====== Мидарэ Риндзэцу/(Midare Rinzetsu) 乱輪舌 ====== Источник: http://youtu.be/WwPeMdlGn2s Это композиция XVII века, составленная //Яцухаси Кэнгё// (Yatsuhashi Kengyo) Слово //«Мидарэ»// означает, что эта мелодия не имеет правильной формы (речь идёт о построении и скорости исполнения). //«Риндзэцу»// - это одна из форм исполнения в эпоху //Эдо//. Пьеса исполняется стремительно, свободно и разнообразными способами. ---- Источник: http://www.komuso.com/pieces/pieces.pl?piece=2026 Это пьеса жанра //Сокёку// стиля //Дан моно// школы //Икута Рю// – 生田. Эта пьеса была написана для //кото// композитором //Яцухаси Кэнгё//. **Сокёку ** (//яп.// 箏曲) - пьеса для //кото//; музыка для //кото//. **Данмоно** (//яп.// 段物) – музыкальный (рас)сказ в нескольких частях. ===== Клайв Белл (Clive Bell) ===== Эта мелодия стала решающим фактором становлении //кото// в качестве сольного инструмента. Она претендует на свободную и неограниченную интерпретацию, и показывает что хотя композитор жил в феодальном обществе, он обладал свободой, которая делает эту композицию почти современной. ===== Ёнэкава Хироэ (Yonekawa Hiroe) ===== //Беспорядок.// Название этой пьесы — это аббревиатура от //«Мидарэ Риндзэцу»//. //Риндзэцу//, как термин //гагаку//, относится к исключительным и незаурядным практикам исполнения. **Гагаку** (//яп.// 雅楽) - древняя японская придворная музыка Хотя эта пьеса относится к категории //данмоно// (чисто инструментальная пьеса, разделённая на разделы), подобно пьесам //[[shakuhachi:repertoire:sankyoku:rokudan|«Рокудан»]]// и //«Хатидан»//, размерность и структура её разделов не являются постоянными. Хотя есть разные мнения, но считается, что её написал //Яцухаси Кэнгё// (1614-1685). ===== Ямамото Ходзан (Yamamoto Hozan) ===== Пьесу //«Мидарэ Риндзэцу»// так же называют, //«Дзюдан но Сирабэ»// и //«Дзюнидан Сугагаки»// **Дзюдан но Сирабэ** (яп., 十段の調) — пьеса из 10ти частей **Дзюнидан Сугагаки** (яп., 十二段菅垣) — пьеса из 12ти частей Этот класс инструментальных мелодий называют //дан-моно// или //сирабэ-моно//. Подобно //[[shakuhachi:repertoire:sankyoku:rokudan|«Рокудан но Сирабэ»]]// это очень известная мелодия. Среди мелодий //дан-моно// только эта пьеса не имеет стандартизированного количества нот в каждом //дане// (разделе), поэтому это и называется //мидарэ// ( в беспорядке). Следует обратить внимание, что в школе //Икута// это пьеса //дзю-дан// (ju-dan), т. е. состоящая из 10ти частей, а в школе //Ямада// (Yamada) — //дзюни-дан// (juni-dan) или 12 частей. Эта пьеса была знаменита уже в эпоху //Эдо//, как инструментальная пьеса для ансамбля //санкёку//, состоящего из трёх инструментов — //кото//, //сямисэн// и //сякухати//. Сейчас авторство приписывают композитору //Яцухаси Кэнгё//, но сложно поверить, что оригинальная пьеса //«Мидаре»// состояла из 10ти или 12ти частей. В отличие от //[[shakuhachi:repertoire:sankyoku:rokudan|«Рокудан»]]// это динамичная мелодия была изначально написана для //кото//, другие части были добавлены позже. ===== Кимио Это (Kimio Eto) ===== Из многих классических композиций //«Мидарэ»// считается самой узнаваемой и известной классической композицией. Композиция разделена на 3 части, а быстрые движения в конце, как говорят, описывают снег, постоянно падающий в лесу. ===== Ёнэкава Тосико (Yonekawa Toshiko) ===== //«Беспорядок»// Оригинальную сольную пьесу для кото по общему мнению составил отец раннего современного //санкёку// (музыки //кото//) //Яцухаси Кэнгё// (1614 — 1685). Название пьесы — это абривиатура от //«Мидарэ риндзэцу»//. Тем не менее, //Курахаси Кэнгё// (?-1724) так же предъявлял права на эту пьесу, как композитор. Как и в случае с //«Рокудан но Сирабэ»//, //«Мидарэ»// - это пьеса //дан моно//, но в отличае от других //дан моно//, где в каждом //дане// одинаковое количество ударов, в //«Мидарэ»// их количество не фиксируется и длительность //дана// отличается от традиции к традиции. Это так же одна из особенностей //«Мидарэ»//. **Дан моно** (//яп.//, 段物) – музыкальный (рас)сказ в нескольких частях. В традициях к западу от //Киото// и //Осока// есть пьеса, состоящая из 10 //дан//, а в школе //Ямада рю// — из 12 //дан//. Поэтому существуют версии, называемые, например, //«Дзю дан но Сирабэ»//, //«Дзю дан но Мидарэ»// и //«Дзюни дан но Сирабэ»//. У //«Мидарэ»// тот же статус и та же история, как у //«Рокудан но Сирабэ»//. Это оригинальная мелодия, состоящая из трёх //дан//, структурированная как //Риндзэцу//, записанная в //Ситику сёсин сю// (Sitiku syosin syu) (опубл. в 1664 г.) и //Ситику Тайдзэн// (Sitiku Taizen) (опубл. до 1687 г.). Считается, что структура этой пьесы стала более сложной и превратилась в //«Мидарэ»// в настоящее время. Пьеса передаётся как //кото кумиута урагуми тукэмоно// (koto kumiuta uragumi tukemono) **Кото кумиута омотэгуми цукэмоно** (ことくみうたおもてぐみつけも) - я могу перевести очень условно, как пьеса, входящая в основной состав пьес для кото. Буду очень благодарна за более точный перевод, если найдутся специалисты — прим.пер. В зависимости от традиции её так же называют //омотэгуми// (omotegumi) или //накагуми// (nakagumi). Адаптацию этой пьесы к //сангэн// связывают с композитором //Икута Кэнгё// (1656-1715). **Сангэн** (//яп.//, 三絃) - трёхструнный инструмент; сямисэн Что касается этой пьесы, то возможен вариант с различными ансамблевыми инструментами. На сегодняшний день часто исполняют или на //кото соло//, или дуэтом. Некоторые пьесы называют //«Кё Мидарэ»// и //«Кумои Мидарэ»// и в основном отличаются //каэтэ//, и в этих версиях были добавлены //сангэн// и //сякухати//. **Хонтэ** — основная партия в пьесе. **Каэтэ** — вторая партия. Тем не менее, сольные выступления на //сангэн// происходят редко. Кроме того, в настоящее время //«Сансагари Мидарэ»// и другие //каэтэ// не исполняются. Однако предпринимаются попытки исполнения в а ансамбле на //сангэн// и //хонтэ// и //каэтэ//. //Каэтэ Ёнэкава// впервые исполнилось в 1988 году и в этой записи было несколько изменений, внесенных в неё. Здесь //хонтэ// аранжированно для //сангэн// на основе специальных приёмов для //кото//, умело преобразованных в приёмы, отражающие тонкие нюансы для //сангэн//. В //каэтэ// есть ряд пассажей, которые требуют высокого уровня исполнительского мастерства и непостежимой структурой, выявленной в обоих частях — это сочетание утонченной окраски тона //сангэн// и динамики музыкального темпа. Это исполнение полностью показывает очарование //дзиута сангэн//. И //хонтэ// и //каэтэ// настроены в //хон тёси//, хотя в 7ом дане //каэте// 1я строка тональностью ниже и превращается в //ити сангэн//. ===== Аоки Рэйбо II (Aoki Reibo II) ===== [Существует вариант пьесы], где партия сякухати (//хонтэ// и //каэтэ//) были аранжированы //Аоки Рэибо II//. //Кэнгё Яцухаси// (1614-1685) следовал стихийности и независимости //сокёку// (музыки для //кото//) и составил //«Дан-моно»// (музыкальные произведения в несколько частей) из шести //дан// (частей) и восьми //дан// (частей). Считается, что //«Мидарэ»// составил //Кэнгё Яцухаси//. Пьеса была разработана как //риндзэцу// в школе //Тикуси Кото//. Но следует учитывать, что основная оранжировка была у //Яцухаси//. Существует так же версия, что дальнейшая аранжировка была добавлена лучшим учеником //Яцухаси//, //Кэнгё Китадзима// (Kengyo Kitajima). В то время, как другие пьесы //дан-моно// содержат одинаковое количество ударов в каждом //дане// — 52, количество ударов в каждом //дане// этой пьесы непостоянно, изменения темпа более свободно и разнообразно, отсюда и происходит название пьесы //«Мидарэ»// (непостоянство). //Сякухати каэдэ// была аранжирована //Аоки// для записи альбома //«Musiques de l'Asie Traditionnelle Vol 20 Japon - The Shakuhachi of Reibo Aoki»// в январе 1982 г. ===== Ёкояма Кацуя (Yokoyama Katsuya) ===== Эта мелодия была написана //Яцухаси Кэнгё// (//Кэнгё// — это чин или ранг буддийского монаха), который, как говорят, создал настройку для //Кото//, умер в 72 года в 1685 г. В этом же году на Западе родились два великих композитора Иоганн Себастьян Бах и Георг Фридрих Гендель. Мелодии, такие как //«Рокудан»// и //«Хатидан»//, которые можно охарактеризовать, как //«Дан-моно»// или //«Сирабэ-моно»// - это сольная музыка для //кото// без вокала. Как правило, //Дан-моно// состоит из нескольких //дан//, каждый //дан// фиксирован и содержит 52 удара. Темп постепенно ускоряется от //дана// к //дану// и успокаивается на заключительных фразах в последнем //дане//. Но //«Мидарэ»// является исключением из //дан-моно// потому, что количество ударов в каждом //дане// не фиксируется и темп вдруг успокаивается на полпути, поэтому пьеса называется //«Мидарэ»// (беспорядок). Когда мы слушаем эту мелодию, мы очень впечатляемся страстью композитора //кото//.