знаниям и умениям).
Далее человек изучает себя как составную часть всего (путь солнечный), либо как отдельного индивидуума (путь лунный), либо вариации этих путей, зависящие от того, какой путь соответствует группе, к которой принадлежит данный человек.
Путь солнечный - это, как уже было сказано, путь развития как составной части «того что есть» и, как следствие, полная реализация этого в отдельно взятом сознании. Путь лунный - это путь развития себя как индивидуума и попытка реализации того, что является естественным следствием солнечного пути. Обычно он связан с обретением сверхспособностей, могущества, как самоцели. К сожалению, в итоге это путь деградации, потому как невозможно стать капле равной океану, даже если это очень большая капля. Но можно слиться с океаном, стать с ним единым целым и это - путь солнечный.
Изучая взаимосвязь со всеми существами, постигая совместную жизнь, человеку открываются также уровни чувств, мыслей, форм, причин. Уровнем причин ограничивается лунный путь, дальше эго пройти не может. Это последний сансарический мир.
Выше находится мир смысла. Это мир гармонии и равновесия, в нем нет эго. Невозможно такому сознанию сказать о себе – «я есть человек» или «я есть это» (что-то что можно воспринимать). Там остается только бытие – «я есть!». Это истина для мира смысла (или мира буддхи, как его называют в Индии). Сознание буддхи видит всех и все гармоничным и завершенным. Все живые существа для него – Будда, то есть также «я есть!». Это очень важное открытие, которое показывает то, что нас всех с вами объединяет – «я есть!».
Выше буддхи находится Истинное Я или Атман. Это сознание, которое не может сказать о себе есть оно или нет, остается только «Я». «Я» возможно все, что угодно, потому как все происходящее это оно само, происходящее в самом себе.
Выше «Я» находится «То» или Брахман, или все и ничто одновременно, иначе – пространство и движение в нем. Здесь нет даже «Я», это последний рубеж существования и самый первый одновременно, «альфа и омега». «То» познает себя через «Я», становясь этим «Я», затем «я есть», затем рождается «То что есть» - воплощенный Брахман, т.е. Сансара-Нирвана и все миры и существа их населяющие.
Мое описание «схемы» примитивно, но достаточно для понимания многих учений и философий этого мира. Надеюсь, оно поможет вам «отделить зерна от плевел» и выбрать правильный путь.
Если все еще интересно – читайте дальше, об одном из многих вариантов Солнечного пути.
И так, как уже говорилось выше, Солнечный путь невозможен без освобождения от уз эго, иначе говоря, от ограниченности привычными представлениями о самом себе. Множество учений говорит об этом. «Верблюду проще пройти сквозь игольное ушко, чем человеку попасть в Царствие Небесное…»
Что же такое эго?
Согласно древним учениям и современным воззрениям, эго или личность - это все, чем человек себя считает. «Я есть это» - и далее следует перечисление различных понятий и взаимоотношений с ними одного, основообразующего, а именно – «Я».
«Я» окружен сетью узоров из различных составляющих эго, вплоть до реакций на сигналы физического тела. Этот сложный узор называют душой. Отличие эго от души в том, что душа - это то, что на самом деле присуще индивидууму, а эго – это личное мнение, представление о себе этого индивидуума. Душа уникальна и служит инструментом познания «Я» самого себя. А эго - это представления «Я» о самом себе, как о чем-то отличном от «Того», от «Я» и от «я есть». «Я», как вы уже поняли, и индивидуум - это одно и то же.
Если ваша душа ориентирована на то, что подвержено старению и смерти – ей не на чем будет жить после смерти физического тела, тела желаний и тела причин. В таком случае «Я» не будет обладать возможностью осознанного взаимодействия с «Тем» ни в одном из вариантов проявления, и вынуждено будет снова родиться в Сансаре-Нирване в спящем состоянии, чтобы пройти все заново.
Эти представления находятся в сознании и подсознании, в уме и захватываются вниманием, восприятием, то есть самим «Я», иначе – умом, неограниченным никакими представлениями о себе, самим пространством.
Проведем небольшой эксперимент. Возьмем бесконечную ткань, например, скатерть или одеяло, любая легкая ткань. Поставим на нее палец одной руки с одной стороны, а с другой обхватим двумя пальцами (большим и указательным) другой руки. Создадим «мешок», ограниченный кольцом из двух пальцев. Этот мешок и его содержимое представляют собой ум, ограниченный идеей о самом себе как о содержимом мешка, «я есть это». Там, в «мешке», все события, произошедшие с нами, все понятия и картина мира, которыми мы руководствуемся в своей жизни. Так ум, («Я», пространство, Атман ограничивает себя «кольцом» эго до «мешка»).
Путь лунный - это «раскачка» мешка до невероятных размеров и попытка достичь размеров бесконечных, бессмысленная и тщетная.
Путь солнечный - значит разобраться с самой «системной ошибкой», то есть с эго, с «кольцом». Стоит пристально посмотреть на эго, увидеть, что мы сами и ограничиваем себя привязанностью к представлениям о себе, тут же хватка «кольца» слабеет. Мы перестаем сами себя душить. Убираем «кольцо», что стало с тканью? Ничего. Что стало с мешком? Он разгладился, и нет границ между «мешком» и всей тканью, «Я» теперь не ограничено представлениями о себе.
Зачем нужно убрать «кольцо»?
«Я» есть тайна, незачем ограничивать такое великолепие!
Весь объектный мир, вся окружающая действительность, сансара, находится в рамках субъектно-объектных отношений. И эти отношения определяют путь развития существа и мира в целом.
Эго, как наблюдатель (в случае главенства эго над «Я»), вносит искажение в бытие.
Учеными был поставлен эксперимент, в котором доказательство этого факта получено наглядно.
Поток частиц направляется на экран через препятствие в виде трафарета, и создает на экране соответствующую картину. В первом случае наблюдателя не было – поток частиц сформировал на экране одну и ту же картину в нескольких экспериментах. Как только за экспериментом наблюдал человек – картина менялась, искажалась.