Как сохранять динамику


Источник: http://www.rileylee.net/shaku_momentum.html
Обсуждение на форуме: http://shakuhachi.ru/forum/showthread.php?p=6943#post6943
Переводчик: gwen


.

Есть как минимум четыре причины, которые не позволяют сохранять динамику на протяжении пьесы. Они могут срабатывать по отдельности или все вместе в разной степени.

1. Вы не знаете, как сыграть пьесу достаточно хорошо.
Вы выучили пьесу наизусть? Вы знаете, как разворачивается пьеса, что делает каждая фраза, каждая нота, куда они идут? Вы знаете, когда следует изменить темп, окраску тона? Осознаете ли вы, насколько длинным должен быть каждый вдох? Как насчет паузы между окончанием выдоха и началом вдоха? Как вы заканчиваете каждую фразу? Почему?

2. Вам не хватает силы и выносливости, чтобы сохранять динамику на протяжении всей пьесы.
Игра на сякухати – это физическое действие. Иногда мы просто устаем до того, как заканчивается пьеса. Это имеет отношение к пункту 1. Это также связано с количеством и качеством ваших упражнений, вашей практики. Неписаное правило: никакой практики не бывает достаточно и никакое качество не бывает достаточно высоким. Высококачественная практика подразумевает хорошие уровни энергии, хорошую концентрацию, внимательность и осознанность, иными словами, хорошее физическое, ментальное и эмоциональное здоровье. Она также подразумевает расширение ваших границ, включая способности, связанные с вашим слухом.

Хороший способ упражняться в игре длинных пьес – это иногда начинать свою игру со второй трети пьесы. Если вы всегда начинаете с начала и устаете уже к середине, у вас вскоре может возникнуть привычка терять динамику до окончания пьесы. Иногда эту проблему можно решить, если упражняться с последними кусками пьесы, как если бы они шли в начале.

3. Пьеса не вызывает в вас отклика.
У всех нас есть любимые пьесы. Точно также, немногие из нас любят все пьесы хонкёку, или даже те пьесы хонкёку, которые нам преподавали. Не тратьте свое драгоценное и ограниченное время на пьесы, которые вас не вдохновляют. Случается также, что от игры некоторых пьес нужно отдохнуть. Сегодня у вас может пойти одна пьеса, а назавтра – совсем другая (люди, которые играют всю жизнь одну и ту же пьесу, долго не выдерживают).

4. Пьеса не очень хороша.
Этот взгляд может быть субъективным, и вообще эта причина может совпадать с пунктом 2. Однако есть пьесы, которые я изучал, и даже которые я просто слышал, по поводу которых я не чувствую никакой обязанности или склонности их играть или передавать дальше.

Изначально хонкёку не была "сценической" музыкой, но она может быть таковой. Двадцатиминутная версия Рейбо может быть воспринята более обширной и более разнообразной аудиторией, чем можно было бы предположить. Полуторачасовой или более того сольный концерт на репертуаре хонкёку, исполненный на одной-единственной флейте, может быть хорошо воспринят, если пьесы хорошо отобраны и хорошо сыграны.

Если пьеса не захватывает исполнителя, то естественно, что она не захватит и слушателей. Даже если самого исполнителя очень вдохновляет и трогает его собственное исполнение пьесы, аудитория все равно может остаться безучастной. Играть хонкёку для медитации это одно; играть ее как музыку для аудитории – это совсем другое. Некоторые элементы в этом общие, но техника и музыкальность гораздо важнее для второго.