====== Рокудан но Сирабэ/Rokudan no Shirabe (六段の調) ======
Источник: http://www.komuso.com/pieces/pieces.pl?piece=2093
Перевод: [[users:rediska|М.Наталья]]
----
Эта пьеса принадлежит жанру //Сокёку// в стиле //Данмоно// школы //Икута Рю// (生田).
**Сокёку** (箏曲) – пьеса, написанная для //кото//; музыка для кото.
**Данмоно** (段物) – музыкальный (рас)сказ в нескольких частях.
Эта пьеса была написана для //кото// композитором //Яцухаси Кэнгё//, а для //сямисэн// - //Фукакуса Кэнгё//.
===== Хагивара Сэикин (Hagiwara Seikin) =====
Мелодия //«Шесть Шагов»// (//Рокудан-но-Сирабэ//) представляет собой стиль музыки для //кото//, написанной //Яцухаси Кэнгё//, который умер в 1685 году. В истории //кото// //Яцухаси// был человеком легендарным, а его композиции были широко известны.
**Кэнгё** – это почётное звание, которое давалось слепым мастерам игры на //кото//.
Мелодия //«Шесть Шагов»// - это «идеальная» мелодия, состоящая из 6-ти частей и 52-х ударов. Хотя эта пьеса изначально была написана для //кото//, позднее стало очень модно играть её на //сямисэн//. Популярность //«Рокудан»// была такова, что последующие композиторы часто адаптировали мелодию под себя.
===== Райли Келли Ли (Riley Kelly Lee) =====
//«Рокудан»// был написан для сольного исполнения на //кото// отцом классической традиции //кото// //Яцухаси Кэнгё//. Вторая партия (//каэте//) была добавлена в ХХ веке, и //«Рокудан»// стали играть на //кото// в дуэте. При исполнении дуэтом для двух //сякухати// первые три //дана// исполняются в довольно медленном темпе, чтобы продемонстрировать особые качества инструментов. Продолжительная каденция и небольшая пауза, входящая в конец третьего //дана// еще больше подчёркивает изменяющийся характер пьесы начала четвёртого //дана//.
===== Наканосима Кинъити (Nakanoshima Kin'ichi) =====
//«Сокёку»// означает //«пьеса для кото»//. В целом этот термин так же включает в себя вокальные произведения в сопровождении //кото// или //сямисэн// и //кото//. Так называемые //данмоно// (пьесы из разделов) — это исключение, которые были чисто инструментальными упражнениями, большинство из которых были составлены //Яцухаси Кэнгё// в 17 веке.
Формальный подраздел, лежащий в основе этих пьес, называется //дан// (шаг, раздел). Пьесы называются по количеству //данов//, т. е. «Рокудан но Сирабэ» (пьеса из 6ти частей), «Хатидан но Сирабэ» (пьеса из 8ми частей) и так далее. Каждый //дан// состоит из 104 //хёси//, один //хёси// - это базовая измерительная единица. Еще 4 //хёси//, которые составляют начальный мотив первого //дана//, не учитываются в 104 //хёси//. Темп //данмоно// фиксированный. После спокойного начала он увеличивается и достигает кульминации, которая, как правило, происходит в последнем разделе, а затем пьеса спокойно заканчивается. //Кото// настроен в //Хирадзёси//.
**Хирадзёси** (平調) или **«кумои»** (雲井調子) – «обычный» строй
** * * * **
«Року-Дан» - это инструментальная музыка, исполняемая только на //кото//. Она была составлена в эпоху Эдо в 17-ом веке. //Кото// — это инструмент из 13 струн, натянутых в длину на довольно толстый деревянный корпус. Этот инструмент был привезён в Японию из Китая в начале 8-го века. Большинство мелодий для //кото// сопровождается вокальной частью, //кото-ута//. //«Року-Дан»// является необычным для музыки //кото//, так как исполняется без //кото-ута//. Будучи своего рода этюдом, эту пьесу легко играть даже новичкам.
**Этю́д** (фр. étude «изучение») — инструментальная пьеса, как правило, небольшого объёма, основанная на частом применении какого-либо трудного приёма исполнения и предназначенная для усовершенствования техники исполнителя.
В то же время, это тонкая работа музыкальных вариаций. Композиция состоит из 6-ти частей вариаций. Каждая часть состоит из 120 ударов. Это и послужило причиной того, почему эту пьесу называют //«Року-Дан»//. С японского //року// переводится, как 6.
===== Ёнэкава Тосико (Yonekawa Toshiko) =====
Это сольная пьеса для //кото//, которая (как полагают) была составлена //Яцухаси Кэнгё// (1614 — 1685), но другая традиция говорит, что композитором был //Китадзима Кэнгё// (? — 1690). Пьеса известна как //«Рокудан»//. Как следует из её названия, за исключением 4х ударов в начале первого //дана//, в каждом //дане// присутствует 52 удара. Оригинальная настройка первого //дана//, как предполагают, происходит от пьесы //«Ситику сёсин сю»// (Sitiku syosin syu), написанной в 1664 году или от пьесы //«Ситику тайдзэн»// (Sitiku taizen), написанной до 1687 года, и исполняется уже как ансамблевая пьеса для //кото//, //сямисэн// и //хитоёгири сякухати//. Считается, что в нынешнем виде шесть //данов//, в которые были внесены изменения, разработаны с повторением //данов// оригинальной версии три раза. С точки зрения системы подготовки специалистов, //«Рокудан но Сирабэ»// - это передача как //кото кумиута омотэгуми цукэмоно//.
**//кото кумиута омотэгуми цукэмоно//** (ことくみうたおもてぐみつけも) я могу перевести очень условно, как пьеса, входящая в основной состав пьес для кото. Буду очень благодарна за более точный перевод, если найдутся специалисты — //прим.пер.//
Однако, как пьеса //кото//, она получила наибольшую популярность и была различным образом аранжирована для //сямисэн// и //сякухати// или в них была добавлена версия //каэтэ//. Как пьеса //сангэн// (三弦, трёхструнный инструмент), пьеса //«Рокудан Сугагаки»// (сочинённая //Хукакуса Кэнгё//) и //каэтэ// // «Сансагари Рокудан»// (сочинённая //Кунияма Кото//). Похожие , //каэтэ// для //кото// — это, например, //«Накадзора Рокудан»// и //«Кумои Рокудан»// (//«Сансагари Рокудан»// в изменённой версии для //кото//). Разнообразие инструментальных вариаций возможны так же для ансамбля //сякухати// и //кокю//. Существует много примеров полных пьес //«Рокудан»//, которые цитируют полный //«Рокудан»// или пьесы, которые используют только часть //«Рокудан»//.
В //маэбики// (前引, т. е. во вступлении) к пьесам из репертуара //Мэидзи синкёку// (ансамблевым пьесам эпохи //Мэидзи//) //«Акикадзэ но кёку»// или //«Аиой но кёку»// композитора //Мицудзаки Кэнгё//, вероятно исполнялась с ансамблем полная версия //«Рокудан»//. Однако //Мицудзаки Кэнгё// в пьеса //«Годан гинъута»// использует 5й //дан// из //«Рокудан»//, а так же в таких пьесах, таких как //«Хототогису»//, //«Сумиёси»// и //«Усу но коэ»// школы //Ямада-рю сокёку// 1й дан из //«Рокудан»// исполняется в //айнотэ//.
**合の手** [аинотэ] 1) муз. интерлюдия (особ. на сямисэне между двумя песнями); 2) оживляющий возглас (в песне).
Это является показателем того, насколько был популярен //«Рокудан»//. Мелодия завершающего //дана// и степень вариаций увеличиваются так, что //«Рокудан»// может сам рассматриваться, как вариация темы. Фундаментальные техники игры на //кото// включаются таким образом, что они сами могут быть использованы в качестве пьесы-упражнения. Это старейшая классическая пьеса для //кото// простой формы. Её очень хорошо играть соло на //кото//, так как это даёт возможность исполнителю изучить наиболее эффективно тонкости тоновой окраски. Тем не менее для исполнителя это одна из сложных пьес. Пьеса настроена в //хира дзёси//.
Хирадзёси (平調) или «кумои» (雲井調子) – «обычный» строй