Содержание

2013г., Испания, Барселона. Летняя школа сякухати

По материалам форума "Сякухати в России" (http://shakuhachi.ru/forum)

Автор и составитель отчёта: gwen (http://shakuhachi.ru/forum/member.php?u=459)

Благодарности

Галя, большая тебе БЛАГОДАРНОСТЬ за предоставленный отчёт.

Немного о самом летнем фестивале в Барселоне

Мероприятия

На фестивале были представлены:

Помимо курсов были обсуждения, круглые столы, концерты (в том числе и 2 концерта учителей). А так же время для общения.

Концерты

4 дня, 4 концерта

Прошли 2 концерта преподавателей, в которых,был охвачен широкий диапазон стилей, представленных в Летней школе, а так же на премьере можно было услышать новые пьесы. Эти концерты прошли в престижном концертном зале, и многие люди, не участвующие в Летней школе, смогли поприсутствовать на них. Так же прошло мероприятие «Open Mic Night», где любой участник смог играть и делиться своей музыкой, и, наконец, завершающее событие — выступление учеников в воскресенье.

Учителя:

Из Японии приехали Каору Какизакаи чтобы поделиться своими знаниями хонкёку, которые он получил от Ёкояма Кацуя (Кокусай Сякухати Кэнсюкан) и другие.

Так же из Японии приехали Джон Кайзан Нептюн, известный производитель сякухати-дзинаси (это действительно редкое и большое событие для всех сякухати-создателей).

Из Швеции прибыл Гуннар Дзинмэй Линдер, который преподавал санкёку и Кинко-рю хонкёку.

Из Франции — Вероника Пирон, которая поделилась своими современными музыкальными работами, музыкой синкёку и импровизациями в контексте минъё.

Кику Дэй, представляющая Данию и Великобританию поделилась современными видами музыки, а так же Дзэнсабо хонкёку, полученными от Окуда Ацуя.

Джим Франклин преподавал Тикухо хонкёку.

Так же присутствовали исполнители на кото и сямисэн. Фуми Хихара, исполнительница на кото и сямисэн из Японии/Франции давала уроки по игре на этих инструментах, а так же принимала участие в классах санкёку вместе с игроком на кото Ёсиэ Сакаи из Мадрида, который тоже преподавал кото.

Организаторы

Несколько месяцев над этим мероприятием работала отличная команда. Ведущий - Horacio Curti, ассистенты - Ramon Humet, Stella Maris “Hawwa” Morales, José Vargas, Jim Franklin and Michael Soumei Coxall.

Фото

Кику Дэй

Майкл Хартли

Жан Франсуа Лагро

gwen

Видео

На испанском

Видео 1, Видео 2

Отчёт

1. Про организацию

На этой школе по-другому разделили уровни, был более понятен принцип деления:

Например, где какие пьесы:

2. Цитаты с урока Кику Дей

3. Цитаты с урока Какизакаи сенсея / базовые техники

Kari - можно делать наклон не straight, а в диагональ, тогда расстояние между амбушюром и утагучи остается тем же самым, а отверстие открыто больше, а именно это и дает нам эффект kari.

Можно косить глазами в сторону-вверх, чтобы получился наклон в диагональ. Это шутка. Но это работает

To get good Ro-dai-meri, use very hot air (показывает - как вы дуете в мороз на ладошки), думайте про горячий воздух.

Проверка/должен быть the same pitch: (Ha-Ro) –> (Ro-dai-meri - Ro)

Дуем Ro-buki вот так:

Смена октавы

4. Истории от Какизакаи сенсея

Tamuke - пьеса из средней части Японии, но мы не знаем, какой она [пьеса] была в то время, в древности. Это как с бриллиантами. Вот есть rough stone, в нем не узнать бриллиант, нужно много усилий to polish it. В древности у комусо были другие инструменты, очень грубые, сейчас они совсем другие. Комусо не использовали notation, они передавали playing в живом процессе - как ты играешь? - вот так - ага, я тоже - о, точно также получается, ага. Ну да, the same, but not really the same, slightly not the same, and it goes further and further from komuso to komuso. И вот мы имеем это самое Tamuke. Какое оно было тогда? Мы не знаем. Но мы знаем, что rough stone for Tamuke is from there.

Upd.: перечитала и засомневалась - возможно, пьеса не из средней части Японии, а из средневековой Японии, он потом ведь говорит о времени, а не о месте. Могла не ухватить фразу точно.

5. Истории от Какизакаи сенсея

Есть американцы в классе? Ученики-американцы порой ведут себя вот так. Учим пьесу. Приходит на урок: учитель, можно мне сменить пьесу? - М-м-м, нет, тебе надо ее еще поучить. В следующий раз приходит: учитель, можно?… - нет, надо еще поучить. Еще в следующий раз: ну учитель… - ну нет. И вот в какой-то раз я ему говорю: ну вот, давай, тебе можно сменить пьесу. - О, учитель, можно мне ее еще поучить?

Вы поняли? Он почувствовал, что там есть что-то еще. So deep, so deep, even deeper.

6. Базовые техники от Какизакаи сенсея

Как начинать звучание - не сразу с тем узким амбушюром, который вы хотите использовать для игры. Начинайте с более широкого амбушюра и постепенно (но не медленно) make it smaller, как будто вы сначала чуть-чуть waste air, но вы выигрываете в том, что так ваш вход получается более smooth, вы не начинаете с шума (noise), как это иногда бывает, когда вы сразу даете узкий амбушюр.

7. От Кику

Есть пьеса, и есть орнаментация. Be sure that you do something in the piece exactly because it absolutely must be there and not because it is your habit. Consciousness must be there all the time - what you do? Is it really needed to be here?

Если что-то делаешь, играя пьесу, делай это потому, что оно обязательно и непременно должно вот тут быть, а не потому, что ты так привык. Осознанность всегда должна присутствовать - что я делаю? А оно тут действительно нужно?

Hifumi-cho можно играть в kan - в качестве упражнения. Получается другая пьеса. Вместо ноты I играем Chi-no-meri.

8. От Какизакаи сенсея

Хорошая флейта учит тебя играть, показывает тебе, в каком направлении дуть. Ученик играл на флейте, которая была quite ok but not fully good. Then he played some time on a very good flute. When he returned to his old flute his playing was much better even on this not very ok flute.

9. От Какизакаи сенсея

При игре на Сякухати ты всегда меняешь тон и ты все время должен осознавать эту смену от холодного воздуха к горячему. Ноты meri - это hot air.

10. Занятие Sound improvement / Какизакаи сенсей

Куда идет воздух Soto-buki - 80% воздуха наружу/ Chi-buki - 80% воздуха внутрь флейты. Проверка - можешь ли, дуя в флейту, затушить свечу? Сам Какизакаи сенсей - soto-buki игрок.

Ученик все никак не мог добиться хорошего звука. И вдруг - оп-па - зазвучал хорошо так. Ты что такое сделал, что у тебя такой хороший звук? - Я перестал с вами состязаться, учитель. (I gave up trying to defeat you by my sound).

11. Какизакаи сенсей / урок Honshirabe

В этом стиле игры мы не используем вибрато. Звук очень стабильный. Пьеса очень простая, и ее очень трудно играть. Smooth endings, melting into silence. Очень мягкие окончания, тающие в тишине. Вход без акцентов, это не Kinko.*Но вход сильный, толчком - используйте мышцы живота, как в каратэ. Изменение громкости - громче - между нотами.

Muraiki - не обязательно strong air blow, это просто смена характера звучания - change tone color - упереть кончик языка в низ зубов и поднять язык горбиком. Когда это получится, можно еще добавить strong blow. Это техника для выражения чего-то сильного, мощного.

12. Еще про Honshirabe / Какизакаи сенсей

Это такая хитрая пьеса. Она простая. И вот опытный игрок или учитель так просто сыграет ее, ну вот так [показывает, аккуратно следуя нотации]. Плоско получилось, да? Вы видите? Ну так, довольно плоско, да? [использует слово flat] А ученик вложит в игру всю свою страсть, возможно, ошибаясь в регистрах и все такое, но он будет звучать ооочень выразительно и - красиво. То есть с этой простой пьесой опытный учитель очень рискует. Ученик может превзойти учителя. [улыбается]

13. Мимоходом, техническое / Какизакаи сенсей

Если в Ha-Ro открыты 2-4-5 - это Kinko. В KSK Honkyoku в Ha-Ro открыты 2-5, и акценты на повторяющемся Ro делаем на первом отверстии. Tsu-Re из трех звуков - это тоже Kinko.

14. Истории от Какизакаи сенсея

У меня был ученик, он жил в Боулдере, США, работал на ФБР, что-то такое с взрывчатыми веществами. Когда что-то взрывается, то вещество потом рассеивается [diffuse] в воздухе. И при игре на Сякухати у нас есть такая идея, такой образ, что звук в конце фразы рассеивается.

Когда этот ученик выходил на сцену, чтобы играть пьесу, он очень волновался, прямо трясся вот так [смешно показывает с гримасой, судорожно сжимая флейту двумя кулаками]. Вы понимаете, для кого-то Сякухати может быть опаснее, чем бомба.

15. Судорожные заметки на уроке San'ya / Какизакаи сенсей

[показывает пьесу целиком, темп довольно быстрый]

Ni-no-ha - open 2, 5

Go-no-ha - all closed, shadow 5, and meri

16. Гуннар рассказывает про свою диссертацию, иногда апеллирует к Какизакаи сенсею

Гуннар: учителя отбивают ритм [clapping beat marks] даже в Honkyoku. Что ты скажешь?

Какизакаи сенсей: это вопрос Ma. To make the sound in a most necessary moment, where it really should be, after a pause or after raising volume and keeping it while raising, not at the same level, like in San'ya in the end of phrases.

Произвести звук в самый нужный, в самый правильный момент, после паузы или после того как вы увеличиваете громкость и удерживаете звук при увеличении громкости, а не просто на том же самом уровне, ну вспомните, как мы делаем в пьесе San'ya.

Гуннар: вы любите Honkyoku. Вы можете также играть Sankyoku. В Honkyoku пьесы могут быть очень длинные, *но они более медленные, и проще контролировать дыхание [you have much better breath control]. И Honkyoku и Sankyoku поддерживают друг друга. Вы играете Sankyoku, потом возвращаетесь к Honkyoku и вдруг видите, что ваше Honkyoku стало гораздо лучще. Что ты думаешь об этом?

*Какизакаи сенсей: мой учитель играет Honkyoku. Sankyoku… m-m-m… very little. So I play mostly Honkyoku, a lot of Honkyoku. Sankyoku… I can, but I do not play it so much. I agree with you.

17.*Какизакаи сенсей

Если бог тебя попросит, бог сякухати или какой-то другой из твоих богов, ну вот если он попросит - сыграй для меня на сякухати, давай, просто покажи мне, что ты там делаешь, в чем упражняешься - что ты сделаешь тогда? Что ты ему покажешь? Какую песню, какую ноту ты сыграешь, чтобы угодить своему богу? И, конечно, чтобы угодить своему учителю. Ты должен оттачивать свой звук [you must polish your sound]. Каждый твой звук, каждая твоя песня должны быть такими, как будто это последний звук, последняя песня в твоей жизни, как будто больше не будет ни песен, ни звуков. И тогда они там [показывает взглядом наверх], может быть, дадут тебе еще один шанс, потому что им понравится твой звук.

(Какизакаи сенсей, конечно же)

18. Какизакаи сенсей - ритм хонкёку

В Honkyoku есть ритм, но это не counting rhythm, это труднее, чем counting rhythm [ритм, который отсчитывают или отбивают хлопками - раз-два-три]. Это нельзя объяснить. Лучше всего играть пьесу вместе с учителем и видеть, чувствовать, какова длина его нот.

(Какизакаи сенсей)

19. Какизакаи сенсей - пьеса Коку

Какизакаи сенсей играл пьесу Koku вместе с учителем 2-3 раза в месяц на протяжении примерно двух с половиной лет. После этого учитель сказал - ну вот, можно поменять пьесу.

20. Гуннар

Первые пять лет ты никто, потом ты получаешь свой статус Shihan и тогда получаешь право называться учеником, и тогда уже оттачиваешь то, что ты можешь делать [and then you polish what you can do]. This is my vision. [улыбается]

21. Пьеса Yamagoe, Какизакаи сенсей

KSK Honkyoku, уровень Advanced

Присутствую на уроке, записываю, не играю.

Упражнение - играть Tsu-Re с Muraiki, Tsu в otsu, Re в kan.

Раскачивание нот - Ri, Ri-meri, Ri, Ri-meri- ноты meri играются громче и тяжелее.

22. Треп в перерыве

У современных японцев образ сякухати - это что-то старое, out-of-date, очень трудный инструмент, сидит такой монах непонятный, что-то там губами шевелит. Я удивлюсь, если в классе вдруг окажутся молодые японцы.

К звуку бывает разное отношение. Типа, это из дзен-буддизма, это не музыка вообще, это не про мелодию, как звучишь, так и правильно, вроде как можно не заботиться о благозвучии [tuning]. Кто-то услышит, отреагирует - ой, что это такое звучит странное? [морщится в недоуменной гримасе] - все нормально, это музыка дзен-буддизма, ты не в теме. Ну то есть его звучание нравится только ему самому, тому, кто играет. Так тоже можно, но тогда, наверное, пусть он играет для самого себя, а не собирает аудиторию. (Это было в ответ на рассказ ученика об одном кренделе из Германии, который назвался последователем секты Фуке, делает флейты левой ногой и обучает, утверждая, что вот это и есть истинный дзен).

23. Практика Ро-буки

Утром играем индивидуальное Ro-buki - один за другим, передавать звук - следующий вступает, когда предыдущий еще не закончил, когда звук is still here. Yokoyama Katsuya это часто практиковал, подходил близко к каждому ученику на уроке, смотрел на его амбушюр и все такое, корректировал.

24. Tamuke - второе занятие - Какизакаи сенсей

Окончание вашего Ro-buki - как будто окончание первой строчки Tamuke.

В Ro-buki для начала звучания - горячий воздух. Не меняйте высоту звука. Должен быть ровный звук, сохраняйте высоту до конца звучания. Заметил и пресек мое за-kari-вание, которое я радостно и всегда практикую во время Ro-buki. Это неправильно, это bad habit.

Еще одна bad habit - ноту Tsu-meri лучше приоткрывать снизу, подтягивая палец вверх, это добавляет движение типа meri. Если открывать отверстие сверху (как делаю обычно я) - это движение типа kari, но нам-то здесь надо meri.

25. Музей музыкальных инструментов

У них там очень хороший музей музыкальных инструментов. Проникла туда бесплатно, у меня же бейджик участника Школы. На входе попросили оставить рюкзак в ящике под замком - "ы-ы-ы… Как же так… Там мои вещи… Они мне нужны… Я буду некомфортно себя чувствовать…" - "Ну если так, можете пройти, только аккуратно". Конечно же, я буду аккуратно. Нигде не увидела объявления о порядке фотографирования и наделала телефонофоточек, потом куда-нибудь их вставлю, сейчас с телефона не получается.

Тут же в музее в рамках программы Школы - конференция про японскую музыку и сякухати, только все на испанском, без перевода. Подумала и осталась. Ведь мы тут про музыку, про звуки, и почему бы не послушать звуки испанской речи.

La musica, koto, shakuhachi, anyos, para concerto, con elemento, calmo, un potento, al spirito [Горацио показывает разные инструменты, показывает, похоже, характер движений персонажей из театральных представлений, получается странная пантомима] bamboo, la parte, sonida, l'entro, particulare, puro, romantico, che bueno, el sonore, pentatonica, el fragmento, l'importante, samo strando, muchas gracias, ну, это уже понятно.

Текст редактируется!