Содержание

КАК ИГРАТЬ КЛАССИЧЕСКИЕ [ПЬЕСЫ] СЯКУХАТИ

.


Перевод: М.Наталья


.

Эта книга является первой в серии учебных пособий, предназначенных для обучения игроков среднего и продвинутого уровня тонкостям сякухати хонкёку. Особое внимание Танигути уделяет деталям и нюансам и дополняет многочисленными диаграммами, иллюстрациями и обозначениями. Все рисунки авторские.

Данное руководство разделено на 3 части. Первая часть содержит главы (разделы), которые включают сведения об особенных техниках, используемых в музыке хонкёку. Объясняются принципы мэри-кари, объясняется, как играть ноты в положении кари, тю-мэри, мэри, дай-мэри. Рассматривается примеры, когда ноты имеют одинаковую тональность и различные символические обозначения. Также первая часть содержит основные аппликатуры вместе с пояснениями. Вторая часть руководства рассматривает техники Наяси, а также основные стратегии практического обучения. Обозначения в символах Эдо но Комори Ута представляется, как часть исследования. Третья часть содержит ноты для классических сякухати хонкёку пьес Хонсирабэ, Тамукэ и Сика но Тонэ.

Краткое содержание

Раздел 1

Этот раздел представляет собой справочную информацию, иллюстрирующую особые ноты, обычно это производные полного тона, тю-мэри, мэри, дай-мэри, тональности с одинаковой высотой но различными обозначениями, важные секвенциальные модели, основные аппликатуры и объяснения к ним.

Секве́нция (позднелат. sequentia — последовательность) в технике музыкальной композиции — приём, который сводится к последовательному повторению данной мелодической фразы или гармонического оборота на другой высоте.

Раздел 2

Этот раздел включает в себя объяснение методов Наяси, базовых техник практического обучения и ноты колыбельной Эдо но Комори Ута.

Раздел 3

Этот раздел содержит партитуры классических пьес сякухати хонкёку – Хонсирабэ, Тамукэ, Сика но Тонэ

Бонус

Партитура пьесы Кумоидзиси


ВВЕДЕНИЕ

«Классические Сякухати» в названии здесь используются для обозначения музыки комусо, которые были переданы позже через г-на Ватазумидо и г-на Ёкояма Кацуя. Я искреннее выражаю благодарность в знак признания и чувства долга перед этими двумя людьми которые пронесли эти сокровища сквозь свои большие усилия, которые позволили стать хонкёку такими доступными.

Эта книга была написана как руководство по техникам исполнения, которое можно использовать в классе (додзё) при изучении классических пьес сякухати под руководством мастера/учителя. Не смотря на то что очень многое в музыке сякухати может быть получено через исин-дэнсин, через прямую передачу от сердца к сердцу, серьёзные ученики могут предметно ознакомиться с этой информацией, чтобы улучшить свои навыки игры, а так же повышать свой опыт, если возможность обучаться с учителем у них реализована.

Следует понимать, что примеры, приведённые в этой книге — это всего лишь примеры. Каждая сякухати — это уникальный инструмент, и каждый игрок — это уникальная личностью, что само собой разумеется. Поэтому мы слышим много различий в исполнении даже в рамках одной традиции.

Кроме того нужно помнить, что нет такого понятия, как «идеальная» сякухати. Но для обеспечения большего успеха необходимо использовать сякухати, которые были сделаны для исполнения классических произведений, и это была основная цель производителя сякухати. После того как вы попытаетесь освоить эти методы если у вас появятся сомнения нужно обратиться за помощью к вашему мастеру/учителю. Сякухати на которых вы не сможете применить эти техники только создадут у вас разочарование в классической сякухати музыке.

РАЗДЕЛ 1 — справочный

Все фото кликабельны!

Раздел 1 является справочным разделом. В нём проиллюстрированы различные звуки, тональности равной высоты и их аппликатуры. Тональности в диапазоне оцу отображаются на правой стороне страницы, тональности той же высоты диапазона кан отражаются на левой стороне страницы. Следует отметить, что тут надо быть внимательным, потому что зачастую используются различные аппликатуры для получения одного и того же тона в диапазонах оцу и кан. Особое внимание уделяется примерам, изложенным в рамках. Всегда обращайте внимание на положение подбородка — стандартное положение, мэри или дай-мэри ниже, чем положение дай-кари или кари. Корректировка положения подбородка делается насколько возможно, но существуют вариации в степени подъёма и опускания подбородка из-за уникальности конструкции каждой отдельно взятой сякухати.

  • Ro - РО
  • Ro no meri — РО но мэри
  • Ro no dai meri — РО но дай мэри
  • i - И
  • Go no hi - Го но ХИ
  • Ri - РИ
  • or - или
  • with chin very down — подбородок сильно опущен
  • the same pitch — высота тона
  • Западные обозначения: D - Ре

На правой стороне показано, что РО играется в диапазоне оцу, на левой стороне картинки показано как РО играется в кан. Высота тона Кан но РО (Ре) такая же, как и у Го но ХИ и у И. Не смотря на то, что эти высота тона у этих нот одинаковая — их звук абсолютно разный.

Техники НИОРИ МЭРИ и ДАЙ МЭРИ

РО, РО но мэри и РО но Дай-мэри

РО, РО но мэри и РО но Дай-мэри - это хороший пример Ниори. «Ни» переводится как «два», а «Ори» – «снижение». Практически это означает, что если подбородок опустить ниже в два раза, то в результате высота звука понижается на 2,5 тона. В нормальном положении мы играем РО, если мы слегка опустим подбородок, то получим РО мэри, если мы опустим подбородок еще сильнее, то получим РО но Дай-мэри. РО но Дай-мэри по высоте тона эквивалентно РИ (в западных обозначениях - До).

  • Ha – ХА
  • Go no ha – ГО но ХА
  • Go no hi – ГО но ХИ
  • i – И
  • or – или
  • the 5th hole about 1mm open – 5е отверстие приоткрыто на 1мм
  • with chin down – подбородок опущен
  • with chin very down – подбородок сильно опущен
  • 皆 (мина) — все
  • Западные обозначения: D – Ре

В верхней части страницы мы видим, что у ХА, ГО но ХА, ГО но ХИ одинаковая тональность – Ре. При этом их можно передать с помощью четырёх различных аппликатур. Всё должно быть опробовано опытным путём, так как это было найдено в классических хонкёку. В рамке слева выделены исполнение Минна но ХА и Си ГО но ХА в регистре оцу (мэри), а также исполнение ХА и Си ГО но ХА в регистре кан (глубокое мэри).

ЦУ но мэри, ЦУ но Тю-мэри, САН но ХА, ТА, НИ СИ ГО но ХА

  • the same pitch — высота тона
  • with chin down – подбородок опущен
  • with chin up – подбородок поднят
  • Ni Go no Ha – НИ ГО но ХА
  • Ni Shi Go no Ha – НИ СИ ГО но ХА
  • Ta – ТА
  • San no Ha – САН но ХА
  • Tsu no meri – ЦУ но мэри
  • Shi no Ha – СИ но ХА
  • Tsu no Chu meri – ЦУ но Тю мэри
  • ICHI – ИТИ
  • NI – НИ
  • SAN – САН
  • SHI or YON – СИ или ЁН
  • GO – ГО

Западные обозначения:

  • D# – Ре диез
  • E - Ми

На этой странице показана аппликатура для ЦУ но мэри и ЦУ но тю-мэри. САН но ХА, ТА, НИ СИ ГО но ХА играются в положении кари. Ноты, отмеченные в рамке, а именно НИ СИ ГО но ХА и НИ ГО но ХА играются в положении мэри. Все эти аппликатуры легко играть если чуть изменить угол наклона подбородка.

Многие символы в японской нотации — это цифры, как таковые, например НИ СИ ГО но ХА и САН но ХА. Поэтому в рамке слева (внизу) представлены цифры 1-5, а так же их чтение.

  • Tsu – ЦУ
  • Tsu no meri – ЦУ но мэри
  • Tsu no Сhu meri – ЦУ но Тю мэри
  • Tsu no dai meri – ЦУ но дай мэри
  • Re no meri — РЭ но мэри
  • with chin down – подбородок опущен
  • with chin very down – подбородок сильно опущен
  • with chin very up – подбородок сильно поднят
  • the same pitch — высота тона
  • the 1st hole 1mm open – 1е отверстие приоткрыто на 1мм
  • the 1st hole 2mm open – 1е отверстие приоткрыто на 2мм

Западные обозначения:

  • D – Ре
  • D# – Ре диез
  • E - Ми
  • F - Фа

Здесь представлено специфическое чтение для ЦУ но мэри (в рамке), которое иллюстрируется обозначением с кружком сверху справа от ЦУ. Этот звук играется в положении мэри и звучит гораздо мощнее, нежели обычное ЦУ но мэри. Пример такого типа ЦУ но мэри можно найти в пьесе Тамукэ (см. далее).

РЭ, РЭ но Тю мэри, РЭ но мэри

  • Re – РЭ
  • Re no Chu meri – РЭ но Тю мэри
  • Re no meri – РЭ но мэри
  • Tsu – ЦУ
  • with chin little down – подбородок слегка опущен
  • with chin very down – подбородок сильно опущен
  • the same pitch — высота тона

Западные обозначения:

  • G – Соль
  • F - Фа
  • F# - Фа диез

На данном рисунке демонстрируются РЭ, РЭ но Тю мэри и РЭ но мэри. Обратите внимание, что аппликатуры для получения тю мэри в диапазонах оцу и кан отличаются. Кан тю мэри можно исполнить быстро только если опустить подбородок и закрыть отверстие #1. Длинная последовательность начиная с У но САН и заканчивая РО (Кан но РО) создаёт мелодию, характерную для пьесы Цуру но Сугомори (см. ниже).

Схема нот сякухати и их западных эквивалентов

Это схема сякухати нот, перечисленных слева на право, начиная с РО но Дай мэри (оцу) и заканчивая ХИ (Дай-Кан) и их западными аппроксимациями.

Аппроксима́ция, или приближе́ние — научный метод, состоящий в замене одних объектов другими, в том или ином смысле близкими к исходным, но более простыми.

У, У но РЭ

  • U –У
  • U no Re –У но РЭ
  • Ru – РУ
  • Low octave only – Только в нижней октаве
  • with chin little down – подбородок слегка опущен
  • with chin very down – подбородок сильно опущен
  • with chin back – вернуть подбородок в исходное положение
  • with quickly chin up, down, up – быстро подбородок поднять, опустить, поднять
  • the same pitch — высота тона
  • For example approximately – пример аппроксимации

Западные обозначения:

  • G – Соль
  • G# – Соль диез

Здесь представлены 6 различных аппликатур для У. Последовательности У, У но РЭ встречаются в большом количестве классических хонкёку и вы легко найдёте аппликатуры, которые помогут вам создавать отличные звуки, которые необходимы для каждой конкретной пьесы. Например аппликатуру #5 часто используют для создания мура-ики (здесь У представлена в виде большого жирного символа), такого, который используется в Хонсирабэ (см. ниже).

ТИ, ТИ но мэри

  • Chi no meri or Chi – ТИ но мэри или ТИ
  • CHI RU TSU RU Sound techniques – музыкальная техника ТИ РУ ЦУ РУ
  • HI – ХИ
  • CHI – ТИ
  • RU – РУ
  • TSU – ЦУ
  • with chin little down – подбородок слегка опущен
  • with chin very down – подбородок сильно опущен
  • with chin down – подбородок опущен
  • with chin up – подбородок поднят
  • the same pitch — высота тона
  • the 1st hole about 60% open – 1е отверстие приоткрыто на 60%
  • about 2mm open – приоткрыть на 2мм
  • or - или

Западные обозначения:

  • G – Соль
  • G# – Соль диез

Это кан эквивалент У и У но РЭ. Последовательность ТИ-РУ/ЦУ-РУ в рамке играется справа налево. Её можно встретить в пьесах Сингэцу, Даха, Санъя, Укигумо и Фурин, и это названы только некоторые пьесы. На самом деле ТИ-мэри, следующая за ХИ часто играют с помощью аппликатуры #1 (на правой половине страницы), затем аппликатура меняется на #2, прежде чем сыграть звук РУ. Этот переход можно выполнить быстро не меняя высоту тона. Для этого надо опустить подбородок и одновременно изменить аппликатуру.

РИ, РИ но Тю мэри, РИ но мэри, РИ но Дай мэри, КОРО КОРО, ХОРО ХОРО, КАРА КАРА

  • Ri – РИ
  • Ri no meri – РИ но мэри
  • Ri no Chu meri – РИ но Тю мэри
  • Ri no Dai meri – РИ но Дай мэри
  • the same pitch — высота тона
  • with chin down – подбородок опущен
  • with chin very down – подбородок сильно опущен
  • Low octave only – Только в нижней октаве
  • Ko – КО
  • Ho – ХО
  • CoRoCoRo – КОРО КОРО
  • HoRoHoRo – ХОРО ХОРО
  • alternate the 1st hole strike the 2nd hole push – поочерёдно ударять по 1му отверстию, 2е закрывать
  • the 4th hole about 2mm open – 4е отверстие приоткрыто на 2мм

Западные обозначения:

  • А - Ля
  • Bb - Си бемоль
  • B - Си
  • С - До

Здесь представлены РИ, РИ но Тю мэри, РИ но мэри и РИ но Дай мэри. Все ноты, исполняемые в положениях мэри и дай-мэри имеют особые качества, и, можно сказать, что являются отличительной особенностью сякухати. РИ но мэри - это тон, которому, как правило, не уделяется достаточно внимания потому, что его достаточно легко играть. При исполнении этой ноты будьте осторожны и не открывайте отверстие #4 слишком сильно, поскольку степень мэри будет очень большой, и будет очень сложно опустить подбородок еще ниже, чтобы достичь положения дай-мэри. Обратите внимание на аппликатуру для РИ но мэри где отверстие #4 открыто и играется в очень глубоком положении мэри. Это используется достаточно эффективно в пьесе Соккан.

  • ICHI YON NO HI – ИТИ ЁН но ХИ
  • I – И
  • SAN NO U – САН но У
  • HI – ХИ
  • HI NO CHU MERI – ХИ но Тю мэри
  • HI NO MERI – ХИ но МЭРИ
  • HI NO DAI MERI – ХИ но Дай мэри
  • the same pitch — высота тона
  • High octave only – только в высокой октаве
  • with chin very down – подбородок сильно опущен
  • with chin down – подбородок опущен
  • with chin up – подбородок поднят
  • with chin very up – подбородок сильно поднят
  • KoRo KoRo – КОРО КОРО
  • KaRa KaRa – КАРА КАРА
  • the 1st hole 60% open – 1е отверстие приоткрыто на 60%
  • the 4th hole about 2mm open – 4е отверстие приоткрыто на 2мм
  • the 3th hole strike – удар по отверстию #3
  • the 1st hole – отверстие #1
  • the 2nd hole – отверстие #2
  • alternately open and close – попеременно открывать и закрывать
  • the 1st hole strike continuously – повторять удар по отверстию #1

Западные обозначения:

  • С - До
  • В – Си
  • Bb – Си бемоль
  • А – Ля

Обратите внимание, что САН но У и И играется в положении кари (с поднятым, а не опущенным подбородком), а ИТИ ЁН но ХИ исполняется в положении мэри и даёт ту же тональность. Последовательность ХИ, ТИ-мэри, РУ, И, ЦУ но мэри встречается в пьесе Коку.

Схема №1 - Базовая аппликатура

Эта схема должна исполнятся справа налево, смотрите объяснения в нижней части диаграммы:

РИподбородок находится в обычном положении
Упереместите подбородок немного вниз; положение мэри
У но РЭсместите подбородок сильнее вниз; положение дай-мэри
ЦУ но мэрифактически, поднимаем подбородок вверх немного в положение мэри
ЦУ но дай-мэрипонизьте немного подбородок снова в положение дай-мэри
РО но дай-мэривы должны получить высоту тона РИ просто закрыв отверстие #1 из положения ЦУ но дай-мэри, но вам может понадобиться опустить подбородок ещё больше если высота тона не падает до РИ, это будет зависеть от вашей сякухати
от РО но дай-мэри к РИпросто сделайте обратные шаги
от РО но дай-мэри к ЦУ но дай-мэриоткрыть немного отверстие #1; положение дай-мэри
к ЦУ но мэриприподннемите подбородок в положение мэри и открыойте отверстие #1 немного больше
к У но РЭзакройте отверстие #1, откройте отверстие #3 и опустите немного подбородок
к Уподнимите подбородок; положение мэри

  • Japanese Syllable – Японские Слоги
  • Romanization – Романизация
  • Shakuhachi Fingering – Аппликатура Сякухати
  • with chin little up – подбородок слегка приподнят
  • with chin little down – подбородок слегка опущен
  • with chin more down – подбородок сильно опущен
  • with chin very down – подбородок очень сильно опущен
  • the same pich – высота тона
  • RI – РИ
  • U – У
  • RU – РУ
  • U NO RE – У но РЭ
  • TSU NO MERI – ЦУ но мэри
  • TSU NO DAI MERI – ЦУ но дай мэри
  • RO NO DAI MERI – РО но дай мэри
  • about 1mm open – приоткрыть на 1 мм
  • about 2mm open – приоткрыть на 2 мм

Схема №2 - Базовая аппликатура

Эта схема должна исполнятся справа налево:

ХИподбородок в нормальном положении
ТИ но мэринемного снизьте подбородок; положение мэри
РУзакрыть отверстие #2
ЦУ но мэризакройте отверстие #3, отверстие #1 слегка открыто
ЦУ но дай мэриопустите подбородок; положение дай-мэри
РО но дай мэриполностью закройте отверстие #1
ЦУ но дай-мэринемного приоткройте отверстие #1; положение дай-мэри
ЦУ но мэринемного приподнимите подбородок; положение мэри
РУполностью откройте отверстие #3, а отверстие #1 приоткройте еще больше; положение мэри
ТИ но мэриоткройте отверстие #2
ХИверните подбородок в нормальное положение

  • Japanese Syllable – Японские Слоги
  • Romanization – Романизация
  • Shakuhachi Fingering – Аппликатура Сякухати
  • with chin little up – подбородок слегка приподнят
  • with chin down – подбородок опущен
  • with chin little down – подбородок слегка опущен
  • with chin very down – подбородок очень сильно опущен
  • the same pich – высота тона
  • HI – ХИ
  • CHI NO MERI – ТИ но мэри
  • RU – РУ
  • TSU NO MERI – ЦУ но мэри
  • TSU NO DAI MERI – ЦУ но мэри
  • RO NO DAI MERI – РО но дай мэри
  • about 60% open – приоткрыть на 60%
  • about 1mm open – приоткрыть на 1 мм
  • about 2mm open – приоткрыть на 2 мм

РАЗДЕЛ 2 — техники Наяси, партитура колыбельной "Эдо но Комори Ута"

Наяси

Наяси так же иногда называемый Фури, Татэ-ури или Камури, очень сильно влияет на высоту тона сначала понижая её, а затем возвращая к исходной. Это достигается за счет сочетания снижения подбородка и одновременного использования положения пальцев. Здесь все секвенции понижают высоту тона на пол тона за исключением РО и РЭ, которые понижаются иногда на пол тона, а иногда на полный тон. Например, мы можем понизить на пол тона секвенции РО - РО но мэри - РО и РЭ - РЭ но тю-мэри - РЭ, но можем также понизить их и на полный тон РО - РО но дай-мэри - РО и РЭ - РЭ но мэри - РЭ для РО и РЭ соответственно. РО но дай-мэри по высоте тона равно РИ, а РЭ но мэри эквивалентно по высоте тона ЦУ.

Наяси используется в разнообразных способах получения специфических эффектов или особых оттенков (звука), отличительных или характерных для какой-то пьесы, которую сейчас играет исполнитель. Например иногда Наяси выполняется быстро, как в пьесах Такиоти или Сан Ан, а иногда медленно, как в Тамукэ. Если пьеса требует быстрого наяси, то вам может не хватить времени, чтобы понизить тон полностью до дай-мэри и в реальности он опустится где-то между мэри и дай-мэри. Опять же, чтобы обеспечить полное понимание, нужно учиться этому у учителя, чтобы слышать, чувствовать и впитывать совокупность того, что учитель передаёт.

  • NAYASHI or NAYASU – НАЯСИ или НАЯСУ
  • Analytic explanation – Аналитические пояснения
  • Otsu: Low Octave – Оцу: нижняя октава
  • Kan: High Octave – Кан: верхняя октава
  • the same pitch – высота тона

Основные техники. Схема эквивалентных обозначений

Схема, представленная здесь, показывает [сверху] диапазон тональности кан по убыванию слева на право от ХИ к РО но дай-мэри. Под диапазоном кан представлен эквивалентный диапазон оцу от РИ до РО но дай-мэри. Легко увидеть, что ноты в нижнем диапазоне оцу соответствуют нотам, которые находятся в диапазоне кан и наоборот.

Цифры 1 — 14 в кружках можно будет найти в Основных Методах (1), (2), (3). Эта схема может быть использована при изучении учениками данных техник.

How play classical shakuhachi music: BASIC TECHNIQUES – Как играть классическую музыку сякухати: БАЗОВЫЕ ТЕХНИКИ

Западные обозначения:

  • C – До
  • Bb – Си бемоль
  • A – Ля
  • G# – Соль диез
  • G – Соль
  • F – Фа
  • D# – Ре диез
  • D – Ре
  • C# – С диез

БАЗОВЫЕ ТЕХНИКИ (1)

В этом разделе в секциях А, В и С представлены примеры наяси. Показаны аппликатуры и техники, которые должны осуществляться таким образом, чтобы была слышна чёткая разница между верхним тоном волны и нижним тоном, при этом должно схораняться перетекание. Часто первый или последний тон акцентируется ударом или «нажатием» по игровому отверстию. Наяси следует практиковать сначала медленно, но затем необходимо наращивать скорость.

Примечание: в этой книге термин «нажатие» на отверстие означает быстрое открытие и закрытие отверстия, которое до этого уже было закрыто.

Обращайтесь к цифрам 1 - 14, обведенным в круги на схеме основных техник и западных эквивалентов когда они будут встречаться вам в схемах.

  • BASIC TECHNIQUES (1) Contents: Practical training and explanation – БАЗОВЫЕ ТЕХНИКИ (1) Содержание: Практическое обучение и объяснение
  • RI – РИ
  • RI no meri – РИ но мэри
  • HI – ХИ
  • HI no meri – ХИ но мэри
  • RE – РЭ
  • Tsu no meri – ЦУ но мэри
  • with chin down – опустите подбородок
  • with chin very down – опустите подбородок очень сильно
  • chin back – верните подбородок в исходное положение
  • with chin little back – слегка приподнимите подбородок
  • the 1st hole about 1 mm open – отверстие #1 приоткройте на 1мм
  • the 1st hole about 2 mm open – отверстие #1 приоткройте на 2мм
  • the 4th hole about 2 mm open – отверстие #4 приоткройте на 2мм
  • the same pitch – высота тона

БАЗОВЫЕ ТЕХНИКИ (2)

Раздел А

Здесь проиллюстрированы две различные аппликатуры для ТИ-мэри. На обоих показано, что отверстия #4 и #5 закрыты. На первой аппликатуре отверстие #3 закрыто частично, а на второй аппликатуре частично закрыто отверстие #1. Подбородок должен быть сильно опущен при использовании второй аппликатуры.

Раздел В

У но РЕ, ТИ но РЭ и РУ по высоте тона звучат ка РЭ. У но РЕ и ТИ но РЭ исполняются с закрытым отверстием #2.

Раздел С

Это еще один пример того, как воспроизвести звук РУ от ТИ мэри. Эта техника освобождает палец, позволяющий нанести удар по отверстию #3. Секвенция справа называется секвенцией «ТИ-РУ/ЦУ-РУ» которая очень важна в классической музыке сякухати.

ТИ-мэри воспроизводится закрытием отверстий #4 и #5, затенением отверстия #1 на 30-40% и сильно в мэри. Опять же все сякухати разные, так что придётся искать комбинацию нужной степени затенения с правильной степенью мэри. Если сякухати не была сделана в классическом стиле, то возможно она будет не в состоянии воспроизвести этот звук.

РУ исполняется после ТИ-мэри путём закрытия отверстия #2; ЦУ-мэри воспроизводится путём закрытия отверстия #3; затем воспроизводится ЦУ но дай-мэри с помощью закрытия отверстия #1 на 80-90% и, если это необходимо, опускания подбородка.

  • BASIC TECHNIQUES (2) Contents: Practical training and explanation – БАЗОВЫЕ ТЕХНИКИ (2) Содержание: Практическое обучение и объяснение
  • chi – ТИ
  • chi no meri – ТИ но мэри
  • U no RE – У но РЭ
  • chi no RE – Ти но РЭ
  • RU – РУ
  • the 1st hole about 60% open – отверстие #1 приоткройте на 60%
  • the 3rd hole about 2 mm open – отверстие #3 приоткройте на 2мм
  • with chin down – опустите подбородок
  • with chin very down – опустите подбородок очень сильно
  • with chin little down – слегка опустите подбородок
  • chin back – верните подбородок в исходное положение
  • the same pitch – высота тона
  • the 3rd hole strike – удар по отверстию #3
  • approximately – приблизительно

Западные обозначения:

  • G# – Соль диез
  • G – Соль
  • D# – Ре диез
  • D – Ре

БАЗОВЫЕ ТЕХНИКИ (3)

Раздел А

Здесь представлено наяси для У; для исполнения тональности У может использоваться много разных аппликатур. Каждая аппликатура создаёт различные звуки, поэтому используемые аппликатуры будут зависеть от пьесы, сякухати и исполнителя. Все они используются при исполнении классических пьес сякухати, поэтому их необходимо освоить.

РУ исполняется за счёт опускания подбородка из положения У.

Раздел В

Эта секвенция встречается в Хонсирабэ. У получается путём нажатия на отверстие #4 один раз, затем опускаем подбородок до положения У но РЭ; от У но РЭ поднимаем подбородок до положения У и одновременно нажимаем на отверстие #4.

Раздел С

Образец РО наяси: это может быть сделано и в оцу и в кан диапазонах. Первая практика — секвенция РО — РО мэри — РО, затем секвенция РО но дай-мэри — РО — РО но мэри — РО с постепенным увеличением скорости.

  • BASIC TECHNIQUES (3) Contents: Practical training and explanation – БАЗОВЫЕ ТЕХНИКИ (3) Содержание: Практическое обучение и объяснение
  • U –У
  • RU – РУ
  • Ro no meri – РО но мэри
  • Ro no dai meri – РО но дай мэри
  • meri – положение мери
  • dai (very) meri – положение глубокое мэри
  • with chin down – опустите подбородок
  • with chin up down – опускайте и поднимайте подбородок
  • chin back – верните подбородок в исходное положение
  • the same time – через какое-то время
  • the same pitch – высота тона
  • the 4th hole push – нажмите на отверстие #4

ЭДО НО КОМОРИ УТА (Колыбельная Эдо)

Эта песня является, вероятно, во всей Японии самой известной колыбельной. Только по этой причине она будет служить полезным инструментом в изучении сякухати. Но, как ни странно, основную мелодию этой песни можно встретить во многих классических хонкёку. Техники, используемые для исполнения этой песни мэри/дай-мэри, наяси, ЦУ-РУ/ТИ-РУ - это одна из самых важных техник при исполнении хонкёку.

Эту песню можно играть и в диапазоне кан и в диапазоне оцу. Играя эту песню вы можете не только проверить свои навыки в использовании техник, но вы можете играть (петь) эту песню. Это очень тёплая, и очень простая песня, её хорошо играть своей семье или своим друзьям, чтобы услышать их мнение. Если они засыпают, то вы добились успеха!

В диапазоне ОЦУ


В диапазоне КАН


РАЗДЕЛ 3 - партитуры классических пьес сякухати хонкёку

ХОНСИРАБЭ

Из названия видно, что это самая основная пьеса репертуара классической сякухати: «hon» означает «основная», «shirabe» означает «мелодия». Эта пьеса содержит все основные техники и мелодизмы, встречающиеся в хонкёку, и по этой причине это первая пьеса, которую изучают ученики как вступительную при изучении хонкёку. При первом изучении этой песни обычной практикой является пение пьесы вместе с учителем.




ТАМУКЭ

Это песня-реквием или пьеса-элегия. Название говорит о руках, сложенных в молитве за мир в душе покинутых любимых, после того, как они начали свой духовный путь после смерти. Чистота упований и грусть от утраты символизируют уважение и выражаются через правило но ёко-юри, которое разрешается использовать при исполнении этой пьесы.







СИКА НО ТОНЭ

«Далёкий крик оленя» известна как пьеса для двух сякухати, но может исполняться, как соло. Считается, что эта пьеса возникла из стихотворения, в котором рассказывается, как два оленя зовут друг друга далеко в горах осенью в период сезона спаривания. Как метафора для поиска, голосА двух оленей слышны всё ближе и ближе, пока, в конце пьесы, они не объединяются в один звук.

БОНУС - КУМОИ ДЗИСИ

雲井 獅子 [кумои дзиси] - облачный лев