====== ГЛАВА 1: ПАРАДИГМА ИНСАЙДЕРОВ/АУТСАЙДЕРОВ ======
----
===== 1.1 Концепция и проблемы парадигмы инсайдеров/аутсайдеров =====
**ДИХОТОМИЯ** - 1) последовательное деление целого на две части; 2) деление класса на два противопоставляемых друг другу подкласса
В настоящем исследовании рассматривается дихотомия инсайдеров/аутсайдеров потому что и те и другие являются частью традиции //сякухати//. Идея инсайдеров и аутсайдеров оказала больше влияние на саму традицию, на то, какая это традиция существовала, в каком виде она существует сейчас, и каким образом передается. Всё это будет описано ниже. Соответственно, описание традиции //сякухати// лучше всего начать с обсуждение понятий «инсайдер»/«аутсайдер».
Польза в разделении инсайдера от аутсайдера в описании традиции //сякухати// отчасти зависит от степени, в которой можно чётко определить термин «является ли человек членом традиции //сякухати//» и «человек не является членом традиции //сякухати//», то есть насколько точно можно описать инсайдеров и аутсайдеров в данном контексте. Хотя дифференциация между инсайдерами и аутсайдерами в этнографической литературе во многом зависит от конкретной политической и культурной жизни, и в последние годы попадает под всё более пристальное внимание фольклора и этнологии, для данного исследования это имеет большое значение, потому что развивает определенную концепцию членства в традиции //сякухати//. Концепция инсайдеров/аутсайдеров представляет собой ряд проблем (задач) в контексте описания любых музыкальных традиций, культуры или народа. Типичной парадигмой, которая была принята многими этнографами и этномузыковедами до недавнего времени, была следующая: «аутсайдер» - это тот, кто имеет «внутреннюю» информацию о группе людей, которых он/она изучает.
В рамках этой исследовательской парадигмы исследователь определяет своё место следующим образом:
- он/она пишет для аудитории, которая не обладает знаниями инсайдера;
- люди получают знания о том, что «внутри» (об «инсайдерах» и их традиции);
- он/она, вкладывая в исходный материал описания о людях, изученных частично, говорит об «аутсайдерской объективности». «Частично» потому, что писатель обладает информацией того, что «внутри», а читатель – нет. Исследователь, писатель может даже считать, что его/её знания даёт ему право на определенные полномочия: оказывать влияние на людей и обучать их традиции.
Что-то не может быть признанно или описано как исследования или результирующие описания, потому что должно быть рассмотрено в более широком и политическом контексте, в котором писатель и его читатели становятся «настоящими инсайдерами» в вышестоящей культуре (в западном понимании), причем исследователям, которые являются аутсайдерами, отводится более высокий культурный уровень.
Еще одной проблемой в этом типе парадигмы является то, что рассматриваемые народы, культуры и традиции в музыке воспринимаются как объекты, которые имеют мало взаимосвязи с остальным миром или с писателем, который действует вне контекста времени и произошедших перемен. Как в частности указал Клиффорд, народов, культур и традиций не существует. Недостатки такого рода письменного изложения возможных действий и путей преодоления, а также другие, связанные с этим вопросы, рассматриваются в //«Описанные Культуры»// (Клиффорд и Маркус:1986) и в других трудах.
===== 1.2 Инсайдеры и аутсайдеры в традиции сякухати =====
Однако остается фактом, что независимо от проблематики инсайдеров/аутсайдеров в более широком определении этнографии, понятие «инсайдер» против «аутсайдера» играет роль проникающей традиции //сякухати//. Вполне вероятно, что мотивация многих исполнителей //сякухати// в Японии состоит в том, чтобы:
- научившись играть на инструменте и в дальнейшем принимать активное участие в традиции;
- желание идентифицировать себя и быть лояльным к другим членам традиции, как инсайдерам.
Определение «инсайдера», которого придерживаются многие исполнители //сякухати//, скорее всего начинается с принадлежности к собственной этнической группе (японской). Казалось бы, многие японцы разделяют мнение о том, что всё, что связанно с японской культурой, в том числе и исполнители //сякухати//, должны родиться в японцами. Не-японцы – аутсайдеры, //гайдзин// (外人) являются наиболее часто употребляемыми словом в Японии для любого не-японца, и обычно переводится на английский, как иностранец. Два китайских иероглифа, которые составляют слово //гайдзин// буквально обозначают «вне» и «человек, личность».
Слово «иностранец» не совсем точно передает смысл слова //гайдзин//. Это может быть не совсем «иностранец». Человек может рассматриваться более или менее чужим определенной группе. Это, в свою очередь, предполагает возможность стать в большей или меньшей степени иностранцем в изменившихся обстоятельствах. Такие противопоставления «внутри» и «снаружи» или «черное» и «белое», являются абсолютной противоположностью, не позволяющую допустить относительность. Ты либо внутри, либо снаружи. Поскольку это относится только к японцам, родившимся в Японии, люди, которые //гайдзин// – по определению являются полными и постоянными аутсайдерами. Исполнитель-//гайдзин// //сякухати// также никогда не станет «инсайдером» //сякухати//-традиции в сознании многих японцев. Это абсолютное определение инсайдера и аутсайдера. Но отойдем от этого утверждения и заменим менее этноцентрическим определением, представленным ниже.
Следует подчеркнуть, что всегда есть исключения из изложенных выше мнений, которые, как и всякая письменная форма передачи информации, никогда не могут представить и передать реальность и вызвать чувства. Есть японцы, которые не согласны с такой дифференциацией инсайдеров/аутсайдеров. Кроме того, такая дифференциация отнюдь не однозначно японская черта. Многие представители западной культуры всегда видели и продолжают видеть себя в качестве доминирующей мировой культуры в политическом, экономическом и социальном плане.
===== 1.3 Определение инсайдеров и аутсайдеров в традиции сякухати =====
В данной диссертации я предварительно определю «инсайдеров» //сякухати// по трем критериям. Членом традиции сякухати является тот, кто: 1) активно участвует в традиции и играет важную роль в формировании способов передачи традиции; 2) приобретает своего рода признание, делает это в традиции; и наконец, 3) определяет себя в качестве «инсайдера». Из трёх критериев первый – наиболее весомый.
Те, кто принимают активное участие, должны быть дополнительно определены (описаны). Первое, что напрашивается – человек играет на //сякухати//. Существует проблема, которая состоит в точном определении слова «играть». Тот, кто в течении нескольких лет от случая к случаю занимался с инструментом – не «играет» на инструменте так же, как тот, кто занимался профессиональным исполнением бОльшую часть своей взрослой жизни (1).
(1) Были попытки написать диссертацию на не-сексистком языке, насколько это возможно. Однако традиция //сякухати// в Японии – почти исключительно прерогатива мужчин, в силу исторических и социальных факторов. Хотя эти определяющие факторы не действуют за пределами Японии, но в отношении исполнителя будет использоваться мужской род.
С другой стороны, согласно приведенному выше определению, любой ученик, начинающий с энтузиазмом, японец или не-японец, может рассматриваться в качестве «инсайдера», активно и регулярно практикующего игру на инструменте, будучи признан в качестве «начинающего» и идентифицируется с его новой деятельностью. Идея о том, что начинающий занимает важную позицию в традиции, не является уникальной для //сякухати//, но является общим со многим в традиционной японской культуре. Термин //«разум начинающего»// (初心, //сёсин//) обычно используется как описание «чистоты первого вопроса», состояния души, которую, по сути, желательно сохранить, и одновременно усовершенствовать годами многолетней практики: как следует из названия книги //«Сознание Дзэн — Сознание Начинающего»// (//Судзуки//:1970) .
Если единственным методом активного участия в традиции является обучение, то где найти учителя //сякухати//? Является ли начинающий исполнитель больше инсайдером, чем инсайдерский учитель, который глубоко изучал различные аспекты традиции десятилетия назад, но который никогда не играл на инструменте? Такие ученые принимают активное участие в традиции, хотя и иным способом, чем исполнители на инструменте. Ученые, чьи основные области исследования, включая некоторые аспекты этого документа, путём активного исследования инструмента не признавались в качестве инсайдеров традиции сякухати, будут считаться инсайдерами в этой диссертации, особенно если они сами считают себя таковыми.
Существует также вопрос о не играющих «покровителях» традиции //сякухати//, которые посредством больших финансовых взносов в значительной степени влияют на традицию, и её передачу. Поскольку такое покровительство часто имеет решающую роль в определении того, какие пьесы и/или исполнители успешны в условиях передачи от поколения к поколению, определенные покровители в контексте этой диссертации будут рассматриваться, как инсайдеры.
Таким образом, «тот, кто активно участвует», тот задействован хотя бы в одной из трёх областей:
- исполнение или обучение;
- стипендии; и
- покровительство.
Все три метода активного участия могут сыграть существенную роль в формировании традиции. Инсайдер в традиции - это тот, кто активно участвует в одной или нескольких из вышеупомянутых методов и соответствует второму и третьему критериям первоначального определения, то есть признается в качестве инсайдера и сам определяет себя в качестве такового.
И наоборот, «аутсайдером» будет считаться тот, кто неактивно участвует в традиции, не признается в качестве инсайдера другими специалистами этой традиции и/или не отождествляет себя с традицией. Например, тот, кто изучал инструмент в прошлом, но оставался при этом всё еще начинающим, то есть до получения каких-либо лицензий или другого признания, будет «аутсайдер». Он больше не будет активно участвовать в традиции. Кроме того, он не будет иметь признание в рамках традиции, а также, вероятно, не считает себя членом какой-либо традиции. Таким образом, он не отвечает всем трём критериям.
==== 1.3.1 Слои инсайдеров внутри традиции сякухати ====
Выше определенные описания являются только набросками общей дифференциации между инсайдерами и аутсайдерами //сякухати//. Традиция //сякухати// не так проста, как понятие «наш/не наш», эта дихотомия вытекает из определений. Чтобы быть более точным в иерархии слоёв «инсайдеров» можно легко разделить участников традиции //сякухати//. Например, большинство исполнителей //сякухати// считают себя не только инсайдерами традиции в целом, но и меньшей, особенной частью //сякухати// традиции – такой как //рю// (流, секта или школа) или аналогичной организации, или даже небольшой группы, состоящей только из учеников одного преподавателя. За прошедшие века, большинство традиций //сякухати// было передано в контексте //рю//, по крайней мере в качестве количества исполнителей. В первоначальном смысле «текущий, поток, течение», слово //рю// также имеет значение «стиль, мода, тип, форма, манера; школа, система; класс, отряд, ставка, ранг, степень». Также //рю// часто используется в сочетании с другим иероглифом – //ха// (派, партийная группа, клИка; фракция, секта, школа) в форме слова //рюха// (流派), которое можно перевести, как «школа мысли; система».
Институт (учреждение) //рюха//, как оно существует сегодня, является относительно новым явлением в традиции //сякухати//, и датируется по большей части концом 19-го века. Однако тенденцию к формированию фракций или групп среди исполнителей //сякухати// можно наблюдать по крайней мере с начала 18-го века. //«Кётаку Дэнки Кокудзикай»//, написанная в 1795г., перечисляет многочисленные //ха// внутри Фукэ-сю, которые существовали по всей Японии. С начала этого века большинство исполнителей //сякухати// относятся к //рю// или аналогичной организации, крупнейшая из которых //Тодзан рю// (都山流). С 1980-го года наблюдается тенденция отхода от больших //рю//, а число независимых исполнителей занимает более заметное место. Этому способствовал ряд факторов, например таких, как более широкое использование специальных обозначений, не относящихся к конкретной //рю//. Многие исполнители рассматривают //сякухати// как инструмент, не отличающийся от западных музыкальных инструментов, то есть не принадлежащий какой-либо конкретной //рю//. Тем не менее, даже в 1990-х годах, один из главных вопросов, которой задают друг другу исполнители //сякухати// при встрече – к какому //рю// они принадлежат и кто их учитель.
==== 1.3.2 Место автора в традиции сякухати ====
Считаю уместным определить положение автора в традиции //сякухати// с точки зрения приведенных выше определений и описаний. Такое положение частично определяется аргументированностью тезисов, а также помогает ответить на вопрос: какой я вижу традицию //сякухати//?
Траймилос поднимает проблему права (наименования) и другие вопросы, связанные с уникальной проблематикой этномузыкологии на примере малых культур (американцев филиппинского происхождения) и не-коренных исполнителей (исполнителей //Кото// не-японцев). Хотя это «нерешенный вопрос», он подразумевает, что данное право относится к чувствам культурной идентичности и приверженности. Согласно Траймилосу, если рассматривать и того и другого, то сильнее тот человек, кто родился в той или иной культурной среде, чем тот, кто принял эту культуру.
Однако истинность последнего заявления может быть принята, как разница между инсайдерами и аутсайдерами, которые определяются в основном по рождению, и подразумевает различие, которое является слишком категоричным, чтобы точно отобразить реальность.
Например, «индивидуальное разнообразие», которое находит Раян во всех австралийских музыкальных группах, безусловно, существует и в традиции //сякухати//, несмотря на японскую однородность. Немногие «инсайдеры» традиции //сякухати// находятся «внутри» в точно такой же степени, не смотря на абсолютное различие слов «внутри» и «снаружи», о чем говорилось выше.
Подробное описание слоя «инсайдеров», к которому я принадлежу, заключается в следующем. Я вступил в ассоциацию //Тодзан рю// в 1971 году, когда я начал брать уроки //сякухати// у учителя //рю// - //Хосида Итидзан II// (二世星田一山). Я официально стал членом этой //рю// после присуждения «начальной степени». Положение моего статуса «инсайдера» может быть квалифицировано, как нахождение внутри традиции //сякухати// в качестве члена //Тодзан рю//, а внутри //Тодзан рю// как ученика //Хосида//, а внутри учеников //Хосида// - как новичок. Будучи учеником //Хосида//, даже новичком, это способствовало получению мной ранга инсайдера, поскольку //Хосида// имел один из высших рангов учителей //Тодзан рю// округа //Кансай//.
Через восемь месяцев с начала моего обучения //сякухати//, я сменил преподавателя, и был представлен учителю, который преподавал классическую игру на //сякухати// или //Котэн хонкёку//, жанр музыки, которого нет в репертуаре //Тодзан рю//. Новый учитель, Сакаи Тикухо II (二世酒井竹保), в то время был //иэмото// или глава //Тикухо рю//.
Сменив учителя, я сменил своё положение в качестве инсайдера традиции //сякухати//. Прежде всего, хотя я и являлся инсайдером традиции в целом, я стал чужой для //Тодзан рю// и больше не являлся членом крупнейшего братства исполнителей //сякухати// в Японии. С другой стороны, становясь учеником сына основателя //Тикухо рю// и своего нынешнего учителя, относительный уровень моего «инсайдерства» в моём новом //рю// увеличился по сравнению с моим уровнем в направлении //Тодзан рю//.
Изучив все классические пьесы //хонкёку//, я также стал частью инсайдерской традиции, являющейся важным фактором даже в сознании многих членов //Тодзан рю//, которые считали чуждыми большинство традиционных жанров в традиции //сякухати//.
В начале 1980-х годов, //Тикухо II// заболел и больше не преподавал //сякухати//, после этого я начал брать уроки у //Ёкояма Кацуя//. Как и //Тикухо II//, //Ёкояма// является главой организации //Тикусинкаи// (竹心会, Дух Бамбуковой Партии). Отец //Ёкояма// был довольно известной фигурой в //Кинко рю//, которая в отличие от //Тикухо рю// и //Тодзан рю//, не является организацией с единственным //иэмото//, а школа (как «Школа искусств»), или стиль, ограничена системой нотации и репертуаром, переданным //Куросава Кинко// своим ученикам. Хотя это и не называется //рю//, но //Тикусинкаи// действует как единое целое (2).
(2) Существует возможность для утверждения аргументов Гуцвиллера, который утверждает, что только две ветви //Кинко рю// (одной из которых является филиал учителя Гуцвилера) выполняют все функции //рю//, что подтверждает «создание инструментов, обучение, организация концертов, печать и издание своей музыки и так далее». //Тикусинкаи// делает всё вышеизложенное, за исключением публикации своей собственной музыки. Эта последняя функция не рассматривается, так как утрачивает своё значение.
Членство в //Тикусинкаи// не учитывает важность членства в //Тодзан// или //Тикухо рю//, или одного из самых крупных филиалов в //Кинко рю//, таких как //Тикусинкаи// (竹友社). Будучи учеником //Ёкояма// или одним из его учеников, я это всегда подчеркиваю. Это происходит отчасти потому, что репертуар //Ёкояма// берется из трёх различных источников: //Кинко рю// по отцу, //Мёан// хонкёку, лично переданную //Ватадзуми Досо//, и известную так же, как //Адзума рю// (吾妻流), которая основана //Фукуда Рандо// (福田蘭堂), третьим учителем //Ёкояма//. Обучение у //Ёкояма// и исполнение репертуара, который также содержит большой процент современных композиций, не связанных с каким-либо //рю//, являет собой пример эклектического характера многих из активных исполнителей //сякухати// 1970-х годов.
**Эклектика** — соединение разнородных, внутренне не связанных и, возможно, несовместимых взглядов, идей, концепций, стилей и так далее
Наряду с //Ёкояма// можно наблюдать и другие тенденции к сокращению числа слоёв в «инсайдерстве» традиции //сякухати//. Иерархия и слой инайдеров/аутсайдеров, созданных //рю//, основаны на положении о себе, своих учителях в рамках //рю//, отвергает некоторых инсайдеров традиции //сякухати// и более универсальную иерархию, частично основанную на музыкальности, как это определено в западных условиях.
Не смотря на множество проблем, связанных с типами дифференциации, вытекающими из дихотомии инсайдеров/аутсайдеров, данная дихотомия имеет отношение к настоящему исследованию в связи с важностью её для членов традиции //сякухати//. В этом исследовании этноцентрические определения инсайдеров/аутсайдеров, как описано выше, будут заменены определениями, которые будут более универсально применяться.
В этой главе мы поговорили о понятии инсайдеров/аутсайдеров. Я рассказал о некоторых проблемах, которые могут возникнуть при использовании этих понятий, особенно в исследовании и написании этнографических исследований. Были обсуждены формы проникновения, с которыми дихотомия инсайдеров/аутсайдеров главенствует в японской культуре в целом и в традиции //сякухати// в частности. Наконец было представлено определение и уточнение понятий инсайдеров и аутсайдеров в традиции сякухати, как они относятся к этой диссертации. Последовательность двух исследований литературы традиции //сякухати//, будет рассмотрена в четырёх категориях, связанных с передачей процесса, определяемые понятиями инсайдеров и аутсайдеров.