====== Книги по сякухати ====== ---- В этом разделе собраны все __книги__, переведённые на данный момент на русский язык. Полный список книг и статей о сякухати смотрите в разделе[[books:translation:start|"Переводы"]]. ---- ===== Статьи ===== ---- ==== Джэймс Сэнфорд ==== **[[books:translation:james_h_sanford:shakuhachi_zen._the_fukeshu_and_komuso|Shakuhachi Zen. The Fukeshu and Komuso]]** * Ранний период * Реализация фальсификации * Регулирование секты * Ранги и образ жизни * Комусо и сякухати * Упадок и запрещение братства ==== Джон Кайзан Нептюн ==== **[[books:translation:jon_neptune:an_interesting_bore|]]** ---- ===== Учебные пособия ===== ---- ==== Кацуя Ёкояма ==== **[[books:translation:katsuya_yokoyama:shakuhachi_koten_honkyoku|]]** * Введение * Характерные черты хонкёку * Специфика записи партитуры хонкёку * О партитуре * Выводы * Описание классических сякухати хонкёку * Примечание * Примечание: о видах линий * Символы и обозначения * Техники //коро-коро// * Важные замечания * Отсутствие вибрато * Правильная высота для мэри-звуков * Практика Хонкёку * //ХА-РО//: От основ к возвышенному * //ТИ-РУ// или //Э-РУ но Тэ// * Ритм //Татами-Коми// * Глоссарий (дополнительные поясняющие надписи, которые встречаются в партитуре) ==== Кэйсуке Дзэнъёдзи ==== **[[books:translation:keisuke_zenyoji:beginners_guide_to_shakuhachi|]]** * [[books:translation:keisuke_zenyoji:beginners_guide_to_shakuhachi#predislovie_ot_avtora|Предисловие от автора]] * **[[books:translation:keisuke_zenyoji:beginners_guide_to_shakuhachi#vvedenie|ВВЕДЕНИЕ]]** * Части сякухати * Обращение с сякухати * **[[books:translation:keisuke_zenyoji:beginners_guide_to_shakuhachi#glava_1_ispolnenie_prostyx_pesen|ГЛАВА 1. ИСПОЛНЕНИЕ ПРОСТЫХ ПЕСЕН]]** * Как правильно держать сякухати * Формирование амбушюра * Положение подбородка * Дыхание и звукоизвлечение * Исполнение простых песен * Смена октав * Полу-прикрытия * Практика высоких нот * **[[books:translation:keisuke_zenyoji:beginners_guide_to_shakuhachi#glava_2_ponjatija_ob_osnovnyx_texnikax|ГЛАВА 2. ПОНЯТИЯ ОБ ОСНОВНЫХ ТЕХНИКАХ]]** * Основы звукоизвлечения * Выбор сякухати по форме мундштука * Практика звукоизвлечения * Удержание сякухати * Перемещение ваших пальцев * Движение подбородка * **[[books:translation:keisuke_zenyoji:beginners_guide_to_shakuhachi#glava_3_ustranenie_nepoladok|ГЛАВА 3. УСТРАНЕНИЕ НЕПОЛАДОК]]** * Не получается создать звук * Не получается стабилизировать флейту * Дыхательные техники * **[[books:translation:keisuke_zenyoji:beginners_guide_to_shakuhachi#glava_4_istorija|ГЛАВА 4. ИСТОРИЯ]]** * Древние сякухати * Период средневековья и Хитоёгири * Комусо и Миёгири * Упразднение секты Фукэ и Пост-Мэйдзи период сякухати * Пересмотр обозначений и новое движение в музыке Японии * Современная японская музыка и сякухати * **[[books:translation:keisuke_zenyoji:beginners_guide_to_shakuhachi#posleslovie|ПОСЛЕСЛОВИЕ]]** ==== Токуяма Такаси ==== **[[books:translation:tokuyama_takashi:take_no_michi_the_path_of_bamboo|]]** * О данном руководстве * Расширенные пальцевые техники * АТАРИ – воздействие на ноту * Пальцевые комбинации * Смена пальцев * Техники подбородка * ЮРИ – создание вибрато путем качания головы * Техники дыхания * Аппликатура ==== Ёсинобу Танигути и Майкл Голд ==== **[[books:translation:yoshinobu_taniguchi_michael_gould:kak_igrat_na_klassicheskoj_sjakuxati]]** Это пособие поможет в самостоятельном изучения специфических аппликатур школы //Докёку// и техники //наяси//. Пособие состоит из 3х разделов. Раздел 1 представляет собой справочную информацию, иллюстрирующую особые ноты, обычно это производные полного тона, //тю-мэри//, //мэри//, //дай-мэри//, тональности с одинаковой высотой но различными обозначениями, важные секвенциальные модели, основные аппликатуры и объяснения к ним. Раздел 2 включает в себя объяснение методов //Наяси//, базовых техник практического обучения и ноты колыбельной //Эдо но Комори Ута//.Раздел 3 содержит партитуры классических пьес сякухати хонкёку – //Хонсирабэ//, //Тамукэ//, //Сика но Тонэ//. В качестве бонуса - партитура пьесы //Кумоидзиси//. * [[books:translation:yoshinobu_taniguchi_michael_gould:kak_igrat_na_klassicheskoj_sjakuxati#vvedenie|ВВЕДЕНИЕ]] * [[books:translation:yoshinobu_taniguchi_michael_gould:kak_igrat_na_klassicheskoj_sjakuxati#razdel_1_spravochnyj|РАЗДЕЛ 1 — справочный]] * Техники НИОРИ МЭРИ и ДАЙ МЭРИ * РО, РО но мэри и РО но Дай-мэри * ЦУ но мэри, ЦУ но Тю-мэри, САН но ХА, ТА, НИ СИ ГО но ХА * РЭ, РЭ но Тю мэри, РЭ но мэри * Схема нот сякухати и их западных эквивалентов * У, У но РЭ * ТИ, ТИ но мэри * РИ, РИ но Тю мэри, РИ но мэри, РИ но Дай мэри, КОРО КОРО, ХОРО ХОРО, КАРА КАРА * Схема №1 - Базовая аппликатура * Схема №2 - Базовая аппликатура * [[books:translation:yoshinobu_taniguchi_michael_gould:kak_igrat_na_klassicheskoj_sjakuxati#razdel_2_texniki_najasi_partitura_kolybelnoj_ehdo_no_komori_uta|РАЗДЕЛ 2 — техники Наяси, партитура колыбельной "Эдо но Комори Ута"]] * Наяси * Основные техники. Схема эквивалентных обозначений * БАЗОВЫЕ ТЕХНИКИ (1) * БАЗОВЫЕ ТЕХНИКИ (2) * БАЗОВЫЕ ТЕХНИКИ (3) * ЭДО НО КОМОРИ УТА (Колыбельная Эдо) * [[books:translation:yoshinobu_taniguchi_michael_gould:kak_igrat_na_klassicheskoj_sjakuxati#razdel_3_-_partitury_klassicheskix_pes_sjakuxati_xonkjoku|РАЗДЕЛ 3 - партитуры классических пьес сякухати хонкёку]] * ХОНСИРАБЭ * ТАМУКЭ * СИКА НО ТОНЭ * БОНУС - КУМОИ ДЗИСИ ==== Кога Масаюки ==== **[[books:translation:koga_masayuki:shakuhachi_japanese_bamboo_flute:start]]** **[[books:translation:koga_masayuki:shakuhachi_japanese_bamboo_flute:01_introduction|]]** * ПОСВЯЩАЕТСЯ * БЛАГОДАРНОСТИ * ПРЕДИСЛОВИЕ * ВВЕДЕНИЕ * Преподавание и обучение * Забота о сякухати **[[books:translation:koga_masayuki:shakuhachi_japanese_bamboo_flute:02_part1|]]** * Подготовка * Положение языка * Положение зубов * Функция челюсти * Форма губ и их приоткрытие * Губы и дыхание * Капилярность * Горло и диафрагма * Осанка * Контрольный список действий для создания начального звука * Пальцы и руки * Название пальцевых отверстий и соответствующие аппликатуры * Основные пять нот и их аппликатуры * РО * ЦУ * РЭ * ТИ * РИ * Упражнения для основных пяти нот * Низкий регистр и высокий регистр * Правила регистров * Обозначения повторений * Удары * Обозначения ритма * Отметки дыхания * Мери (メリ) и Кари (カリ) * Забота о каждой ноте * **[[books:translation:koga_masayuki:shakuhachi_japanese_bamboo_flute:02_part1#detskie_pesni_i_narodnye_melodii|ДЕТСКИЕ ПЕСНИ И НАРОДНЫЕ МЕЛОДИИ]]** * Хиномару, Оумано Ояко, Юякэ Коякэ * Куцуганару, Сунаяма, Хиэцукэ Буси * Минато, Харугакита, Фудзинояма, Томосиби * Арауми, Цукино Сабаку, 2 песни без названия (муз. Масаюки Кога) * 2 песни без названия (муз. Масаюки Кога), Сакура * Кодзёноцуки, Кадзоэ Ута, Юякэ Коякэ * Тэннэт но Би, Юкино Фуруматё, Оэдо Нихонбаси * Пэтика, Дэфунэ, Ханаёмэнингё * Акатонбо, Сакурагаино Ута, Ицугино Комориута * Сикарарэте, Нанбу Усёиута, Карататино Хана * Классификация музыки сякухати * **[[books:translation:koga_masayuki:shakuhachi_japanese_bamboo_flute:02_part1#pjat_pes_sankjoku|ПЯТЬ ПЬЕС САНКЁКУ]]** * 黒髪 Куроками (KUROKAMI) * 鶴の声 Цуру но Коэ (TSURUNOKOE) * 袖香炉 Содэ Коро (SODEKORO) * 小簾の戸 Косуното (KOSUNOTO) * 新高砂 Синтакасаго (SHINTAKASAGO) * Основные пьесы санкёку * Ёби Дакэ — Юкэ Дакэ 呼竹受竹 **[[books:translation:koga_masayuki:shakuhachi_japanese_bamboo_flute:03_part2|ЧАСТЬ 2. ПРОДВИНУТЫЕ ТЕХНИКИ]]** * **[[books:translation:koga_masayuki:shakuhachi_japanese_bamboo_flute:03_part2#glava_1_osnovy|ГЛАВА 1. ОСНОВЫ]]** * А. Высота тона * B. Гамма * С. Низкий регистр и высокий регистр II * D. Ритм * Е. Динамика * F. Атари 当り — украшение ноты * G. Вибрато * H. Интонация * I. Мэри и Кари — небольшое повышение и понижение высоты тона * J. Применение усовершенствованных методов * **[[books:translation:koga_masayuki:shakuhachi_japanese_bamboo_flute:03_part2#glava_2_osobye_zvuki|ГЛАВА 2. ОСОБЫЕ ЗВУКИ]]** * А. Портаменто * В. Ори オリ — небольшое снижение высоты тона и возвращение к исходному * С. Переход от трели к вибрато * D. Двойная трель * Е. Микротоны * F. Фукикири 吹き切り - специальное окончание тональности или акцент фразы за счет внезапного и сильного выдоха воздуха * G. Изменение тоновой окраски * H. Интенсивное дыхание * I. Трепетание звука * J. Аппликатура * K. Название аппликатур * **[[books:translation:koga_masayuki:shakuhachi_japanese_bamboo_flute:03_part2#glava_3_klassicheskaja_muzyka_xonkjoku|ГЛАВА 3. КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА... ХОНКЁКУ]]** * А. Пять основных нот * В. Структура фразы * С. Мелодическая прогрессия РО-РЭ * D. Итион Дзёбуцу 一音成仏... Одна нота, Совершенная * Е. Перечень основных хонкёку 本曲 **[[books:translation:koga_masayuki:shakuhachi_japanese_bamboo_flute:04_part3|ЧАСТЬ 3. ИСТОРИЯ 歴史]]** * Схематическая диаграмма исторического влияния * **[[books:translation:koga_masayuki:shakuhachi_japanese_bamboo_flute:04_part3#glava_1_istoricheskie_dokumenty|ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ]]** * Философия невербальной артикуляции в японской культуре * Проблемы перевода из-за философской обусловленности * Исторические периоды Японии * **[[books:translation:koga_masayuki:shakuhachi_japanese_bamboo_flute:04_part3#glava_2_forma_i_struktura_sjakuxati|ГЛАВА 2. ФОРМА И СТРУКТУРА СЯКУХАТИ]]** * Хитоёгири * Тэмпуку и три узла хитоёгири * Фукэ сякухати * **[[books:translation:koga_masayuki:shakuhachi_japanese_bamboo_flute:04_part3#glava_3_istoricheskoe_razvitie_sjakuxati|ГЛАВА 3. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СЯКУХАТИ]]** * Поэма Фукэ Дзэндзи * **[[books:translation:koga_masayuki:shakuhachi_japanese_bamboo_flute:04_part3#glava_4_vlijanie_fukeh-sju_na_strukturu_zvuka_sjakuxati|ГЛАВА 4. ВЛИЯНИЕ ФУКЭ-СЮ НА СТРУКТУРУ ЗВУКА СЯКУХАТИ]]** * I. Улучшения в конструкции инструмента * II. Создание оригинальной гаммы сякухати * **[[books:translation:koga_masayuki:shakuhachi_japanese_bamboo_flute:04_part3#glava_5_nekotorye_zamechanija_otnosjaschiesja_k_razvitiju_sjakuxati|ГЛАВА 5. НЕКОТОРЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ, ОТНОСЯЩИЕСЯ К РАЗВИТИЮ СЯКУХАТИ]] ** * Китай * Индия * Греция **[[books:translation:koga_masayuki:shakuhachi_japanese_bamboo_flute:05_appendix]]** * А. Система центов * В. Микротоны и оригинальные сякухати гаммы * Микро-аккорды * Взаимосвязь между микро-мелодией и микро-динамикой * Прогрессии микро-мелодий * С. Обертона * Значения обертонов в центах (#2 - #12) * Значения обертонов в центах (#1 - #50) * Значение обертонов в центах, сниженных до первоначальных обертонов **[[books:translation:koga_masayuki:shakuhachi_japanese_bamboo_flute:06_finale]]** ---- ===== Диссертации ===== ---- **Райли Кели Ли** - [[books:translation:riley_kelly_lee:yearning_for_the_bell|Тоска по колоколу: исследование передачи традиции сякухати хонкиёку]]