====== Дзиута ====== Словом дзиута называется музыка для [[japanesemusic:instruments:shamisen|сямисена]]. {{ :japanesemusic:jiuta-group.jpg|Музыканты Дзиута}} В музыке сямисэна принято выделять три группы: Ута-моно (песенный стиль), Катари-моно (былинный стиль, повествовательный) и минъё (народные песни). Минъё, которое опять же, как правило, поётся под аккомпанемент сямисэна, составляет отдельный жанр, несмотря на то, что некоторые фольклорные произведения имеют повествовательно-былинный стиль исполнения и сильно отличаются от всей остальной музыки для сямисэна. Поскольку все перипетии стилей слишком сложны, здесь будут описаны самые основные и популярные. Старейший стиль музыки для сямисэна --- это Сямисен-Коми-Ута. Так же как и в случае со стилем Куми-ута для кото, каждая пьеса --- это набор коротких песен с аккомпонементом, в этом случае --- сямисэна. Стоит отметить, что певец и играющий в этом случае так же одно и то же лицо. Этот стиль появился в районе города Осака и Киото, где по началу назывался Камигата, как упоминалось ранее в источниках, и является одной из старейших веток музыки для сямисэна: Камигата и Эдо. Стиль сямисен-Кумиута сменился стилем Дзи-ута, что в переводе значит песни земли. Как было сказано в статье про Сокёку, песни Дзи-ута в сочетании с кото создали репертуар Тэгото-моно, несмотря на то, что Дзи-ута и Тэгото-моно изначально были сочинены для сямисэна. {{youtube>small:mi3qwjF1XZI}} Музыкант оскского театра Кабуки Саката Хиёсиро приехал в Эдо (Токио), чтобы примкнуть к местному театру Кабуки, в котором часто использовалась музыка Дзи-Ута. В результате его участии в театре появился новый стиль музыки --- Нага-ута, что в переводе значит "длинная песня". В дальнейшем этот стиль был ещё более отточен исполнителями, стал популярен и использовался в основном для танцевальных программ. Для стиля Нага-Ута характерны длинные проигрыши и аккомпонемент ансамбля Хаяси, который включал в себя инструменты театра Но: флейту Но-кан и три типа барабанов. В музыку Нага-Ута вовлечено большое количество вокалистов, игроков на сямисэне и игроков Хаяси (порой до 30 человек). Все они носили специфические костюмы и восседали на специальной красной сцене, что давало особый визуальный эффект. {{youtube>small:upOKk5rMA20}} Второй жанр, Катари-моно, очень характерен для японской музыки. В Катари-моно есть свой особенный стиль вокала, который так не характерен для европейской музыки. Катари-моно --- это повествовательный стиль. Так же это можно назвать Йорури, потому что предшественником Катари-моно для сямисэна было так же повествовательное произведение, в котором рассказывалось о молодой особе по имени Йорури. Первая история о Йорури, следовательно, не пелась под аккомпанемент сямисэна. В начале периода Эдо в Камигата приехал мастер былинной музыки для сямисэна (к сожалению, его имя неизвестно). С ним приехали и другие люди, среди которых был и Такемото Гидайю (1651--1714). Он создал новый стиль Йорури под названием Гидайю-Буси для кукольного театра (впоследствии названного Бунраку) совместно с Чикумацу Монзаэмоном (1653--1724), самым известным автором текстов для Кабуки и кукольного театров. Сам термин "Буси (или Буши)" обозначает мелодию или наигрыш, но в этом случае он означает именно стиль или музыкальную школу. В дальнейшем мы опустим этот термин, поскольку он будет повторен много раз. {{youtube>small:a2hfV3OAHKY}} {{youtube>small:qHcI9qOIdzo}} Гидайю был доминирующим стилем в Камигата в то время как, в театре Кабуки в Эдо развились стили Като-Буси и Ичу-Буси. Ичу был создан в Киото и переехал в Эдо, всё ещё сохраняя дух Камигата. Като-Буси также отталкивался от стиля Камигата, но получил более яркие оттенки. Вскоре после созревания стилей Като и Ичу в Эдо появился ещё один пришедший из Камигата стиль Йорури, названый Бунго-Буси и имевший большой успех в Эдо. Не смотря на всю популярность этого стиля, он был запрещен Сёгунатом Токугава из-за провокационных текстов песен и сильного влияния этих текстов на людей. Далее стиль Бунго развивали два человека, основавшие школы Токивадзу-Буси и Син-Най-Буси. Ученики школы Токивадзу далее основали стиль Томимото-буси, который впоследствии сменился стилем Киёмото-Буси. Эти последователи пришли в театр Кабуки, заменив собой стили Ичу и Като. Исключение составляет стиль Син-най, который не вошел в театр, а в основном использовался в "голубых" кварталах Эдо. Вскоре после появления стиля Киёмото стиль Томимото исчез со сцены Кабуки. Таким образом, из всех известных повествовательных стилей музыки для сямисэна до нас дошли Киёмото, Син-най и Гидайю из Камигата. {{youtube>small:jYIEIn0Q91k}} {{youtube>small:MLmKiYiOWV4}} В конце периода Эдо появился ещё один стиль музыки для сямисэна, ставший популярным среди низшего сословия. Этот стиль назывался Ха-Ута. Он был характерен тем, что песни в этом стиле были достаточно короткими, а текст их был взят из старых песен популярных в начале эпохи Эдо. Один самурай в отставке на этой основе разработал более элегантный и утонченный стиль Утадзава. Вскоре после этого, как реакция на песни Утадзава, появились песни более короткие и более популярные, названные Ко-ута. Стиль Ко-ута стал самым популярным из трёх перечисленных. Следует отметить, что, несмотря на текущие тенденции распада в традиционной музыки Японии, песни Ко-ута были восстановлены после Второй мировой войны и используются в значительной степени в среде богатых бизнесменов. {{youtube>small:CbOUBQnzweE}} Со-кёку (популярные мелодии) --- это ещё один жанр песен под акомпонемент сямисэна. В этот жанр входят разнообразные популярные народные песни. Они так же были восстановлены и сейчас популярны в повседневной городской жизни. {{youtube>small:zHkU_hKUYoI}} В конце следует упомянуть ещё один очень популярный жанр музыки для сямисэна. Он называется Нанива-Буси. Песни в этом жанре также носят повествовательно-былинный характер. Предшественником жанра Нанива был жанр Секкйо-буси, представлявший собой смесь мотивов старого Гидайю и свежих новостей. Само имя Нанива происходит от географического названия города Нанива (сейчас Осака), где и был основан стиль. Музыка и тексты Нанва-Буси до определенного момента не были понятны и не были любимы людьми среднего класса в Японии. Песни были основаны на старых легендах, сказаниях и обычаях. Нанива-Буси стал популярным после второй мировой войны под влиянием американских популярных песен. {{youtube>small:gRKcEly5uEY}} Некоторые песни Минъё (народные песни) были сочинены под влиянием музыки для сямисэна. Доминирующим строем для сямисэна является звукоряд Ин. Источник:http://shakuhachi.ru/forum/showthread.php?t=879