====== Такэ-но-Мити: Путь бамбука. Руководство по исполнению классических сякухати хонкёку ====== . ---- //Перевод: [[users:rediska|М.Наталья]]// ---- . |{{ :books:translation:tokuyama_takashi:image002.jpg?600 |}}| ===== О данном руководстве ===== Этот документ является руководством для понимания некоторых специальных аппликатур и уникальных техник, которые присутствуют в нотах и записях //Токуяма//. Это руководство для начинающих. Оно содержит упоминание некоторых очень специфических техник, таких как //Коми Буки//. Именно эти уникальные и передовые методы должны быть изучены непосредственно с учителем. Если знание приобретается только через руководство, то понимание будет слабым и должного результата не получится. Если вы новичок в сякухати и хотели бы начать обучение (без учителя), то инструмент и руководство можно приобрести на сайте //Монти Левинсона// [[http://www.shakuhachi.com]]. ===== Расширенные пальцевые техники ===== ==== АТАРИ – воздействие на ноту ==== По сравнению с другими инструментами сякухати имеет широкий внутренний диаметр. Эта особенность делает затруднительным играть первую ноту четко. Чтобы компенсировать этот недостаток была и придумана техника //атари//. Чтобы играть ноту чётко, её играют дважды. //Атари// для //мэри// и //кари// звука выполняется совершенно таким же образом. Эта техника должна выполняться быстро (в отличие от крайне медленного стиля школы //Кинко//). Как правило, в школе //Тодзан// техника //атари// не используется. Но в школе //Кинко// этот метод используется почти для каждой ноты. Это чаще всего используется в //хонкёку//, но бывают некоторые исключения. Например: ХА-ТИ-РЭ (в школе //Кинко// или РИ-ТИ-РЭ или ХИ-ТИ-РЭ). В обычном стиле //Кинко//, РЭ всегда играется с ударом, но в //хонкёку// удар никогда не идёт. То же самое можно сказать про фразу РЭ-ЦУ-РО. Номер пальца, которым совершается удар, записывается иероглифом слева или справа от ноты. Когда с обоих сторон записаны различные цифры, то это означает, что возможны оба варианта. //Атари// так же может меняться в зависимости от местных традиций или ощущения пьесы. ==== Пальцевые комбинации ==== {{:books:translation:tokuyama_takashi:image003.png?600|}} Перемещайте пальцы в порядке номеров, которые совпадают с китайскими иероглифами. Не используйте технику школы //Тодзан// //«Моми Тэ»//, когда играете эти ноты. Каждый палец выдает четкий и конкретный звук. {{:books:translation:tokuyama_takashi:image005.png?50 |}} **ЦУ РЭ** – Начинается в положения пальцев «ЦУ» с открытым отверстием #4. Когда вы закроете отверстие #4, начинайте дуть. Как только вы получаете звук «ЦУ», переходите к «РЭ». {{:books:translation:tokuyama_takashi:image007.png?50 |}} **ХА РО** – начинается с закрытыми отверстиями #1 и #3 и затененными отверстиями #2, #4, #5. Начинаем дуть тихо, делая //мэри// (небольшое снижение угла подбородка). Когда появится звук, играем высокое «РО». Убедитесь, что //мэри//-//кари// (движение подбородка) очень небольшое при переходе от «ХА» к «РО». {{:books:translation:tokuyama_takashi:image009.png?50 |}} **РО мэри РО** – Начинается в //мэри// с опущенным подбородком до максимума. Откройте отверстия #2 и #4. Дуйте, когда вы закрываете отверстия. После создания первого звука перейдите к обычному «РО». Первая нота должна быть O-//мэри// (большое //мэри//). Чем ближе высота к «ХА», тем лучше. {{:books:translation:tokuyama_takashi:image011.png?50 |}} **ХА И** – Начинайте с аппликатуры, как в «И» (или «ХА» с открытым отверстием #5) и закройте отверстие #5. (Произведите звук, когда вы закрываете отверстие, затем быстро его откройте). Не играйте звук «И» слишком сильно. Он должна использоваться, как эхо звука «ХА». {{:books:translation:tokuyama_takashi:image013.png?50 |}} **У ХА** – «У» играется в //мэри// с отверстиями #1 и #3 //казаси// (слегка прикрытыми). Этот метод часто используется при исполнении мелодии //Кимпо// стиля школы //Нэзасаха//. Сразу же после исполнения звука «У» переходите к «ХА» и одновременно ударьте по отверстию #5. В высокой октаве //атари// (удар) для «У» иногда не используется. Например, в школе //Мэяндзи// в //Киото// вы часто будете видеть «ФУ» {{:books:translation:tokuyama_takashi:image015.png?40|}} (что означает: нет удара), следующую за «ХА». ===== Смена пальцев ===== {{:books:translation:tokuyama_takashi:image019.png?30 |}} **А** - является заменой в низкой октаве «ХА» //мэри//. От аппликатуры «ХА» делаете подбородок немного //мэри// и закрываете отверстия #3. Это часто используется в конце фразы и играется на одном дыхании. «А» выполняет такую же роль, как //отоси//. {{:books:translation:tokuyama_takashi:image021.png?30 |}} **У но САН** - Звучит так же, как «У», но аппликатура отличается. Подбородок поднимаем слегка вверх (как в //кари//), открыто только отверстие #3, дуем резко. Эта аппликатура используется только в высокой октаве. {{:books:translation:tokuyama_takashi:image023.png?30 |}} **И** - Как и в «У но САН», но с небольшими изменениями в аппликатуре. Подбородок немного вверх (как в //кари//), дуем резко, отверстия #2 и #3 открыты. Играется только в высокой октаве. __Примечание__: Вы можете заметить различия между «И» и «У но САН» только на натуральной бамбуковой сякухати (//Дзи-Наси//), на которых иногда предпочитают играть //хонкёку//. Когда играешь на сякухати с современной настройкой, вы не заметите никакой разницы между двумя нотами, поэтому вы можете использовать любое обозначение или аппликатуру. {{:books:translation:tokuyama_takashi:image025.png?30 |}} **КИ** - это альтернативная аппликатура РО. Откройте отверстие #5 и играйте в положении МЭРИ. Этот характерный мягкий звук используется в таких мелодиях, как "Тамукэ" и "Акэбоно он Сирабэ" {{:books:translation:tokuyama_takashi:image027.png?30 |}} **РА** - Техника, используемая для повтора за звуком «ХА» закрытием отверстия #4. Обычно это представляется в виде «ХА РА» или «ХА РА ХА РА». В этом случае производится удар по отверстиям #5-4 или 5-4-5-4. {{:books:translation:tokuyama_takashi:image017.png?30 |}} **РУ** - Играется ударом по отверстию #1, независимо от того, какая нота была предыдущей. Воздействие [на ноту] проявляется не только в быстром закрытии, но и в быстром ударе по отверстию. Палец должен быстро выполнять закрывающее и открывающее движение. {{:books:translation:tokuyama_takashi:image029.png?70 |}} **КОРО КОРО** — начинается с прикрытия отверстий #4 и #5 в //казаси// и подбородком в позиции //мэри//. Отверстия #1 и #2 поочередно открываются и закрываются, но оба отверстия должны быть закрыты на краткий миг. (Вы так же можете начать с открытия отверстия #2). Когда открыто отверстие #1 или #3, слышен звук «ХА». Когда оба отверстия закрыты, слышен звук «РО». Мягкий переход между этими двумя звуками называется //коро коро//. Секрет //коро коро// заключается в сочетании мягкого тона и переменного движения пальцев. Пальцы не должны слишком сильно прижиматься к отверстиям. {{:books:translation:tokuyama_takashi:image031.png?70 |}} **ХА РА РО** — Дуем мягко со слегка прикрытыми отверстиями #2, #4 и #5 //казаси// (прикрытыми наполовину) и подбородок в положении //мэри// (высота такая же, как «ХА»). После создания звука, немедленно переходите к «И» (высота как у «РО») убирая пальцы из положения //казаси// и потом делаем //кари//. Удерживаем эту ноту, а потом делаем //мэри//. Когда вы дойдёте до высоты «ХА» (как и в начале), ударьте по отверстию #2 и переходите к «РО». (При игре «РО» подбородок возвращается в нормальное положение.) Этот прием трудно выполнить. Существует поговорка, «3 года для //ха ра ро//, 8 лет для //коро коро//». Для этих двух методов необходимы мягкое дыхание и хорошее движение //кари//-//мэри//. {{:books:translation:tokuyama_takashi:image033.png?320 |}} **ХО, ХОРО И, ХОРОРО, ХОРОХОРО** Техника, аналогичная //коро коро//, но в ней присутствует меньше движений пальцев. Играем «ХО» с пальцевыми отверстиями #2, #4, #5 //казаси// и подбородком в положении //мэри//. Отверстия #1 и #2 поочередно открываются и закрываются, это даст вам звук «РО» и завершится, когда отверстия #2 и #1 закрыты. По высоте это будет звучать как если бы вы играли //ха ра ро//, «ХО» повторяется ударом по отверстию #2. ===== Техники подбородка ===== ==== ЮРИ – создание вибрато путем качания головы ==== Если //атари// является основной техникой для пальцев, то //юри// является основной техникой для подбородка. Для классических //хонкёку// [в одной пьесе] используется //юри// одного типа (без комбинаций). Но оно часто используется в //хонкёку// от //Кюсю// до //Тохоку.// Существует несколько техник //юри//: * **ЁКО ЮРИ** (покачивание из стороны в сторону) * **ТАТЭ ЮРИ** (покачивание вверх и вниз) * **КАРИ ЮРИ** (покачивание в положении //кари//) * **МАВАСИ ЮРИ** (круговые движения) Так же существует разница между большим и малым //юри//. |{{ :books:translation:tokuyama_takashi:image037.png?30|}}|**ЁКО ЮРИ** (из стороны в сторону). Это //юри// выполняется без понижения тона. Начиная с длинной ноты (удерживая [звук]), потом переходим к лёгким покачиваниям флейты. После 4-5 покачиваний переходите к естественной остановке и затуханию звука. Это является основной формой //ёко// //юри//.| |{{ :books:translation:tokuyama_takashi:image035.png?30|}}|**ТАТЭ ЮРИ** (вверх и вниз). Это покачивание вызывает изменение тона. Для основной ноты делаем //мэри//, затем возвращаемся к исходной ноте и так делаем несколько раз. Обычно такого рода //юри// выполняется медленно и глубоко вначале и быстро и слабо в конце. Это часто используется в //хонкёку// //Кюсю// и //Осю// (северная Япония).| |{{ :books:translation:tokuyama_takashi:image039.png?30|}}|**КАРИ ЮРИ** (вверх и вниз) От основного тона происходит переход на пол тона выше, а затем возвращаемся к исходной ноте и так несколько раз. В партитуре //кари// //юри// записывается справа и используется редко.| |{{:books:translation:tokuyama_takashi:image041.png?30 |}}|**KA (//кари//)** – Не меняем пальцы, создавая звук на полтона выше, меняем угол наклона подбородка [подбородок приподнимается — прим.пер.].| |{{:books:translation:tokuyama_takashi:image043.png?30 |}}|**MЭ (//мэри//)** – Понижение высоты звука на половину тона, уменьшая угол наклона подбородка [подбородок опускается — прим.пер.].| |{{:books:translation:tokuyama_takashi:image045.png?25 |}}|**СУРУ** – Используется, когда нужно начать играть звук мягко и тихо. Сначала играем звук более низкий (//мэри//), чем начальная нота, потом медленно приводим его к ноте, делая движение //кари//. Эта техника используется в таких пьесах, как //Санкёрэи// – //Классических Санкёку// [//«Три классические пьесы» - //Кёрэи// («Пустой колокол»), //Мукаидзи// («Флейта над туманным морем»), //Коку// («Пустое небо») - прим.пер.//], //Кумоидзиси//, и //Сино но Кёку//.| Более подробно об этих пьесах можно прочитать здесь - [[shakuhachi:repertoire:honkyoku|]] |{{:books:translation:tokuyama_takashi:image047.png?25 |}}|**СУРУ АГЭ** – Эта техника используется, когда нужно сделать переход между двумя нотами. Это достигается путем соскальзывания пальца вверх. Техника сопоставима с западным глиссандо.| |{{:books:translation:tokuyama_takashi:image049.png?30 |}}|**ФУРИ** – Зачастую //фури// не записывается. Когда звук повторяется два или более раз, небольшое покачивание головой выполняется сразу же после последнего удара. Это дает звук с измененным качеством. Во время покачивания головы происходит сначала понижение звука, а затем звук возвращается к нормальной высоте. Техника //фури// не является абсолютно необходимой. Она придёт к вам естественно, как только вы поймёте сущность //хонкёку//. Если вы играете слишком медленно или слишком чисто, вы получите //наяси//, которая является совсем другой техникой.| |{{:books:translation:tokuyama_takashi:image051.png?30 |}}|**ОТОСИ** – Эта техника выполняется путём понижения звука на пол тона или тон перед окончанием фразы. Звук //отоси// должен быть коротким. Он получается путем частичного прикрытия пальцем отверстия и ухода в //мэри//.| |{{:books:translation:tokuyama_takashi:image053.png?30 |}}|**НАЯСИ** – Нота, предшествующая этому символу снижается на один полный тон прежде чем она игралась. Играется сильно и четко, используя комбинацию подбородка (//мэри//) и пальцев. Затем звук возвращается к полной ноте. Весь звук должен быть сбалансированным. Убедитесь, что часть не-//мэри// играется не слишком сильно.| |{{:books:translation:tokuyama_takashi:meri_komi.png?30 |}}|**МЭРИ КОМИ** – После игры ноты, высота снижается на полтора тона, а затем возвращается к оригинальному звуку. Для этой техники не используется изменение аппликатуры или воздействия на отверстия. В большинстве случаев, нота перед и после //мэри коми// остается той же самой.| ===== Техники дыхания ===== **ИРО** – «Окраска Тона» или «Текстура Звука». Не пытайтесь как либо окрасить тон. Просто играйте фразу с правильным типом дыхания. Когда играете ноту, главное не переусердствовать. Окраска //иро// используется для фразы, а не для одной ноты. **ФУКИ КОМИ** – Сильное дыхание. //Хонкёку//, как правило, играют клиновидным дыханием (сначала сильно, а затем с затуханием). Громкость в конце фразы, как правило, становится тише. Но с //фуки коми// нота остаётся сильной и в конца фразы. **КОМИ БУКИ** – Кратковременное дуновение. Эта техника была принята в ветви //Кимпу// школы //Нэзасаха//. Нота периодически повторяется без использования языка и горла. Это техника была рождена жестокой холодной погодой и ветреной зимой области //Цугару// (//Аомори//). **ТАМА** – Это сокращение от //тама-нэ//. Для получения этого звука вы должны заставить язык дрожать для того, чтобы создать сильный звук. Постарайтесь, чтобы получился перекатывающийся звук «Тррррр», сохраняя ваши губы расслабленными, а положение языка - нормальным - у верхнего нёба. **ТАВА НЭ** – Так же известная, как //катигурума//. Используя //таба нэ//, звук получается булькающий. Он похож по силе на произношение «Р» в немецком языке. С некоторой практикой //таба нэ// и эта техника могут быть достигнуты любым человеком. ===== Аппликатура ===== {{ :books:translation:tokuyama_takashi:image055.png?600 |}}