====== Сякухати из дуба ======
Доброго времени суток уважаемые Гости и Обитатели форума!
Насколько мне не изменяет память, на форуме несколько раз подымалась тема о создании флейт Сякухати из альтернативных материалов, в том числе и дерева. Я не могу похвастаться огромными познаниями в этой области, но может мой опыт и фотографии и послужат кому-нибудь хорошим подспорьем в этом нелёгком ремесле.
====0.) Мысль.====
Как многие человеки «нынешнего поколения» уже уразумели: **ВСЕ наши мысли** и желания рано или поздно, в зависимости от их содержания и благостности – **материализуются**!\\
Чтобы всё дело завертелось, постарайтесь хорошенько сформулировать свою мысль, задать цель, продумать ВЕСЬ ПРОЦЕСС до мелочей, даже можно набросать планчик флейты или взять чужую - за основу.\\
Как в старой пословице : «Ни один мастер ДЗЕН не выпустит стрелы, не поразив прежде цели».
====1.) Подбор древесины.====
Выбор древесины для флейты дело сугубо индивидуальное. Необходимо исходить из личных предпочтений и физических свойств дерева.\\
__**Плотность материала.**__ Яблоня, дуб, ясень, вишня, берёза - все имеют разную плотность и в соответствии с из себя будут извлекать совершенно разные звуки (всё равно что извлекать звуки из стальной и скажем алюминиевой кастрюли). Люди на форуме про диджериду (а меня и туда заносило:) писали, что хорошими акустическими свойствами обладают: Дубы и Ясени, так же меньшими немного меньшими способностями обладают клёны, вишни (только, думаю, будет проблематично найти вишню такого диаметра).
__**Свойства для обработки.**__ Это тоже отчасти относиться к плотности, но есть несколько пожеланий :-). Первой моей пробой была берёза (ниже ещё будет её фотография). Хорошо просушенная. Но при обработке на станке, да и при сверлении внутренности канала от неё отскакивали большие кусочки. Тяжко было бы такие огрехи заполировывать. Это напрямую связано со строением волокон берёзы.
Или скажем, ещё в качестве заготовки я пытался избрать Толстый ствол Сирени. Я минут 30 его просто пытался пополам ПОПЕРЁК распились, а что бы было, если бы решил в нём сверлить отверстие в 2 см. на всю длину (в общем, бросил эту затею).
__**Смолы.**__ Где то на форуме видел информацию о флейте, изготовленной из породы хвойного дерева. Ещё автор писал, что при длительной игре и разогреве инструмента на нём могли выступать малые капельки смол и пальцы начинали как бы липнуть к инструменту.
Не спорю, можно и так. Если есть желание и мысль.
От себя же добавлю, что подобный эффект был бы не желателен если флейту покрывать лаком или какими либо составами.
__**Насыщенность водой.**__
Древесина для заготовки должна быть хорошо просушена (как сушить дерево чтобы оно не потрескалось уже писали на форуме, да и в интернете есть немало информации на эту тему – поэтому опустим этот вопрос). У меня немало потрескалось заготовок, прежде чем получилось то, что нужно.
Ещё дополню, что и сильно пересушенное дерево тоже малопригодно, становиться чересчур хрупким и ломким (могут отскакивать щепы и куски).
__//Ну, на крайний случай опускаем все заморочки и берём первое попавшееся брёвнышко, что валяется под рукой//__ :-D:-x
Я остановил-таки свой выбор на стволе **''дуба''**, благо давно поваленное дерево в дубовой рощице возле отцовской деревни не сложно было найти. Заготовка на 65 см. и 10см. в диаметре (после снятия коры осталось всего 8см.)
====2.) Сверление внутреннего канала заготовки.====
Сразу замечу – процесс очень тяжёлый и требует определённой тренировки и терпения.\\
Эта тема так же поднималась на форуме и если у кого есть желание отыскать её и разместить здесь ссылку – милости прошу.
Так же там упоминалась приспособа типа этой:
{{:shakuhachi:making:kontent2.jpg?300|Приспособа}}
Я же сверлил по старинке.
Отец держал заготовку – я гудел дрелью и проверял свой глазомер (ох и было же потом нашу заготовку на токарном - пришлось немного подтёсывать топором).\\ {{ :shakuhachi:making:udlinitel_perovyx_sverl.jpg?200|Удлинитель}}\\
Для сверления я использовал хорошую дрель и перовое сверло на 20мм.\\
__**А ТАКЖЕ!!! ДВА удлинителя перовых свёрл по 40см.**__ (они - совмещаемы).
Свёрла часто застревали, так же сильно нагревались, приходилось каждые пару минут останавливаться и вытряхивать опилки. В общем, много было хлопот. Фоток к сожалению нет, потому как забыл захватить с собой в деревню фотоаппарат.
Да, забыл упомянуть, перед дубовой заготовкой была берёзовая (пробная). Её Батька сверлил сам, без меня и с двух сторон, поэтому канал вышел не ровный. В результате, при работе на токарном, толщина стенок с одной стороны была большой, а с другой получилась дырень! (Было немного обидно:)
{{:shakuhachi:making:dyrjavaja.jpeg?200|Дырявая}}
Просверлили - отлично. Осталось дело за малым. Разжиться у знакомых или в магазине **МЕТРОВЫМ ТОКАРНЫМ СТАНКОМ** :)
====3.) Токарные Работы.====
Процесс токарных работ я описывать не буду, думаю каждый мужчина имеет представление о этом сакральном действе. Остановлюсь лишь на главных нюансах.
В патрон такую огромную заготовку вставить было нереально, мы использовали спец. насадку с отверстиями для саморезов (по ходу пьесы приходилось их пару раз подтягивать из за сильных вибраций).
{{:shakuhachi:making:sxema_kreplenija.png?200|Схема крепления}}
И ещё, удобней когда перед глазами повешен план или фотография со всеми размерами. Отцентровали, обточили, нанесли размеры по ним точили форму. Ещё нужно оставить по диаметру 1-2мм. – на доработку, сперва грубой наждачкой, потом нулёвочкой.
Кстати – Мусора и шума от этого процесса уж очень много, хорошо бы делать всё в мастерской или подсобке. Мне повезло, у Отца для таких вот экспериментов отведено спец. помещение в частном доме и я мог без спешки и боязни злючих соседей спокойно два часа придаваться творчеству.
{{:shakuhachi:making:flejta_001.jpg?150|}}{{:shakuhachi:making:flejta_012.jpg?150|}} {{:shakuhachi:making:flejta_015.jpg?150|}}{{:shakuhachi:making:flejta_022.jpg?150|}}{{:shakuhachi:making:flejta_023.jpg?150|}}{{:shakuhachi:making:flejta_026.jpg?150|}}
====4.) Дополнительно.====
Ещё столкнулся с такой проблемой… Видимо ствол не до конца был просушен, и по истечении пары дней на нижнем конце флейты (на запасном материале) появились пару неглубоких трещин. Не долго думая, скрепил низ хомутом, и трещинки залил супер клеем с дубовыми опилками. Помогло. Трещинки остановились и дальше не пошли.\\
{{ :shakuhachi:making:001.jpg?100 |}}
//**Далее в своём повествовании буду останавливаться на наиболее интересных моментах, подразумевая в контексте, что каждый мастер в той или иной степени владеет основами флейтостроения. Однако если возникнуть вопросы постараюсь с радостью на них ответить.**//
====5.) Полировка внутреннего канала.====
Думаю, каждый мастер это делает на свой манер и лад. Раньше я использовал дрель со специальными самодельными свёрлами (с основой из толстых электродов:). Сейчас я предпочитаю делать всё вручную. Замечу только, что очень полезным будет изготовить из толстых прямых бамбуковых палочек самодельные «напильники», приклеив к ним шкурку разной степени грубости. Они намного удобней железных напильников, нужная длинна, нужный диаметр, малая себестоимость, и шкурку можно заменять.
Да, ещё одна полезность, чтобы лучше ориентироваться в обстановке внутри канала я использую маленький фонарик. В его свете все неровности и огрехи видны как на ладони.
{{:shakuhachi:making:img_0787.jpg?175|}}{{:shakuhachi:making:img_0788.jpg?85|}}{{:shakuhachi:making:img_0791.jpg?85|}}{{:shakuhachi:making:img_0795.jpg?150|}}
====6.) Утагучи.====
Плоским напильником делаем утагучи, доводим мелкой шкуркой.\\
Градусы скоса указаны в книгах, а так же не раз обсуждались на форуме.\\
{{:shakuhachi:making:img_0792.jpg?150|}}
====7.) Отверстия.====
Сверлите отверстия – аккуратней, ибо дерево может скалываться, как и бамбук. Необходимо сразу шилом намечать отверстие, чтоб сверло не соскочило по цилиндру и не испортило внешний вид заготовки. Не забудем вставить в ствол какую-нибудь дополнительную палку, чтоб не испортить внутренних стенок флейты. Ну и конечно брать меньшие по диаметру свёрла и доводить уже напильником и шкуркой. Для сравнения положил рядом Пластиковую Сякухати-Ю.\\
{{:shakuhachi:making:img_0813.jpg?150|}}{{:shakuhachi:making:img_0828.jpg?150|}}{{:shakuhachi:making:img_0831.jpg?150|}}
====8.) Вставка в Утагучи.====
Так же…Тема не раз затрагивалась.\\
Обычно я делаю вставочку, перед тем как делать отверстия на стволе, но на этот раз был другой случай, я же не знал, будет он вообще строить или нет.\\
Подготовили инструмент. Нашинковали немного чёрного дерева. Отметить карандашом/ручкой на утагучи будущее углубление. Постепенно не торопясь с помощью надфилей и особо острых ножей выбрать необходимое углубление. Сверяемся со вставочкой каждые 30секунд, чтоб не убрать лишнего. Я еще, перед тем как вклеивать вставку наношу у неё на боках и нижней грани – небольшие риски, для лучшего скрепления. Может в них и нет надобности, просто привычка, заимствованная из студенческих лет посвящённых керамике.\\
Заливаем клеем и утрамбовываем опилками (дубовыми или чёрным деревом).\\
Сушим. Потом снимаем излишки дерева изнутри флейты. !!! Делается это либо самодельным напильником, либо железным , НО СОВЕТУЮ НАМОТАТЬ НА САМЫЙ КОНЕЦ инструмента немного скотча/крепа, чтобы не испортить неверными движениями внутренний канал флейты. Потом снимаем излишки с наружной стороны, всё доводим нулевой шкуркой. Готово.\\
{{:shakuhachi:making:vstavka_v_utaguchi_01.jpg?150|}}{{:shakuhachi:making:vstavka_v_utaguchi_02.jpg?150|}}{{:shakuhachi:making:vstavka_v_utaguchi_03.jpg?150|}}{{:shakuhachi:making:vstavka_v_utaguchi_04.jpg?150|}}{{:shakuhachi:making:vstavka_v_utaguchi_05.jpg?150|}}{{:shakuhachi:making:vstavka_v_utaguchi_06.jpg?150|}}{{:shakuhachi:making:vstavka_v_utaguchi_07.jpg?150|}}{{:shakuhachi:making:vstavka_v_utaguchi_08.jpg?150|}}{{:shakuhachi:making:vstavka_v_utaguchi_09.jpg?150|}}{{:shakuhachi:making:vstavka_v_utaguchi_10.jpg?150|}}
{{:shakuhachi:making:vstavka_v_utaguchi_11.jpg?93|}}{{:shakuhachi:making:vstavka_v_utaguchi_12.jpg?150|}}{{:shakuhachi:making:vstavka_v_utaguchi_13.jpg?150|}}{{:shakuhachi:making:vstavka_v_utaguchi_14.jpg?150|}}{{:shakuhachi:making:vstavka_v_utaguchi_15.jpg?150|}}
====9.) Лакировка.====
Так же обсуждалось.\\
Упомяну лишь о том, что в одной из тем (поправьте меня, если сможете ссылкой на тему и именем мастера) описывался рецепт изготовления янтарного лака. Без утайки скажу, я пробовал его изготовить, но толи руки не из того места растут, толи скипидар был не той крЭпости. В общем – залажал всё, переведя при этом бусики, пару солидных кусков янтаря, порцию масла и скипидара.{{:shakuhachi:making:lak_01.jpg?150|}}{{:shakuhachi:making:lak_02.jpg?150|}}\\
В конечном итоге покупал хороший/дорогой ЯХТЕНЫЙ лак от Тикуриллы.\\
Да, ещё совсем забыл добавить, при лакировке флейты с двух сторон (снаружи и изнутри) желательно сперва наносить лак с наружной стороны. Если сперва чёрным лаком красить внутренний канал, то можно запачкать ствол флейты,… потом ещё проблем не оберёшься с зачисткой.
====10.) Ву-а-ля.====
Ну в принципе вот и результат.
{{:shakuhachi:making:dsc01144.jpg?150|}}{{:shakuhachi:making:dsc01146.jpg?150|}}\\ {{:shakuhachi:making:dsc01149.jpg?150|}}{{:shakuhachi:making:dsc01151_cr.jpg?300|}}{{:shakuhachi:making:dsc01147.jpg?56|}}
От себя добавлю, что звук не похож ни на пластик, ни на бамбук. Что то среднее…
Были и огрехи, и удачные нововведения. Скажем при ровном канале в 2см., толщиной стенок 6мм. и длине 54,5см. базовая нота у неё была ниже РЕ. Т.е. в результате получился строй До ДИЕЗ. Для стандартного строя РЕ я думаю надо было менять длину флейты, или, скажем, компенсировать это за счёт меньшего диаметра внутреннего канала. На тот момент я не ставил подобной цели.
**Думаю, сейчас бы я эту флейты делал совсем по другому… И не факт, что она была бы цельной))).**
За неимением возможности записать звук я обратился к администратору форума и он любезно согласился протестировать флейту и в последствии выложить в теме свою конструктивную критику и соображения.
**Уф. КАК МНОГО БУКАФ, давно так не развлекался. Благодарю за внимание. Побежал надевать дождевик и готовиться к тухлым яйцам и помидорам. Заранее спасибо за критику...**