====== Аппликатура Кинко ====== В данный момент нет конкретной школы //Кинко//, есть, скорее, **//стиль Кинко//**. Многие школы обучают в //Кинко// стиле. Например, школа //Котику Кай// или отдельные сэнсэи. Единого главы школы в //Кинко// (в отличие от, например, [[shakuhachi:schools:Tozan|Тодзан]] или [[shakuhachi:schools:dokyoku|Докёку]]) нет. Подробнее: [[shakuhachi:schools:kinko]] ---- ====== АППЛИКАТУРА СЯКУХАТИ (в обозначениях школы Кинко) ====== //Nyokai-An Dojo// **Источник: http://nyokai.com** ===== Вступление ===== Это небольшое пособие условно можно разделить на две части. Первый раздел — БАЗОВЫЕ НОТЫ — предлагает начинающим исполнителям простое, ясное руководство без //мэри//-нот, а так же без какой-либо еще дополнительной информации. Во втором разделе представлены более детальные диаграммы, которые представляют из себя полный спектр распространённых аппликатур и обозначений с некоторыми дополнительными объяснениями, начиная с самой низкой ноты и поднимаясь вплоть до третьей октавы. ===== Что я пропустил ===== Я ограничился общими //Кинко//-обозначениями. Я не включал какие-либо специально-модифицированные символы, используемые некоторыми школами. Я так же опустил часто путаемый многими «слэш» для //мэри// и //тю мэри//. Я не включил (в пособие) какие-либо нотации, используемые в специальных техниках //«ка-ра»// или //«ко-ро-ко-ро»//. Я не использовал графические различия между различными прикрытиями пальцевых отверстий в нотах //мэри//. Они варьируются от флейты к флейте и от школы к школе, так что я решил использовать единое обозначение — прикрытие отверстия на 1/2 в любом случае. //Сякухати// — это микротональный инструмент, а это означает, что традиционная музыка часто требует такую высоту тона, которая попадает между высотами, которые мы обычно используем в западной музыке. Так же я опустил объяснения того, что такое фактическая высота тона, просто указал на грубые приближения к западным «АВС»-обозначениям. Более точные диаграммы требуют объяснений типа «//ЦУ-мэри// часто играют по крайней мере на 20 центов ниже, нежели //Ми-бемоль// в западных обозначениях» и т. д. и т. п. На самом деле фактическая высота тона сильно варьируется от школы к школе и от игрока к игроку. Я только иногда использую знак //минус// (-) для указания на использование понижения западной высоты тона. ===== Базовые ноты ===== {{ :shakuhachi:applications:applikatura-i.jpg?650 |}} ===== Основные ноты мэри ===== В некоторых партитурах ноты //мэри// обозначаются небольшим знаком косой черты (слэш), пересекающей основную ноту. Часто эта черта используется для обозначения полной ноты //мэри//, в то время, как в других случаях она используется для обозначения //тю мэри// для отличия от полного //мэри//. Так как эта форма записи изначально малопонятна, то я её не выбрал, чтобы избежать непонимания в дальнейших диаграммах. Я использовал стрелки для указания приблизительной степени понижения подбородка — три стрелки указывают на наиболее глубокое //мэри//, одна стрелка — не глубокое //мэри//. Знак //минус// (-) после западных обозначений эквивалентен индикатору того, что ноту, используемую игроком, нужно играть ниже. ==== I. Нижняя октава ==== {{ :shakuhachi:applications:ro-ocu.jpg?650 |}} === Примечания === * Некоторые школы считают //До-диез// - //РО-мэри// и //До// - //РО-дай-мэри// * Во многих школах //РО// повторяют с использованием отверстия #2 (нижней части флейты), а в некоторых школах оно повторяется более привычно с использованием нижнего отверстия //[т. е. #1 – прим.пер.]// {{ :shakuhachi:applications:cu-ocu_na_sajt_.jpg?650 |}} === Примечания === * //ЦУ-тю-мэри// может так же быть исполнено как со слегка затенённым нижним отверстием или с использованием опускания подбородка. * Все //ЦУ// обычно повторяют с помощью удара по отверстию #2 {{ :shakuhachi:applications:reh-ocu.jpg?650 |}} === Примечания === * Редко, в некоторых школах считается, что //РЭ-мэри// играется ближе к //Фа-диез//, нежели к //Фа// * Частичное прикрытие нижнего отверстия при //РЭ-мэри// позволяет понизить звук до //ЦУ-тю-мэри//, обычная модель (перехода) * Ноты //РЭ// можно повторить с использованием отверстий #4, #3, #2 или даже #1 в зависимости от контекста. Если не указано конкретное пальцевое отверстие, то #3 является наиболее распространённым в //хонкёку// {{ :shakuhachi:applications:u-ti_ocu_.jpg?650 |}} === Примечания === * Иногда //Ти-мэри// может исполняться в нижней октаве (вместо //У//). Её будет просто играть по третьей из перечисленных аппликатур для //У// * На некоторых флейтах, особенно антикварных, желательно играть //ТИ-дай-кари// (//Ля-диез//) просто с аппликатурой обычного //ТИ// и приподнять подбородок от нейтрального положения к //кари// * //У// и //ТИ// обычно повторяется ударом по отверстию #4 {{ :shakuhachi:applications:ri.jpg?650 |}} === Примечания === * В //хонкёку// некоторых школ, используя при этом в основном базовые обозначения //Кинко//, следуя за //Тодзан//, используют //ХА// (ハ) вместо //РИ// (リ). Это очень распространено! * Ноты //РИ// в основном повторяют с использованием отверстия #5 {{ :shakuhachi:applications:i.jpg?650 |}} === Еще аппликатуры нижней октавы === |{{:shakuhachi:applications:nishigonoha.jpg?100|}}| Это, как правило, изящная нота исполняется перед //РО// второй октавы, а так же в общей схеме, известной как //«ХА-РО»//. В нескольких хонкёку она выступает как самостоятельная нота. Повтор ноты осуществляется ударом по отверстию #3| |{{:shakuhachi:applications:nishigonoha2.jpg?100|}}| Эта аппликатура играется в некоторых //хонкёку// и //гайкёку// очень естественно, в частности следуя за //РИ-мэри//. Повтор ноты осуществляется с помощью отверстия #4 или отверстия #3| |{{:shakuhachi:applications:nishigonoha3.jpg?100|}}|По высоте тона эта нота сравнима с //РО// второй октавы, только исполняется более ветренно| ==== II. Вторая октава ==== {{ :shakuhachi:applications:ro-ocu.jpg?650 |}} === Примечания === * Некоторые школы считают //До-диез// -- //РО-мэри// и //До// - //РО-дай-мэри// (大メ) * Во многих школах РО повторяют с использованием отверстия #2 (нижней части флейты), а в некоторых школах оно повторяется более привычно с использованием нижнего отверстия {{ :shakuhachi:applications:cu-kan.jpg?650 |}} === Примечания === * //ЦУ-тю-мэри// можно так же играть с затенённым нижним отверстием и опущенным подбородком * Во многих школах //ЦУ-мэри// играется ниже, чем западная //Ре-диез// * Высота тона //Ре-диез/Ми-бемоль// можно так же получить, как //РО-кари// (ロカ) с открытыми отверстиями #4, #5 и высоко подняв подбородок. Это приводит к более полному и громкому звучанию, нежели у //ЦУ-мэри// * Все //ЦУ// обычно повторяются ударом по отверстию #2 {{ :shakuhachi:applications:reh-ocu.jpg?600 |}} === Примечания === * Редко, в некоторых школах считается, что РЭ-мэри играется ближе к Фа-диез, нежели к Фа * Частичное прикрытие нижнего отверстия при РЭ-мэри позволяет понизить звук до ЦУ-тю-мэри, обычная модель (перехода) * Ноты РЭ можно повторить с использованием отверстий #4, #3, #2 или даже #1 в зависимости от контекста. Если не указано конкретное пальцевое отверстие, то #3 является наиболее распространённым в //хонкёку// {{ :shakuhachi:applications:u-ti_kan_.jpg?600 |}} === Примечания === * В некоторых школах //ити-сан-но-У// так же называют //РУ// (ル). Но не нужно её путать с используемым //РУ// в обозначениях Кинко, которое говорит, что это //«удар по первому отверстию»// * На некоторых флейтах, особенно антикварных, возможно, и даже желательно играть //ТИ-дай-кари// (//Ля-диез//) с аппликатурой обычного //ТИ// и подъёмом подбородка от нейтрального положения в //кари// * //ТИ// обычно повторяется ударом по отверстию #4 {{ :shakuhachi:applications:usan-xi.jpg?600 |}} === Примечания === * //ХИ// во всех его формах повторяется ударом по отверстию большого пальца {{ :shakuhachi:applications:i-xi_kan_.jpg?600 |}} === Примечания === * Некоторые школы используют //И-мэри//, а не //И-тю-мэри// для приблизительного получения //До-диез// * Обычное не-//мэри// //го-но-ХИ// (//И//)обычно повторяется с помощью большого пальца, а также в положении //мэри// если большой палец полностью закрывает отверстие. Если большой палец закрывает отверстие частично, то в некоторых пьесах //го-но-ХИ-мэри// и //го-но-ХИ-тю-мэри// повторяют с помощью дыхания, выдуваемого толчками. ==== III. Третья октава ==== {{ :shakuhachi:applications:gonoxa-a-jonnoxa1.jpg?600 |}} === Примечания === * Положение головы (в //мэри//) может слегка меняться от флейты к флейте * Как уже отмечалось, повторение ноты осуществляется ударом по отверстию #3 {{ :shakuhachi:applications:gonoxa-a-jonnoxa2.jpg?600 |}} === Примечания === * Положение головы (в //мэри//) может слегка меняться от флейты к флейте * Обе ноты //Ми-бемоль// повторяются с помощью отверстия #3, //сан-но-ХА// иногда с помощью отверстий #2 или #4; //ён-но-ХА// часто повторяется при помощи отверстия #4 === Еще распространённые ноты Дай-Кан === {{ :shakuhachi:applications:dajkan.jpg?600 |}} === Примечания === * Символы //дай кан// (大甲) иногда встречаются справа от ноты * Аппликатура может значительно отличаться от флейты к флейте * Отметим, что в альтернативной аппликатуре для //РЭ// отверстие #4 частично приоткрывается сверху, а не снизу * //ЦУ// повторяется за счет удара по отверстию #2, //РЭ// - #4, #3,#2 или (очень редко) #1. Если в //хонкёку// нет никаких дополнительных отметок, то используйте для повтора отверстие #3 * Для самых высоких нот нет стандартной аппликатуры для повтора