Инновация и Традиция


Источник: http://nyokai.com/tips/index.php?n=Tips.InnovationAndTradition

Перевод: М.Наталья


.

Целью многих исполнителей сякухати, включая и меня, является игра инновационной музыки: музыки, которая не является подражательной, сочетания звуков, которые плохо знакомы в мире. Так зачем изучать традицию? Почему бы просто не исключить что-то по своему усмотрению и придумать свой собственный уникальный стиль игры?

Самое интересное в пьесах хонкёку то, что они способствуют инновациям в двух направлениях:

  1. Многие из базовых техник интуитивны, из-за оригинальных задач, отражаемых в нюансах хроматической и микротональной жестикуляции на простой пентатонике инструмента. (Иногда это похоже на эпическую битву!) Сами по себе, вы, вероятно, не придумаете множество тоновых настроек, которые занимают центральное место в традиционной терминологии. Аналогично вы не сможете обнаружить необычные способы корректировки динамики, например, играя тихо Соль как Ити сан но У вместо РЕ, или красиво и мягко Ля, как РИ-мэри только с открытым отверстием #4. Без этого вы получите нелогичные технические сложности, и многие импровизаторы застревают в упрощенном мире клише пентатоники и простых ладов с очень малым контролем над динамикой.
  2. Традиция сама поощряет и чествует инновации – это очень похоже на мир джаза. Настоящий мастер, как ожидается, сделает что-то необычное и отличающееся от рабского повторения за своим учителем. Традиция, не смотря ни на что, созданная Ватадзуми Досо, музыкантом, чей звук был уникален и бурно исследовался, так же, как и звук Колтрейна. Трудно представить, чтобы Ватадзуми или Колтрейн придумали дикую и утонченную музыку «сами по себе».

Короче говоря, если вы пытаетесь что-то изобрести без исследования традиции, то вы можете обнаружить, что вы ограничены собственным небольшим запасом трюков. Хонкёку открывает двери в мир инноваций.

Пентатоника - это звукоряд, состоящий из пяти ступеней в пределах октавы. Различают мажорную и минорную пентатоники.

Джон Колтрейн (англ. John Coltrane; 23 сентября 1926 — 17 июля 1967) — американский джазовый музыкант. Наряду с Чарли Паркером, Дюком Эллингтоном, Майлзом Дэвисом, Луи Армстронгом является наиболее значительной фигурой в истории джаза, оказавшей влияние как на современных джазовых музыкантов, так и на школу импровизации в целом.

Ватадзуми Досо Роси (海童道祖) (1910 – 14 декабря 1992г.) (Ватадзуми Досо) - мастер игры на японской бамбуковой флейте хотику (法竹, где 法 переводится как "закон", "дхарма", а 竹 - "бамбук").В 1950 г. составил репертуар пьес, который назвал Докёку Хонкёку.

Подробнее: http://shakuhachi:schools:dokyoku
http://en.wikipedia.org/wiki/Watazumi_Doso (англ.)