ВНИМАНИЕ!!! Это - старая версия сайта "Сякухати в России". Нова расположена по адресу http://shakuhachi.ru Будьте самими собой, простота и неприукрашенность — это истинная красота. Это настоящее сердце сякухати. **Алквин Рамос.** http://shakuhachi.ru/books:translation:alcvin_ryuzen_ramos:practice_shakuhachi Правила формирования энциклопедии http://shakuhachi.ru/wiki:start **Для регистрации на сайте пройдите по адресу http://shakuhachi.ru/wiki:register ** Любой зарегистрированный пользователь может присоединиться и пополнить нашу энциклопедию, внести правки или прокомментировать содержание страниц ====== Сякухати ====== {{ foto:shakuhachi.jpg?200|Сякухати}} **Сякухати (尺八, shakuhachi)** — японская продольная бессвистковая бамбуковая флейта. Вероятный прародитель — китайская сяо, пришедшая в Японию в 7-м веке и преобразовавшаяся в инструмент, называвшийся «гагаку сякухати». Эта флейта имела другое количество отверстий и использовалась в возвышенной придворной музыке гагаку наряду с рютэки. Вообще, за свою историю сякухати претерпела немало изменений, прежде чем обрела свой современный вид. Название флейты состоит из двух иероглифов: 尺 (сяку) — японская мера длины, примерно соответствующая футу, и 八 (хати) — восемь. Таким образом, ее название — это ее длина, то есть 1 сяку 8 сун (десятая часть сяку) или 54,5 см в привычных нам единицах. Существуют также более короткие и более длинные флейты: от 1,3 до 3 сяку (почти метр), некоторые из которых иногда тоже называют по длине, например: ни-сяку — 2,0, ни-сяку-йон-сун — 2,4. Но чаще всего, все же, используется общее название «сякухати». Сякухати известна во всем мире благодаря своему уникальному богатейшему тембру, который может меняться от кристально чистого до ветреного и грязного по желанию исполнителя. В средние века на ней играли странствующие монахи комусо (虚無僧, «монахи пустоты»), принадлежавшие к дзэн-буддистской секте Фукэ. Комусо скрывали свое лицо тростниковой шляпой тэнгай, странствовали по всей Японии, играли на сякухати и просили подаяния. Игра на сякухати для них была способом медитации, такая практика носила название «суйдзэн». Собственно, в руках комусо сякухати была инструментом не столько музыкальным, сколько духовным — считалось, что через игру на ней можно достичь просветления. История сякухати очень богата, местами запутана и является темой для отдельной статьи, а скорее даже целого цикла статей. Вокруг сякухати всегда было немало загадок и мистики. Впрочем, существует мнение (причем весьма обоснованное), что весь этот мистический пафос создавался искусственно самими же комусо, а трактат «Кётаку Дэнки», который считается основным источником сведений об истории секты Фукэ, по сути художественное произведение, а не исторический документ. **Примеры звука Сякухати** [[shakuhachi:people:ejun_yechika|Эдзюн Этика]] {{mp3play>audio:ejun_yechika-choshi.mp3}} [[shakuhachi:people:koku_nishimura]] {{mp3play>:audio:koku_nishimura_-_kyo_choshi.mp3?loop}} ====== Конструкция сякухати ====== Сякухати традиционно изготавливается из прикорневой части японского бамбука сорта Мадакэ. Конечно, можно изготовить флейту и из других сортов (и из других частей ствола), но у Мадакэ очень подходящее строение внутреннего канала, а к его форме существуют достаточно строгие требования, поэтому сделать хорошую сякухати из него проще. У сякухати пять игровых отверстий: четыре сверху и одно снизу. Номера отверстий считаются от корня. Верхние (с первого по четвертое) отверстия закрываются указательным и безымянным пальцами, нижнее (пятое) — большим пальцем левой руки. Флейта удерживается большими и средними пальцами обеих рук. Внутренний канал сякухати в целом сформирован естественной полостью стебля бамбука, но почти всегда он подвергается обработке. Можно выделить две основные разновидности: дзи-наси («без пасты Дзи») и дзи-ари («с пастой Дзи»). Паста Дзи, изготавливающаяся из глины и лака, используется для выравнивания внутреннего канала и придания ему нужной формы. Часто дзи-ари сякухати бывают разборными — так мастеру легче получить доступ к каналу для его обработки. Место соединения половинок проходит посередине между третьим и четвертым отверстиями. Флейты дзи-ари характеризуются точной настройкой всех нот, ярким, сильным и достаточно чистым звуком. Канал флейт дзи-наси подвергается минимальной обработке, иногда убираются только перегородки между узлами бамбука. Звук таких флейт ветреный и грязный, но для сякухати это совсем не плохо, наоборот, такой звук очень ценится. Эту разновидность сякухати также называют хотику или хоттику (法竹) — «Бамбук Дхармы» или «Бамбук Закона». Звук в сякухати рождается в результате рассечения воздушного потока о кромку среза в верхней части флейты, которая называется утагути. Утагути — самая нежная и хрупкая часть инструмента, малейшее повреждение которой может вызвать ухудшение или даже пропадение звука, поэтому иногда утагути укрепляется вставкой из более твердого материала. Форма вставки, как правило, зависит от школы, к которой принадлежит мастер, изготовивший флейту. {{:kinko-utaguchi-full.jpg?300|}} //Утагути со вставкой школы Кинко// {{:tozan-utaguchi-full.jpg?300|}} //Утагути со вставкой школы Тозан// ====== Основы игры и репертуар сякухати ====== Для того, чтобы извлечь звук из сякухати, скругленную сторону верхней части флейты упирают в подбородок и дуют на утагути так, чтобы воздушный поток рассекался примерно пополам: половина воздуха уходит во флейту, половина — наружу. На то, чтобы издать первый звук из сякухати, отличный от шипения и сипения, разным людям требуется очень разное время — от пяти минут до полутора часов (и это не предел!), а чтобы более-менее закрепить успех, потребуется не меньше месяца ежедневных занятий. Базовые ноты на стандартной (1.8) сякухати соответствуют ре-минорной пентатонике: ре, фа, соль, ля, до, ре. Несмотря на это, традиционный репертуар сякухати в пентатонику совершенно не укладывается. С помощью специальных аппликатур и наклона флейты из сякухати можно извлечь не только полную хроматическую гамму, но и любые микротона. {{:app.jpg|}} Репертуар сякухати можно разделить на две больших части — хонкёку и гайкёку. Хонкёку — храмовая медитативная музыка, само слово переводится как «истинная музыка». Это первичный репертуар. Гайкёку — «внешняя музыка» — все остальное. Жанр ансамблевой музыки санкёку (кото, сямисэн, сякухати и пение) — это тоже гайкёку. Народная музыка (минъё), современная музыка — это все тоже гайкёку. ====== Школы игры на сякухати ====== Существуют разные школы игры на сякухати. Они отличаются друг от друга репертуаром, приемами игры, системами записи нот, особенностями конструкции самих флейт. Наиболее известными на сегодняшний день являются следующие школы: **Кинко.** Эту школу основал отставной самурай Куросава Кинко во второй половине восемнадцатого века. В традиционном репертуаре школы изначально присутствовали переработанные им хонкёку. Позже последователи добавили к репертуару и гайкёку. Собственно, именно школа Кинко и ввела сякухати в традиционный японский ансамбль санкёку. Техника игры отличается богатой орнаментацией. Флейты школы Кинко часто бывают разборными, имеют очень хорошую настройку, в утагути делается вставка клиновидной формы. **Тодзан.** Школу основал Накао Тодзан в начале двадцатого века. Репертуаром являются как хонкёку, написанные самим основателем школы, так и классические пьесы переработанные им. Музыка Тодзан звучит более современно, есть немало произведений для дуэтов и трио, что очень нехарактерно для других школ сякухати. Представители школы Тодзан не сдерживают себя стилистическими рамками и играют любую музыку, вплоть до джаза. Для флейт школы характерна очень точная настройка в соответствии с европейский звукорядом, в утагути делается полукруглая вставка. На сегодняшний день это самая многочисленная школа. **Мёан.** Храм Кёто Мёан-дзи считается главным духовным центром сякухати в настоящее время. В нем сохраняют и продолжают традиции секты Фукэ. Репертуар — исключительно хонкёку. Техника игры отличается аскетичностью — представители школы или, если быть точнее, стиля Мёан Тайдзан Ха стараются делать как можно меньше движений при исполнении пьес, при этом качеству исполнения придается очень большое значение. **Докёку.** Довольно малочисленная и молодая школа, основанная учениками эксцентричного монаха-отшельника Ватадзуми Досо. В репертуаре школы в основном старинные пьесы хонкёку в интерпретации Ватадзуми. Большое внимание уделяется дыханию. Пьесы докёку очень экспрессивны и богаты различными нюансами исполнения, львиная доля которых просто напросто отсутствует в нотных записях. **Дзэнсабо.** Это скорее не школа, а группа или круг — Дзэнсабо Сирабэкай, образовавшаяся вокруг мастера Окуда Ацуя из его учеников и последователей. Репертуар составляют классические медитативные пьесы разных школ, интерпретированные Окуда-сэнсэем. Члены Дзэнсабо играют на хоттику — дзи-наси флейтах большого размера. Их звук низкий, успокаивающий, а тембр ветреный. В Дзэнсабо не стремятся к чистому звуку. Японцы говорят, что лучший звук сякухати — это звук, который издает ветер в роще сухого бамбука. Пожалуй, это самое точное описание звука, к которому стремятся в этой школе. {{:hocchiku-full.jpg?300|}} //Хоттику// **Кётаку.** Еще одна молодая школа, которую основал Коку Нисимура. Кётаку — это старинное название сякухати, которое давно вышло из употребления, но Коку Нисимура вернул его. Кётаку — это большие флейты дзи-наси (внутренний канал не покрывается пастой Дзи). Много кто делает такие флейты, но имя кётаку получают только флейты, сделанные самим Коку Нисимурой и его учениками. Одним из заметных отличий кётаку от других дзи-наси флейт является то, что отверстия на них расположены строго в ряд, в то время как обычно на больших флейтах отверстия сдвигаются, чтобы их было легче закрывать. Звук кётаку отличается мягкостью, он способствует более спокойной и медитативной игре. Представители школы считают сякухати и кётаку совершенно разными инструментами. Кётаку — это прежде всего духовный, а не музыкальный инструмент. {{:kyotaku-full.jpg?300|}} //Кётаку// Большое спасибо за обработку фотографий и текст порталу "Этнофония": http://ethnophony.ru/instruments/shakuhachi