Перевод: М.Наталья
Когда вы становитесь учеником сякухати, вы также становитесь членом международного сообщества. Это сообщество распространилось по всему миру. Оно состоит из сотен ваших единомышленниках. Так как вы выбрали для изучения этот специфический инструмент под названием сякухати, у вас появилось много общего с другими участниками этого сообщества. Как группа, эта общность выгодно отличает вас от других исполнителей на других музыкальных инструментах. Эти различия становятся всё более очевидными для вас в области мироощущения, цели и метода. Не смотря на нашу общность в сякухати сообществе существуют большие разногласия во мнениях, отношениях и интерпретации. Важно, чтобы вы признавали эти различия и прилагали все усилия для того, чтобы понять их и учиться у них. Так же важно сохранять чувство перспективы. Мы говорим о различиях между людьми, каждый из которых делает всё возможное, чтобы играть на сякухати. Это означает, что наибольшие различия должны быть признаны с толерантностью и добросовестно защищаться перед семьёй и близкими друзьями. Новичкам трудно ответить на вопросы , вытекающие из различий с другими школами сякухати. Для того, чтобы лучше понять эту проблему, мы должны начать глядеть на сякухати извне.
В нашем обществе сякухати воспринимается, как таинственная флейта с Востока, которую иногда можно услышать в фильмах о боевых искусствах или это атмосферное музыкальное сопровождение для ТВ-шоу, таких как «X-files» или в кинофильмах Куросава. Но тот факт, что эта флейта использовалась в такой манере, и предпочтение отдано ей, а не какой-либо другой флейте или инструменту, демонстрирует ту силу, которую имеет сякухати. Никакой другой инструмент не может достичь такого глубокого, таинственного звука, похожего на сякухати. Махатма Ганди, услышав мистический звук сякухати назвал его «Голос Мёртвых». Легендарный джазовый саксофонист Джон Колтрэйн однажды отправился в Японию чтобы приобрести сякухати и учиться играть на ней тем самым углубив духовные качества своей музыки. Знаменитый композитор-минималист и Дзэн Буддист, Джон Кейдж, так же поехал в Японию для изучения сякухати под руководством легендарного мастера сякухати, Ватадзуми Досо, который вдохновил Джона на его скандально известную «Тихую» пьесу, 4 мин. 33 сек. чистейшей демонстрации Кейджевского НЕ-Я. Эта неотъемлемая экзотическая природа, безусловно, одно из самых соблазнительных качеств сякухати, но отсутствие пределов в развитии — это популярность. Утверждения, такие, как «При игре на сякухати не используются ритм и тайминг», как правило, добавляют таинственности и путаницы в окружающее искусство. Поспрашивайте окружающих, многие люди, наверное, слышали звук сякухати, но мало кто слышал название инструмента и имеет настоящее представление о нём.
Аутсайдеры видят сякухати как малое и ограниченное, но инсайдеры видят в ней большое и разнообразное. Эта дихотомия является причиной особой путаницы и возникающих вопросов у новых учеников сякухати.
Основная помеха к пониманию наступает тогда, когда ученики пытаются примирить две стороны сякухати и объединить их в одну всеобъемлющую картину. Этот процесс не даёт положительных результатов в данном случае потому что обе точки зрения — разные, и обе — верные. Ни одна из них не является более правильной, чем другая, и не может быть разрушена. Понимание может прийти только тогда, когда сознание ученика вырастет до достаточно большого, чтобы охватить и принять все аспекты сякухати. Это процесс обучения. Это трудно, требует много времени и огромных усилий с нашей стороны. Помните, что если бы сякухати было легко учиться, легко сделать и легко понять, оно по своей природе имело бы ограниченное значение. Это совершенно верно, потому что это вводящее в заблуждение обучение уравновешивается самыми фундаментальными предписаниями, которые мы находим принципиально важными. Процесс обучения неизбежно начинается с попытки учеников поместить себя в мир сякухати и поместить сякухати в остальную часть мира. Это порождает очень важные вопросы на которые мы пытаемся ответить хотя бы частично. Часто мы выражаем эти вопросы словами по-разному.
Тем не менее, большинство из них являются вариациями трёх основных вопросов.
Первый вопрос: «Существует ли больше, чем один вид сякухати?». Ответ на этот вопос: «Нет». Сякухати в полном смысле этого слова является продуктом аудио-духовной жизни японских Дзэн-монахов и музыкантов, от которых мы унаследовали традицию. Это представление кульминации Духа и Природы, объединённой в бамбуке, дыхании и человеке. Это не статика, но динамика, изменение и натуральность. Сякухати — это наследие японской души, единственное и уникальное, как отпечатки пальцев.
Второй вопрос: «Существует ли несколько способов, чтобы практиковать сякухати?». Ответ на этот вопрос: «Да!». Существует много видов музыки сякухати, которую можно практиковать, начиная от хонкёку (оригинальные сольные Дзэн пьесы), санкёку (ансамблевая музыка), минъё (народная музыка), классика, джаз, блюз.
Третий основной вопрос, естественно, следующий: «Итак, что я должен изучать?» или «Какой самый лучший стиль?». Правильный ответ на любой из этих вопросов нужно искать внутри себя. Помимо своих физических проявлений, сякухати — это по существу интенсивный персональный опыт. Таким образом, стиль, являющийся лучшим для вас, это тот, который вы лучше чувствуете, который даст вам наилучшее удовольствие.
Чтобы найти свой путь, я предлагаю следующие три шага:
В течении последних нескольких лет наблюдается беспрецедентный рост интереса к сякухати по всему миру. Результатом этого стало большое количество научных исследований и дискуссий. Многое еще предстоит извлечь из этого процесса, но, конечно же, две вещи из этого верны: