По материалам форума "Сякухати в России" (http://shakuhachi.ru/forum)
Автор и составитель отчёта: Андрей Жилин (http://shakuhachi.ru/users:george_debug)
Андрей, большая тебе БЛАГОДАРНОСТЬ за предоставленный отчёт.
Для меня событие началось немного заранее указанного срока. Мы прилетели в Токио 26 мая. На следующий день 27 мая я встречался с г-ном Агаром Ноири. Мы беседовали про Кётаку. 28 мая рано утром я отправился в известный всем любителям и профессионалам магазин Mejiro Japan (http://mejiro-japan.com). Я давно уже мечтал посетить это место. Сколько раз я заказывал оттуда пластиковые сякухати Ю, ноты, флейты Нокан И Рютэки, инструменты для изготовления сякухати и прочие весьма полезные вещи. И вот, наконец-то я оказался там сам! Я всегда думал, судя по ассортименту, что это огромный магазин с множеством комнат. На самом деле помещение оказалось по нашим меркам весьма скромным. Однако по японским меркам нормальным.
30 мая состоялся концерт исполнителей на флейте Хитоёгири. В наше время эта флейта стала редкостью. В Японии эта традиция до сих пор живёт и сохраняется. Мне концерт был интересен с точки зрения истории традиционной музыки. Дело в том, что флейта Хитоёгири использовалась в Японии с древних времён, и она, может быть, даже является ровестницей сякухати. А может быть, и старше её. Флейта имеет также 5 отверстий и скос, однако звук её тише и нежнее, чем у сякухати. До посещений концерта я думал, что флейта использовалась только сольно. Однако, я убедился в обратном.
Аудио-запись концерта хитоёгири - http://video.yandex.ru/users/andrewjilin/view/117/
Программа концерта в ПДФ - http://shakuhachi.ru/forum/attachment.php?attachmentid=379&d=1339585106
Нам очень повезло с расположением нашего хостела в Киото. Он находился в получасе ходьбы от храмового комплекса Тофукудзи, в состав которого входит храм Мёандзи. Храм Света и Тьмы известен всем, кто интересуется сякухати. После реставрации Мейдзи и запрета ордена Комусо это - единственный храм, в котором поддерживается традиция монашеской игры на сякухати. В этом храме 3-го июня был проведен 114-ый Суйдзенкай. С 8-30 утра и до полуночи исполняется весь репертуар храма Мёан. Мне посчастливилось побывать на этом мероприятии и даже кое-что записать. Об этом я расскажу позднее. А пока несколько снимков.
Первый урок, на который я попал, проводил всемирно известный Райли Кохо Ли. Сенсей разбирал пьесу Рюхэй в двух частях. Я немного опоздал к началу, и мне пришлось немого подождать перед дверями аудитории. Сначала Райли сан сыграл первую часть, потом остановился и позволил зайти всем опоздавшим. Затем продолжил играть вторую часть. После этого мы разбирали фразу за фразой, а в конце сыграли всё произведение вместе. Пьеса принадлежит к школе Чикухо Рю и содержит некоторые аппликатурный премудрости. В нотах я старался делать как можно больше пометок. Ноты у меня, конечно же, есть в сканированном виде. Весь мастер-класс с момента моего появления я записал на диктофон.
Аудио запись с занятия: http://video.yandex.ru/users/andrewjilin/view/118/#
В тот же день перед посещением занятий у меня было свободное время, и я решил заехать в Киото в музыкальный магазин, где продаются сямисэны. Меня больше всего интересовал Цугару сямисэн. Однако в том месте были в основном Дзиута и Нагаута сямисэны. Правда, был один цугару, но он нуждался в починке. Там была порвана кожа на деке. Хозяин магазина пообещал сделать инструмент через неделю и назвал цену. Для цугару сямисэна цена в 128 000 йен вполне приемлемая. Но для меня всё же это было дорого. В отделе нот было много интересного. Из всего многообразия я купил ноты минъё для сякухати и современный дуэт для сякухати и сямисэна, а также два диска с музыкой Нагаута и Цугару. Я попросил хозяина разрешения фотографировать, и он согласился. Выкладываю некоторые фотографии. А потом я зашел в ещё одно место в большом торговом центре. И там тоже были только дзиута и нагаута сямисэны и четыре кото.
Расскажу про следующее занятие, на котором мне посчастливилось побывать. Вел урок Сакай Сёдо (酒井松道, Sakai Shodo). Тема занятия - Мёан Синпо Рю и чтение старинной нотации для сякухати. Дело в том, что перед началом урока прямо у входа в класс ученику за скромную плату в 100 йен выдавались ноты и аппликатура. Я ужаснулся, когда я заглянул в ноты. Там не было ни одного привычного обозначения для сякухати!!! Вместо привычных знаков катаканы были совсем другие. Например, пьеса начиналась с ноты Я (ヤ). Кроме того, в нотах встречались знаки Пи (ピ) и Ю (ユ). Это ввело меня в ступор, как и многих присутствующих. Хорошо, что рядом на листке с аппликатурой были даны необходимые пояснения (см. ниже). В этой пьеса я почувствовал такие глубокие корни Хонкёку уводящие в Китай! Вообще, не так много известно про Мёан Синпо Рю. Есть некоторые переводы с английского (1), сведений от носителей традиции и того меньше. Занятие длилось около полутора часов. Сначала мы разбирали каждую фразу, а затем сыграли все вместе. Сенсей говорил на японском, а переводил и давал некоторые комментарии Райли Ли (см. фото). Пьеса называлась Shinseki Reiho (2). Подводя итог, я могу сказать, что я обязательно разберу это Хонкёку, и буду исполнять его. А ещё мне очень повезло!
Ауидо-запись: http://video.yandex.ru/users/andrewjilin/view/119/#
明暗真法流 「真跡鈴法」
古譜(フホウエヤ譜)にチャレンジ
Shinseki Reiho, Myoan Shimpo-ryu Honkyoku
В Киото мы посетили парк Арасияма с известной на весь мир бамбуковой тропинкой. Конечно же, я не удержался и немного поиграл там. А заодно сделал несколько кадров с моей флейтой.
В течение всего фестиваля с 1 по 4 июня в здании Kyoto Art Center на первом этаже проводилась ярмарка сякухати. Там было порядка 10 разных мастеров с совершенно разными флейтами. Это был просто рай для меня! В этом зале стояла такая какофония, что иногда это даже утомляло. Однако перед выступлением там можно было разыгрываться в полноую мощь, что я и сделал. Так вот, возвращаясь к ярмарке. Столько разных флейт и известных людей в одном месте я ещё не видел. У одного из производителей я купил флейту 2.0, фото и звук я выложу в следующих главах, а пока несколько фотографий с комментариями. У некоторых мастеров были вот такие флейты. От первого до четвертого отверстия был сделан срез. Это характерно для самых недорогих флейт.
Итидзё Кобояси (Ichijo Koboyashi) - флейты этого мастера одни из самых качественных концертных инструментов (на мой любительский взгляд). Цены у него не самые высокие, однако всё-таки весьма приличные. У меня есть две его флейты, которые я получил через Марко Лиенхарда. Качество отменное!
Его джазовое высочество Джон Кайзан Нептун
И еще фото
А эта фотография была сделана на острове Миядзима после того, как я немного поиграл оленю. Он стоял в далеке и слушал мелодию. После того, как я доиграл, он постоял ещё немного и в задумчивости пошел в сторону гор.
Из всех мероприятий фестиваля я попытался выбрать самые интересные и посетить их. Про занятия и концерт Хитоёгири я уже написал. Осталось описать ещё три интересных события. Первое - это концерт китайской группы на сякухати. Известно, что сякухати пришла в Японию из Китая. Однако это был не тот инструмент, который мы знаем сейчас как сякухати. И музыка для китайской сякухати была другой. Поэтому было интересно посетить именно этот концерт. Китайцы начали с того, чем мы обычно заканчиваем. Первым звучал Кёрэй. Колокольчик пустоты считается самой древней пьесой дошедшей до наших времён. Так странно было слышать пьесу первой. Далее прозвучали некоторые китайские мелодии, а также японская классика. У музыкантов была какая-то особенная подача звука, мягкая и твердая одновременно. Выкладываю ссылку на аудио-запись концерта и скан с брошюры повествующей о деятельности китайской группы сякухати.
Аудио: http://video.yandex.ru/users/andrewjilin/view/120/#
Скан (в ПДФ): http://shakuhachi.ru/_media/events:2012:wsf2012:shakuhachi_in_china.pdf
Второе важнейшее событие фестиваля - это сто четырнадцатый суйзенкай в храме Мёандзи в Киото. Храм Мёандзи - это единственный действующий буддистский храм ветви Риндзай, в котором до сих пор сохраняется та самая традиция храмовой игры на сякухати. Здесь сякухати - это не музыка, не развлечение, а серьёзная духовная практика, заменяющая собой все остальные привычные храмовые практики (дзадзен, мондо и так далее). Суйзенкай - это один день в году, когда в храме исполняется весь репертуар школы Тайзан Ха, которая на данный момент является официальной программой храма Мёан. Список пьес, которые звучали в этот день с 8-30 утра до полночи опубликован на сайте фестиваля http://2012wsf.info/myoanji2.html. Мне повезло, потому что я пришел в храм первый. Было 8 часов утра, внутренний зал для медитаций был уже открыт, операторы расставляли камеры и микрофоны. Пока все собирались я робко сделал пару фотографий в пустом зале. Сверху над алтарём висели портреты и фотографии настоятелей храма, справа от алтаря стояла огромная чаша и специальная деревянная лягушка для отсчёта ритма во время чтения сутр, в глубине алтаря стояла безмолвная фигура основателя традиции сякухати Фуке. Вскоре начали собираться люди, из-за ширм послышались первые звуки флейт. Игроки разминались. В 8-50 церемония началась. Сначала настоятель храма вместе со всеми прочитали Сутру Сердца, насколько я смог разобрать, и после этого мантру Фуке (см. аудиозапись). После этого все вместе исполнили пьесу Choshi. Церемонию продолжил нынешний настоятель храма Hoan Kojima. Он исполнил пьесу Koku. Далее каждый исполнял по одной пьесе согласно расписания. К сожалению, я не мог быть там весь день, потому как у меня была запланирована встреча с моим учителем, и мне пришлось уйти. Однако ощущение того, что я прикоснулся к истории сякухати до сих пор не покидает меня.
Аудио-запись Мантры и Choshi: http://video.yandex.ru/users/andrewjilin/view/122/#
Аудио-запись с остальными пьесами: http://video.yandex.ru/users/andrewjilin/view/123/#
Матушек тут случайно затесался :)
4 июня в 13-00 выступала первая группа европейцев. Со мной в этот день на одной сцене играли Армин Лохбек, Сергей Максименко, Джеймс Лонг и Джоук Фердульд. Я приехал на место немного по-раньше для того, чтобы разыграться. Разыгрывался я как раз на первом этаже Kyoto Art Center. Там, как я уже писал, была ярмарка сякухати и стояла такая какофония, что можно было играть в полную силу и абсолютно никому не мешать. Так я провел сорок минут. И вот после такой долгой разминки я немного отвлёкся, а когда снова попробовал извлечь звук, звука не пошел. То есть вообще не пошел. Я уже успел испугаться, что не смогу играть! Однако по опыту я вспомнил такую проблему и до начала выступления вообще не прикасался к флейте. Дело было в том, что я разминался очень громко и перенапряг мышцы губ. В таких случаях стоит отдохнуть 20-30 минут и не играть совсем. В конце концов перед самым выходом на сцену я попробовал поиграть, и звук получился! Отыграл я неплохо, на мой взгляд. Конечно не без шероховатостей, и работа ещё предстоит большая по формированию именно сякухатного звука. Однако я остался доволен своим выступлением (см. видео ниже). Это пьеса моего сочинения, называется она "Орлиная песня" или "Washi no Uta".
Видео: http://youtu.be/h4pHsBN-rmk
И еще немного Фото
Из Киото мы поехали на два дня в Хиросиму. Посетили там музей мира, посвященный атомной бомбардировке. Об этом я напишу как-нибудь отдельно. А после Хиросимы наш путь лежал на Кюсю, в город Кумамото. Этот город был выбран не случайно. Мы специально проложили свой маршрут через него. Главной целью посещения Кумамото был не известный замок, а дом нынешнего главы школы кётаку - Корю Нисимуры. За долго до начала поездки при помощи Агара мы договорились о визите к Корю сенсею. На вокзале нас встретил Сузуки сан, ученик Корю. Оттуда на трамвае мы отправились домой к мастеру. Дом Корю находится на остановке "Suizen Ji" или "Парк СуйДзен". Интересное совпадение, что дисциплина монахов Комусо так же называлась Suizen (Суйдзен или Дующий Дзен). Однако здесь чистое совпадение, потому как название парка записывается совсем другими иероглифами, и сходство здесь чисто фонетическое! Корю сан встретил нас в хорошем расположении духа и пригласил войти. Мы расположились в одной из комнат дома, как раз у алтаря. После короткой беседы, в которой я попытался выразить своё уважение к сенсею и к кётаку, мы начали играть. Корю показывал разные флейты кётаку и рассказывал про них. Мне удалось попробовать извлечь звук из флейты длинной 3.0. До первого отверстия этой флейты (отверстия считаются от корня) мои пальцы не доставали. Потом разговор зашел о пьесах Кётаку. Мы втроём сыграли Hi Fu Mi и Kyo Choshi. Сенсей также показал книгу о Коку Нисимуре, которую я потом приобрёл, сборник нот Кётаку и пьесы отца. Дело в том, что основатель школы Коку Нисимура помимо пьес Хонкёку добавил в репертуар школы ещё 16 пьес собственного сочинения. Две из них сенсей разрешил мне скопировать и практиковать дома - это Соэ и Моэ. Эти же пьесы мы разбирали два года назад, когда Корю и Агар приезжали в Москву. Кроме того, с разрешения сенсея я скопировал Hi Fu Mi и Kyo Choshi для домашнего изучения. Корю сан сказал, что на первое время этого должно хватить. Кстати, Агар сенсей также сказал, что этих двух пьес (Hi Fu Mi и Kyo Choshi) хватит на первые несколько лет обучения. Дело в том, что для кётаку используется другая подача звука, и этому уделяется в школе особое внимание. Время требуется именно для того, чтобы научиться извлекать правильный звук. Жаль, что мы пробыли в гостях не так много и в этот же день нам предстоял ещё 4-х часовой путь до последнего места нашей долгой поездки - в горы! Корю сан был настолько любезен, что попросил своего сына отвезти нас до вокзала. Если бы не это, то мы опоздали бы на своей поезд и нам пришлось бы прождать следующего три с половиной часа. Есть люди, которые заряжают меня позитивной энергией. Корю Нисимура сенсей как раз относиться к таким людям.
После посещения главы школы Кётаку Корю Нисимуры сана мы отправились в последнюю точку нашего пути - местечко Курокава. Курокава - это удивительные горячие горные источники. В таких местах ощущается особенное спокойствие и вдохновение. Получилось так, что после отъезда из Киото к нашей компании присоединилась одна флейта. Это была флейта "Открывающая врата" мастера БАмбу. У этой флейты длинная история, которую лучше всего расскажет сам мастер. Давно уже у меня в голове был один музыкальный отрывок. На Миядзиме я бродил по отливу, смотрел на горы и на Тории, и наигрывал его. Потом в Курокаве попробовал сыграть его же на большой флейте 2.6. Так родилась пьеса "Курокава но Сирабэ", но так же мне приятно называть её и "Миядзима но кёку", поскольку одна её часть проявилась на Миядзиме, а вторая часть пришла в Курокава. Послушайте эту запись. Надеюсь, через эту запись Вы почувствуете тот покой и умиротворенность, которые испытывал и я в тех местах. Ниже выкладываю также фотографии тех мест. Это заключительная часть отчёта о моей долгой и такой насыщенной чудесами поездке в Японию.