Содержание

Аппликатура Тикухо-Рю

Гамма «ФУ-ХО-У-Э-Я»

Для записи аппликатуры школы Тикухо-Рю используется музыкальная гамма «ФУ-ХО-У-Э-Я» (Fu-Ho-U-E-Ya)

На своём сайте Райли Ли пишет, что единственная теория того, почему стали использовать кана (1) для записи обозначения сякухати звучит приблизительно так.

(1) Кана́ (яп. 仮名) — японская слоговая азбука, существующая в двух графических формах: катакана и хирагана

Самая ранняя нотация, использующая кана «ФУ», «ХО», «У», «Э», «Я», «И» датируется приблизительно 1600м годом. Эти кана были выбраны потому, что они напоминали хриплые или ветреные звуки соло-сякухати. В тот период времени на сякухати играли не только соло, а сольными мелодиями были преимущественно хонкёку.

Стиль записи музыкальной гаммы «ФУ-ХО-У-Э-Я» до сих пор используют некоторые линии передачи, в частности в нотной системе обозначений Тикухо-Рю. Ватадзуми Досо так же использовал эти кана для записи нотами своих хонкёку. Кана, используемые в обозначениях Кинко, т. е. «РО-ЦУ-РЭ-ТИ-РИ» (в случае с нотацией Тодзан — это «РО-ЦУ-РЭ-ТИ-ХА») появились в 18-ом веке, когда разрабатывалась нотация для Кинко. Эти кана были выбраны потому, что в те времена на сякухати стали играть всё чаще и чаще вместе с кото и сямисэн, а звучание этих кана напоминает звуки вибрации, которые издавали эти инструменты, когда их струны щипали или по ним ударяли медиатором.

Вывод, который сделали игроки сякухати, использующие систему нотной записи «ФУ-ХО-У-Э-Я» состоит в том, что эта система больше подходит для хонкёку, т. к. эта система записи является более старой (2), и поэтому является лучшей, нежели система «РО-ЦУ-РЭ-ТИ-РИ».

(2) Стиль нотной записи «ФУ-ХО-У-Э-Я» восходит ко времени под названием Южная Сун эпоха (1141 — 1285). Кроме того, название каждой ноты несёт в себе определённый смысл. Для примера возьмём «ФУ». Она происходит от китайского иероглифа «凡», который относится ко всем вещам, существующим во Вселенной.
Название «ХО» происходит от китайского иероглифа «合»,
«У» — от «五»,
«Э» — от «也»,
«Я» — от «乙», и
«И» — от «一».

В качестве названия нот используется китайский способ чтения иероглифа. Эти китайские иероглифы были получены из музыкальной теории эпохи Южной Сун.

Однако 99% сякухати исполнителей, пользующихся системой «РО-ЦУ-РЭ-ТИ-РИ» считают, что эта информация является не очень значительной, и не важно, какую кана использовать, так как это не влияет на музыку хонкёку или какую-то другую мелодию (только если, как отметил Майкл Голд, вы не поёте ноты), и, в любом случае, более старое — не обязательно более лучшее.

Пример записи пьесы в нотации Тикухо-Рю

Источники