Почему важна высота тона?


Источник: http://nyokai.com/tips/index.php?n=Tips.Pitch

Перевод: М.Наталья


.

Из-за очень разумного подхода сякухати мастеров - «первый дубль – лучший дубль» или «первый дубль – единственный дубль», существует несколько прекрасных сякухати записей, которые содержат несоответствующую высоту тона. Это, а так же романтизированный индивидуалистический взгляд на обучение (искаженное толкование Дзэн, как я полагаю), приводит к тому, что некоторые ученики утверждают, что точная высота тона не важна.

Краткий анализ хонкёку показывает, что именно точность высоты тона является присущей музыке. Одна из самых распространённых функций – это контраст в тоновой окраске и эмоциональном эффекте между двумя нотами, которые эквивалентны по высоте, но играются с различными аппликатурами и/или положениями головы, например ЦУ-дай-Мэри и РО, или Кан-но-РО и И, или Ити-Сан-но-У (в некоторых школах - РУ) и РЭ, или РЭ-но-Мэри и Цу. Существует много переходов, где одна из этих нот тут же следует за своим «тоновым близнецом». Если вы устраните точную одинаковость высоты тона этих двух нот в переходе, то вы полностью потеряете эффект контраста в тоновой окраске (тембре) и эмоциональном эффекте.

Кроме того, точная артикуляция высоты тона очерчивает звукоряд в музыке, узоре, структуре, основанной на повторении серий нот с одинаковой высотой тона. Если учесть, что все музыкальные (и, возможно, всё временно-основанное искусство) играется с балансом случайности против ритма (повторение или узор), тогда жертвуя точностью высоты тона вы ослабляете одну из сторон этого баланса. С сякухати вам не придётся беспокоиться, делая это случайностью – она будет иногда вести вас вниз и изменять ноту ОЦУ на КАН и не имеет значение, насколько вы опытны!

Артикуля́ция (от лат. articulo — расчленяю, членораздельно произношу) — способ исполнения последовательного ряда звуков на инструменте или голосом.

Технически артикуляция связана с различными приемами:

  • движения руки, плеча или кисти;
  • удара пальцев и их последующего освобождения;
  • ведения смычка или плектра; или
  • с применением органов речи (в пении).


Виды артикуляции:

  • легатиссимо — очень связно;
  • легато — связно;
  • стаккато — отрывисто;
  • нон легато — не связно;
  • стаккатиссимо — очень остро, отрывисто;
  • маркато — чётко, отчётливо;
  • пиццикато — щипком;
  • портато — поддерживая каждый звук, но не связывая их;
  • портаменто — быстрое и малозаметное скольжение от одного звука к другому;
  • глиссандо — яркое и заметное скольжение от одного звука к другому;
  • фермата — знак музыкальной нотации, предписывающий исполнителю увеличить по своему усмотрению её длительность.

Более того, сама идея обучения вроде сякухати – это поиск своей силы и создание лучшего, на что вы способны. Если высота тона является особенностью искусства, как это очевидно, то почему бы не воспользоваться высотой тона настолько полно, насколько вы тренируете дыхание или любые другие практики сякухати? Почему вы игнорируете именно эту «мелочь»? Почему вы не оставляете в стороне другие проблемы связанные с сякухати?